Найти тему

#Рабочая программа ДОП курса по финансовой грамотности «Приключение кота Белобока, или экономика малышей" в ворде

Рабочая программа дополнительного образовательного курса

по финансовой грамотности

«Приключение кота Белобока, или экономика малышей»

для детей 5 – 7 лет

срок реализации - 2 года

Оглавление:

1. Пояснительная записка …………………………………………………………………3

2. Направленность дополнительной общеобразовательной программы……………….3

3. Актуальность…………………………………………………………………………….3

4. Педагогическая целесообразность……………………………………………………..4

5. Отличительные особенности программы……………………………..……………....4

6. Адресат программы……………………………………………………………………..4

7.Уровень программы, объем и сроки реализации -------………………………….…….5

8.Формы обучения………………………………………………………………………....5

9.Режим занятий……………………………………………………………………………5

10. Особенности организации образовательного процесса……………………………..5

11. Цель программы………………………………………………………………………..6.

12.Задачи программы……………………………………………………………………....6

13.Учебный план…………………………………………………………………………...6

14. Содержание программы…………………………………………………………….…7

15. Планируемые результаты……………………………………………………………..10

16. Календарный учебный график программы…………………………………………..10

17.Условия реализации программы…………………………………………………… …13

18.Формы аттестации……………………………………………………………………....13

19. Оценочные материалы………………………………………………………………....14

20. Методические материалы……………………………………………………………...15

21. Список литературы……………………………………………………………………. 15

  1. Пояснительная записка

Рабочая программа дополнительного образовательного курса по финансовой грамотности «Приключение кота Белобока, или экономика малышей» разработана на основе региональной модульной дополнительной образовательной программе по финансовой грамотности «Приключение кота Белобока, или экономика малышей», используя занимательные задания для детей старшей и подготовительной к школе группы разработана в соответствии в с введением в действие ФГОС ДО.

Образовательная программа «Приключения кота Белобока, или экономи­ка для малышей» (далее - Программа) разработана в целях финансового про­свещения детей старшего дошкольного возраста. Данная Программа разработана в рамках проекта «Содействие повыше­нию уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового обра­зования в Российской Федерации», реализуемого Министерством финансов РФ совместно с рядом федеральных органов исполнительной власти и при участии Международного банка реконструкции и развития (МБРР).

Программа образовательного курса обеспечивает разностороннее развитие детей в возрасте от 5 до 7 лет с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей по познавательному развитию. Методика программы образования учитывает возрастные особенности дошкольников и дидактические принципы развивающего обучения. Развивающие задачи решаются с учетом индивидуальности и темпом развития каждого ребенка. Задания составляются таким способом, чтобы дети могли упражняться в правильном употреблении сформированных грамматических категорий, активизации отработанной лексики.

2. Направленность программы

Направленность программы: естественнонаучная.

Уровень сложности программы: стартовый уровень финансовой грамотности детей дошкольного возраста - предполагает использование и реализацию общедоступных и универсальных форм организации материала, максимальную заинтересованность в решении сложного материала предлагаемого для освоения содержания программы по финансовой грамотности детей дошкольного возраста.

Программа направлена на достижение следующих целей:

формирование первичных экономических представлений и компе­тенций;

развитие экономического мышления дошкольников;

воспитание социально-личностных качеств и ценностных ориенти­ров, необходимых для рационального поведения в сфере экономики.

3. Актуальность дополнительной образовательной программы

Требования современного общества сделали проблему экономического образования актуальной относи­тельно данной возрастной группы.

Финансовое просвещение и экономическое воспитание - сравнительно новое направление в дошкольной педагогике. Многочисленные исследования последних лет свидетельствуют о необходимости внедрения экономического образования с дошкольного возраста, когда дети получают первичный опыт участия в элементарных экономических отношениях, происходит их приобще­ние к миру экономической действительности.

В современной концепции образования подчеркивается особое значение дошкольного возраста в формировании и развитии уникальной личности ре­бенка. Так как на этом этапе закладываются основы личностной культуры, обеспечивается освоение первоначальных социокультурных норм. Это является фундаментом для приобретения в будущем специальных знаний и навыков.

4. Педагогическая целесообразность

Данная образовательная программа педагогически целесообразна, т.к. органично вписываясь в единое образовательное пространство дошкольной образовательной организации, становится важным и неотъемлемым компонентом, способствующим познавательному развитию детей.

программа с математическим направлением, В Программе органично аккумулированы научные разработки в области современных методик формирования у дошкольников элементарных математических представлений и практический опыт работы педагогов с детьми в области организации познавательной деятельности на занимательном математическом материале.

5.Отличительные особенности программы

Отличительной особенностью данной программы является комбинация и интеграция различных методов, приемов и форм в игровых технологиях. Содержание программы предполагает организацию деятельности детей старшего дошкольного возраста по освоению основных экономических поня­тий в занимательной и игровой форме.

Игровые технологии решают ряд задач:

- дидактические (расширение кругозора, познавательная деятельность);

- развивающие (развитие внимания, памяти, речи, мышления, воображения, фантазии, творческих идей, умений устанавливать закономерности, находить оптимальные решения и др.);

- воспитывающие (воспитание самостоятельности, воли, формирование нравственных, - эстетических и мировоззренческих позиций, воспитание сотрудничества, коллективизма, общительности и др.).

Программа разработана в соответствии с:

- Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ;

- «Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, со­ держанию и организации режима работы дошкольных образовательных органи­заций» (СанПиН 2.4.1.3049-13 утверждены постановлением Главного государ­ственного санитарного врача Российской Федерации от 15.05. 2013 г. № 26).

6. Адресат программы

Адресат программы - воспитанники детского сада 5-7 лет.

Рекомендуемый состав групп – 15 человек.

Принципы формирования программы.

Программа составлена в соответствии с принципами, определенными Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного об­разования (далее - ФГОС ДО):

- полноценное проживание ребенком всех этапов детства, обогащение детского развития;

- построение образовательной деятельности на основе индивидуаль­ных особенностей каждого ребенка;

- содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;

- поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;

- сотрудничество дошкольной образовательной организации с семьёй;

- приобщение детей к социокультурным нормам;

-формирование познавательных интересов и познавательных дей­ствий ребенка в различных видах деятельности;

- возрастная адекватность дошкольного образования;

- учёт этнокультурной ситуации развития детей.

7. Уровень программы, объем и сроки реализации программы

Программа составлена по возрастным группам и рассчитана на два года. Она охватывает: старшую группу – от 5 до 6 лет, подготовительную к школе группу – от 6 до 7 лет.

В соответствии с СанПиН рекомендуемая продолжительность организуе­мой воспитателем непрерывной непосредственно образовательной деятельно­сти по курсу - не более 30 минут. Так как курс «Приключения кота Белобока, или экономика для малышей» направлен на освоение экономических понятий дошкольниками и требует повышенной познавательной активности и умствен­ного напряжения детей, его изучение следует организовывать в первую поло­вину дня. Для профилактики утомления детей рекомендуется сочетать непо­средственно образовательную деятельность с различными формами двигатель­ной активности.

Программа, рассчитанная на 64 часа, построена на основе концентриче­ского подхода, что предполагает разделение курса на два концентра.

1-й концентр - базовый модуль «Финансовая азбука» (23 часа), в ходе реализации которого формируются первичные экономические представления дошкольников об экономических категориях «потребности», «труд», «товар», «деньги», «семейный бюджет».

2-й концентр - дополнительные модули («Труд», «Деньги», «Семейный бюджет»), развивающие представления дошкольников по основным темам кур­са через различные виды деятельности.

Объем и сроки освоения программыобщее количество часов – 32 часа за 1 учебный год обучения.

Занятия начинаются с сентября и заканчиваются в мае.

Количество занятий в неделю 1, в месяц - 4 занятия.

В год проводится 32 занятия.

8. Форма обучения

Форма обучения – очная.

9. Режим занятий

Занятия проводятся во1 половину дня:

9:35 – 10:00 (5-6 лет),

9:40 – 10:10 (6-7 лет)

Периодичность занятий – один раз в неделю во вторую половину дня.

Длительность занятий: старшая группа - 25 минут; подготовительная к школе группа – 30 минут.

10. Особенности организации образовательного процесса

Воспитательно-образовательный процесс условно подразделен на:

непрерывная образовательную деятельность (НОД);

совместную деятельность взрослых и детей;

самостоятельную деятельность детей;

взаимодействие с семьями детей по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

11. Цель программы

Цель программы: финансовое про­свещение детей старшего дошкольного возраста.

12.Задачи программы

Задачи общеобразовательной программы:

- формирование первичных экономических представлений и компе­тенций;

развитие экономического мышления дошкольников;

- воспитание социально-личностных качеств и ценностных ориентиров, необходимых для рационального поведения в сфере экономики.

13. Учебный план (Приложение № 1)

№ п/п

Тема

Кол-во

часов

Педагогические средства

БАЗОВЫЙ МОДУЛЬ «ФИНАНСОВАЯ АЗБУКА» (23 часа)

Раздел 1. Потребности (4 часа)

1.

Тема 1.1. Что такое по­требности?

1

Дидактическая игра «Заветные желания», демон­страция фрагмента мультфильма «Телефон», бесе­да, загадки, чтение и анализ сказки, упражнение.

2.

Тема 1.2. Что необходимо человеку?

1

Демонстрация фрагмента мультфильма «Уроки те­тушки Совы», беседа, дидактическая игра «Кому что нужно?», упражнение.

3.

Тема 1.3. Потребности семьи.

1

Беседа, дидактическая игра «Потребности семьи», упражнения.

4.

Тема 1.4. Что мне нужно?

1

Беседа, изобразительная деятельность, упражнения.

Раздел 2. Труд (5 часов)

5.

Тема 1.5. Как Кот Бело­бок лень преодолел.

1

Беседа, чтение художественной литературы, упражнение

6.

Тема 1.6. Как кот Бело­бок решил дом построить.

1

Чтение художественной литературы, демонстрация фрагмента мультфильма, беседа, ситуативный раз­говор, игровые упражнения.

7.

Тема 1.7. Почему все взрослые работают?

1

Беседа, соревнование, дидактическая игра, упраж­нение.

8.

Тема 1.8. Путешествие в Страну профессий.

1

Сюжетно-ролевая игра, беседа, отгадывание зага­док, игровое упражнение

9.

Тема 1.9. Всякому делу учиться надо.

1

Беседа, просмотр мультфильма, выставка рисунков.

Раздел 3. Товар (5 часов)

10.

Тема 1.10. Как кот Бело­бок узнал, что такое то­вар.

1

Беседа, дидактическая игра, упражнение.

11.

Тема 1.11. Что такое сто­имость товара?

1

Беседа, дидактическая игра, упражнение.

12.

Тема 1.12. Обмен и по­купка товаров.

1

Беседа, дидактическая игра, решение экономиче­ских задач.

13.

Тема 1.13. Что такое це­на?

1

Чтение художественной литературы, беседа, про­смотр мультфильма, решение экономических задач, упражнение.

14.

Тема 1.14. Ярмарка.

1

Чтение художественной литературы, беседа, роле­вая игра.

Раздел 4. Деньги (4 часа)

15.

Тема 1.15. Что такое деньги?

1

Рассказ, беседа, просмотр мультфильмов.

16.

Тема 1.16. Деньги. Монета. Банкнота.

1

Беседа, дидактическая игра, изобразительная деятельность.

17.

Тема 1.17. Дом где живут деньги.

1

Заочная экскурсия, просмотр мультфильма.

18.

Тема 1.18. Как правильно тратить деньги?

1

Беседа, упражнения, просмотр мультфильма.

Раздел 5. Семейный бюджет (5 часов)

19.

Тема 1.19. «Доверили Андрюше вести бюджет семьи...».

1

Метод моделирования, беседа, анализ игровой си­туации, чтение художественной литературы, про­блемный диалог, решение арифметических задач, дидактическая игра «Доход—расход».

20.

Тема 1.20. Как приходят деньги в семью Андрю-ши, или азбука доходов.

1

Психологическая разминка, моделирование, про­блемный диалог, решение арифметических задач, составление обобщающих рассказов, дидактиче­ская игра «Семейный бюджет».

21.

Тема 1.21. Андрюша с мамой идут в магазин.

1

Чтение художественной литературы, беседа по со­держанию, загадки, составление рассказов.

22.

Тема 1.22. Семейные до­ходы и расходы.

1

Моделирование, объяснение, проблемный диалог, загадки, мозговой штурм, анализ домашнего зада­ния, составление обобщающих рассказов, дидакти­ческая игра «Семейные расходы», составление эко­номического словаря.

23.

Тема 1.23. Аукцион зна­ний, или «Как накопить на любимую игрушку».

1

Викторина, упражнения, проблемная ситуация, игра-соревнование, игра-размышление, кроссворд, чтение художественной литературы..

Дополнительный модуль «Труд» (9 часов)

24.

Тема 2.1. Как кот Бело­бок узнал, откуда берутся товары в магазине.

1

Чтение художественной литературы, беседа, изоб­разительная деятельность.

25.

Тема 2.2. В гостях у кота Белобока.

1

Чтение художественной литературы, беседа, дидак­тическая игра, отгадывание загадок, изобразитель­ная деятельность.

26.

Тема 2.3. «Мир профес­сий транспорта».

1

Беседа-визуализация, дидактическая и подвижная игры, изобразительная деятельность, решение про­блемной ситуации.

27.

Тема 2.4. Как кот Бело­бок спасателям помогал.

1

Чтение художественной литературы, беседа, рас­сказ, демонстрация мультфильма, подвижная игра.

28.

Тема 2.5. «Профессии модного мира».

1

Чтение художественной литературы, беседа, отга­дывание загадок, подвижная игра, рассказ-визуализация, мастерская по изготовлению продук­тов детского творчества, моделирование.

29.

Тема 2.6. «Профессии важнее на свете не быва­ет».

1

Чтение художественной литературы, беседа, де­монстрация презентации, отгадывание загадок, ди­дактическая игра, сюжетно-ролевая игра.

30.

Тема 2.7. «От купца до продавца

1

Рассказ-визуализация, отгадывание загадок, дидактическая игра, изобразительная деятельность.

31.

Тема 2.1. Как кот Бело­бок узнал, откуда берутся товары в магазине.

1

Чтение художественной литературы, беседа, отга­дывание загадок, демонстрация презентации, нгра-пазл.

32.

Тема 2.2. В гостях у кота Белобока.

1

Чтение художественной литературы, беседа, отга­дывание загадок, дидактическая игра, подвижная игра, изобразительная деятельность.

Всего

32

2 год обучения

Дополнительный модуль «Деньги» (9 часов)

33

Тема 3.1. Профессий много в мире есть

1

Интерактивная игра, беседа, отгадывание загадок

34

Тема 3.2. В мире профес­сий

1

Закрепление знаний посредством составления обобщающих рассказов, дидактическая игра.

35

Тема 3.3. Как кот Бело­бок узнал, откуда появи­лись деньги

1

Рассказ, беседа, дидактическая игра.

36

Тема 3.4. Как кот Бело­бок узнал, что такое но­минал и как деньги раз­менивают

1

Рассказ, дидактическая игра, подвижная игра.

37

Тема 3.5. Для чего роди­тели ходят на работу

1

Рассказ, дидактическая игра, подвижная игра, изобразительная деятельность.

38

Тема 3.6. Жители

ко­шелька.

1

Сюжетно-ролевая игра с подвижными элементами.

39

Тема 3.7. Как поступать с деньгами?

1

Беседа, дидактическое упражнение, подвижная иг­ра.

40

Тема 3.8. Путешествие денег в разные страны.

1

Подвижная игра, беседа-рассуждение, творческая изобразительная деятельность.

41

Тема 3.9. Как кот Бело­бок узнал, что магазины бывают разные.

1

Рассказ, дидактическая игра.

42

Тема 3.10. Как правильно делать покупки.

1

Рассказ, дидактическая игра, подвижная игра.

43

Тема 3.11. Как кот Бело­бок в магазин ходил.

1

Рассказ, дидактическая игра.

44

Тема 3.12. Как правильно выбирать товары в мага­зине.

1

Рассказ, стожетно-ролевая игра, дидактическая иг­ра, подвижная игра.

45

Тема 3.13. Кот Белобок идет в банк.

1

Виртуальная экскурсия, беседа, дидактическая игра.

46

Тема 3.14. Центральный банк.

1

Театрализованная игра, рассказ, дидактическая иг­ра, беседа.

47

Тема 3.15. Профессии работников банка

1

Беседа, рассказ, сюжетно-ролевая игра, дидактиче­ская игра, подвижная игра.

48

Тема 3.16. Раз не найден КЛАД — беги в банке де­лать ВКЛАД.

1

Сказка с элементами театрализации, ее обсужде­ние, обучающая наглядная демонстрация.

49

Тема 3.17. Ежик берет деньги в банке.

1

Мастерская по изготовлению продуктов детского творчества дидактическое упражнение.

Дополнительный модуль «Семейный бюджет» (15 часов)

50

Тема 4.1. Семейный бюджет.

1

Просмотр мультфильма, обсуждение, проблемный диалог, анализ игровой ситуации, дидактическая игра.

51

Тема 4.2. Бюджет моей семьи.

1

Сюжетно-ролевая игра, изобразительная деятель­ность.

52

Тема 4.3. Семейные рас­ходы.

1

Дидактическая игра, беседа, изобразительная дея­тельность.

53

Тема 4.4. Кик распреде­лить бюджет семьи.

1

Чтение художественной литературы, обсуждение, проблемный диалог, игра..

54

Тема 4.5. Как стать эко­номным.

1

Просмотр мультфильма, обсуждение, проблемный диалог, дидактическая игра.

55

Тема 4.6. Сбережения.

1

Беседа, анализ игровой ситуации, подвижная игра, выставка.

56

Тема 4.7. Копилка.

1

Ситуация проектирования, чтение художественной литературы, обобщение полученных знаний, показ, объяснение, упражнения, закрепление знаний по­средством практических действий, выставка.

57

Тема 4.8. Покупка вело­сипеда.

1

Упражнения, отгадывание загадок, объяснение, ди­дактическая игра, составление описательного рас­сказа.

58

Тема 4.9. Кошелек.

1

Мастерская по изготовлению продуктов детского творчества, сюрпризный момент, показ, объясне­ние, упражнение, чтение художественной литера­туры, дидактическая игра.

59

Тема 4.10. Идем в мага­зин.

1

Сюжетно-ролевая игра.

60

Тема 4.11. Путешествие по Финансовой азбуке.

1

Экономическая игра – КВН.

61

Тема 4.12. Тетушка Сова.

1

Чтение художественной литературы, демонстрация иллюстраций, объяснение, показ способа действий, моделирование, подвижная игра.

62

Тема 4.13. Карманные деньги.

1

Просмотр мультфильма, беседа, дидактическая иг­ра, проблемный диалог.

63

Тема 4.14. Занимательная экономика от кота Бело­бока.

1

Чтение художественной литературы, беседа, анализ игровой ситуации, объяснение, проблемный диа­лог, решение арифметических задач, дидактическая игра.

64

Тема 4.15. Экономиче­ская игра «Что? Где? Ко­гда?»

1

Игра – викторина.

Всего

32

Итого 1 и 2 год обучения

64

14. Содержание программы

Содержание Программы, в соответствии с ФГОС ДО, обеспечивает раз­витие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятель­ности и охватывает следующие структурные единицы, представляющие опре­деленные направления развития и образования детей:

- социально-коммуникативное развитие;

- познавательное развитие;

- речевое развитие;

- художественно-эстетическое развитие;

- физическое развитие.

15. Планируемые результаты

В основу прогнозирования и оценивания результатов освоения Програм­мы положен компетентностный подход. Под компетенциями понимается прак­тический опыт выполнения конкретных действий. В результате освоения Про­граммы дошкольники приобретут опыт в определении своих потребностей, научатся регулировать потребности в соответствии с возможностями, выбирать предметы, необходимые в различных условиях, понимать значимость труда, выбирать товар в соответствии с ценой и качеством, разумно расходовать день­ги, понимать необходимость экономии семейного бюджета. Следует побуждать родителей к созданию совместных с детьми семейных проектов, отражающих экономику семьи (доходы и расходы). Жела­тельно напоминать детям их необходимые потребности и потребности членов их семьи.

Воспитатель рекомендует родителям детей старшего дошкольного воз­раста рассказывать о своей работе, объяснять, где и кем они работают, как ва­жен их труд, привлекать детей к посильному домашнему труду.

Необходимо инициировать проявления ребенком желания радовать стар­ших хорошими поступками, выполнять постоянные обязанности по дому, ува­жительного отношения к труду и занятиям других членов семьи.

Для активизации самостоятельного осмысления детьми экономических категорий важно создавать проблемные ситуации, ставить творческие задачи, развивающие гибкое экономическое мышление.

Благодаря различным видам продуктивной деятельности восприятие ре­бенка приобретает более упорядоченный характер, формируется способность полнее, разностороннее отражать в конструкции, поделке, рисунке, лепке, ап­пликации предметы и явления экономической жизни семьи, выражать эмоцио­нальное отношение к ним.

Важно формировать у детей навыки экономически грамотного поведения, бережного отношения к окружающему: учить их экономно пользоваться ве­щами (брать столько бумаги, пластилина, чтобы хватило на работу; уходя, га­сить свет; не расходовать зря воду и т. д.).

Дидактические игры, упражнения и проблемные ситуации с экономиче­ским содержанием - необходимое условие развития грамматической правиль­ности речи дошкольников, осознанного использования экономических понятий.

16. Календарный учебный график программы

№ п/п

Тема

Кол-во

часов

Дата

1 год обучения

БАЗОВЫЙ МОДУЛЬ «ФИНАНСОВАЯ АЗБУКА» (23 часа)

Раздел 1. Потребности (4 часа)

1.

Тема 1.1. Что такое по­требности?

1

08.09.2020

2.

Тема 1.2. Что необходимо человеку?

1

15.09.2020

3.

Тема 1.3. Потребности семьи.

1

22.09.2020

4.

Тема 1.4. Что мне нужно?

1

29.09.2020

Раздел 2. Труд (5 часов)

5.

Тема 1.5. Как Кот Бело­бок лень преодолел.

1

06.10.2020

6.

Тема 1.6. Как кот Бело­бок решил дом построить.

1

13.10.2020

7.

Тема 1.7. Почему все взрослые работают?

1

20.10.2020

8.

Тема 1.8. Путешествие в Страну профессий.

1

27.10.2020

9.

Тема 1.9. Всякому делу учиться надо.

1

03.11.2020

Раздел 3. Товар (5 часов)

10.

Тема 1.10. Как кот Бело­бок узнал, что такое то­вар

1

10.11.2020

11.

Тема 1.11. Что такое сто­имость товара?

1

17.11.2020

12.

Тема 1.12. Обмен и по­купка товаров.

1

24.11.2020

13.

Тема 1.13. Что такое це­на?

1

01.12.2020

14.

Тема 1.14. Ярмарка.

1

08.12.2020

Раздел 4. Деньги (4 часа)

15.

Тема 1.15. Что такое деньги?

1

15.12.2020

16.

Тема 1.16. Деньги. Монета. Банкнота.

1

22.12.2020

17.

Тема 1.17. Дом где живут деньги.

1

12.01.2021

18.

Тема 1.18. Как правильно тратить деньги?

1

19.01.2021

Раздел 5. «Семейный бюджет» (5 часов)

19.

Тема 1.19. «Доверили Андрюше вести бюджет семьи...».

1

26.01.2021

20.

Тема 1.20. Как приходят деньги в семью Андрю-ши, или азбука доходов.

1

02.02.2021

21.

Тема 1.21. Андрюша с мамой идут в магазин.

1

09.02.2021

22.

Тема 1.22. Семейные до­ходы и расходы.

1

16.02.2021

23.

Тема 1.23. Аукцион зна­ний, или «Как накопить на любимую игрушку».

1

25.02.2021

Дополнительный модуль «Труд» (9 часов)

24.

Тема 2.1. Как кот Бело­бок узнал, откуда берутся товары в магазине.

1

02.03.2021

25.

Тема 2.2. В гостях у кота Белобока.

1

09.03.2021

26.

Тема 2.3. «Мир профес­сий транспорта».

1

16.03.2021

27.

Тема 2.4. Как кот Бело­бок спасателям помогал.

1

23.03.2021

28.

Тема 2.5. «Профессии модного мира».

1

30.03.2021

29.

Тема 2.6. «Профессии важнее на свете не быва­ет».

1

06.04.2021

30.

Тема 2.7. «От купца до продавца.

1

13.04.2021

31.

Тема 2.1. Как кот Бело­бок узнал, откуда берутся товары в магазине.

1

20.04.2021

32.

Тема 2.2. В гостях у кота Белобока.

1

27.04.2021

Всего

32

2 год обучения

Дополнительный модуль «Деньги» (9 часов)

33

Тема 3.1. Профессий много в мире есть.

1

08.09.2021

34

Тема 3.2. В мире профес­сий.

1

15.09.2021

35

Тема 3.3. Как кот Бело­бок узнал, откуда появи­лись деньги.

1

22.09.2021

36

Тема 3.4. Как кот Бело­бок узнал, что такое но­минал и как деньги раз­менивают.

1

29.09.2021

37

Тема 3.5. Для чего роди­тели ходят на работу.

1

06.10.2021

38

Тема 3.6. Жители ко­шелька.

1

13.10.2021

39

Тема 3.7. Как поступать с деньгами?

1

20.10.2021

40

Тема 3.8. Путешествие денег в разные страны.

1

27.10.2021

41

Тема 3.9. Как кот Бело­бок узнал, что магазины бывают разные.

1

03.11.2021

42

Тема 3.10. Как правильно делать покупки.

1

10.11.2021

43

Тема 3.11. Как кот Бело­бок в магазин ходил.

1

17.11.2021

44

Тема 3.12. Как правильно выбирать товары в мага­зине.

1

24.11.2021

45

Тема 3.13. Кот Белобок идет в банк.

1

01.12.2021

46

Тема 3.14. Центральный банк..

1

08.12.2021

47

Тема 3.15. Профессии ра­ботников банка.

1

15.12.2021

48

Тема 3.16. Раз не найден КЛАД — беги в банке де­лать ВКЛАД.

1

22.12.2021

49

Тема 3.17. Ежик берет деньги в банке.

1

12.01.2022

Дополнительный модуль «Семейный бюджет» (15 часов)

50

Тема 4.1. Семейный бюджет.

1

19.01.2022

51

Тема 4.2. Бюджет моей семьи.

1

26.01.2022

52

Тема 4.3. Семейные рас­ходы.

1

02.02.2022

53

Тема 4.4. Кик распреде­лить бюджет семьи.

1

09.02.2022

54

Тема 4.5. Как стать эко­номным.

1

16.02.2022

55

Тема 4.6. Сбережения.

1

25.02.2022

56

Тема 4.7. Копилка.

1

02.03.2022

57

Тема 4.8. Покупка вело­сипеда.

1

09.03.2022

58

Тема 4.9. Кошелек.

1

16.03.2022

59

Тема 4.10. Идем в мага­зин.

1

23.03.2022

60

Тема 4.11. Путешествие по Финансовой азбуке.

1

30.03.2022

61

Тема 4.12. Тетушка Сова.

1

06.04.2022

62

Тема 4.13. Карманные деньги.

1

13.04.2022

63

Тема 4.14. Занимательная экономика от кота Бело­бока

1

20.04.2022

64

Тема 4.15. Экономиче­ская игра «Что? Где? Ко­гда?»

1

27.04.2022

Всего

32

Итого 1 и 2 год обучения

64

17. Условия реализации программы

Сроки реализации программы - 2 года.

Количество учебных часов – 64 часа.

Режим занятий: 1 занятие в неделю по 25 - 30 минут.

Занятия проводятся в кабинете в соответствии с СанПином.

Формы организации деятельности воспитанников на занятии:

- индивидуальная;

- групповая;

- фронтальная.

Формы работы обучающихся на занятии игровое занятие, практическое занятие, игротека, занятие соревнование и т.д.

Методы работы и обучения

- игровые: дидактические, игровые упражнения, игротека, соревнование;

- словесные: рассказ, беседа, объяснение, убеждение, поощрение;

- наглядные: демонстрация образцов, показ педагогом приемов исполнения, примеры готовых образцов, работа по образцам;

- практические: тренировочные упражнения, выполнение тренировочных заданий;

- аналитические: наблюдение, сравнение, анкетирование, самоконтроль, самоанализ, опрос.

Реализация программы по основным темам кур­са проходит через различные виды деятельности:

- непосредственно образовательная деятельность;

игровая деятельность, включая сюжетно-ролевую игру, игру с пра­вилами и другие виды игры

-коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми исверстниками);

- познавательно-исследовательская деятельность;

- восприятие художественной литературы и фольклора;

- конструирование из разного материала;

- изобразительная деятельность;

- двигательная форма активности ребенка.

18. Формы аттестации

В основу прогнозирования и оценивания результатов освоения Програм­мы положен компетентностный подход. Под компетенциями понимается прак­тический опыт выполнения конкретных действий. В результате освоения Про­граммы дошкольники приобретут опыт в определении своих потребностей, научатся регулировать потребности в соответствии с возможностями, выбирать предметы, необходимые в различных условиях, понимать значимость труда, выбирать товар в соответствии с ценой и качеством, разумно расходовать день­ги, понимать необходимость экономии семейного бюджета.

Определять уровень качества обучения и отслеживать реальную степень соответствия того, что ребенок усвоил, заданным требованиям, а также внести соответствующие коррективы в процесс его последующего обучения необходимо на всех этапах реализации программы. Для этого проводится входная, промежуточная (по окончании каждого года обучения) и итоговая (в конце срока реализации программы) диагностика и заполняются «Листы диагностики».

19. Оценочные материалы

Показатели и уровни развития детей

1 год обучения - старшая группа

Ф.И.

ребёнка

Финансовая азбука

Потребности

Труд

Товар

Деньги

Семейный бюджет

09

05

09

05

09

05

09

05

09

05

09

05

2 год обучения – подготовительная группа

Ф.И. ребёнка

Финансовая азбука

Потребности

Труд

Деньги

Семейный бюджет

09

05

09

05

09

05

09

05

09

05

Педагогическая диагностика

Реализация программы по формированию элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста предполагает оценку индивидуального развития ребенка. Такая оценка проводится педагогом в рамках педагогической диагностики (оценки индивидуального развития дошкольников, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования).

Педагогическая диагностика проводится в ходе наблюдений за активностью детей в спонтанной и специально организованной деятельности. Инструментарий для педагогической диагностики – итоги работы в рабочей тетради образовательного курса «Приключение кота Белобока, или экономика малышей» и ответы, позволяющие фиксировать индивидуальную динамику и перспективы развития каждого ребенка.

Продолжительность диагностического периода;

Вводнаяая диагностика:

01.09.2020 г. – 15.09.2020 г. – старшая группа

01.09.2021 г. – 15.09.2021 г. – подготовительная группа

Итоговая диагностика:

16.05.2021 г. – 31.05.2021 г. – старшая группа

16.05.2022 г. – 31.05.2022 г. – подготовительная группа.

20. Методические материалы

.Методическе материалы:

- программа образовательного курса «Приключение кота Белобока, или экономика малышей»;

- рабочие тетради для дошкольников «Приключение кота Белобока, или экономика малышей»;

- дидактические картинки;

- дидактический игровой материал;

- художественная литература.

21. Список литературы

1. Программа образовательного курса «Приключение кота Белобока, или экономика малышей» / авт.-сост. Г.Н. Бирина, С.В. Герасименко, Е.А. Маркушевская. – Волгоград: «Колледж», 2020 – 36 стр.

2. Рабочие тетради для дошкольников «Приключение кота Белобока, или экономика малышей» / авт.-сост. Г.Н. Бирина, С.В. Герасименко, Е.А. Маркушевская. – Волгоград: «Колледж», 2020

3. Беседы об экономике: методическое пособие / авт.-сост. Т. А. Шорыгина. -
М.: Творческий Центр «Сфера», 2009.

4. Введение в мир экономики, или как мы играем в экономику / авт.-сост. А. А. Смоленцева..- СПб., 2001.

5. Играем в экономику: комплексные занятия, сюжетно-ролевые и дидакти­ческие игры / авт.-сост. Л. Г. Киреева. - Волгоград: Учитель, 2008.

6. Кнышова, Л. В., Меньшикова, О. И., Попова, Т. Л. Экономика для малышей, или как Миша стал бизнесменом. -М.: Педагогика-Пресс, 1996.

7. Курак, Е. А. Экономическое воспитание дошкольников. - М., 2002.

8. Маленькая энциклопедия для дошкольников: Деньги / авт.-сост. А. Д. Шатова. -М.: Ювента, 2003.

9. Протасова, Е. Ю. Что почем? Энциклопедия для малышей. - М.: Карапуз, 2002.

10. Развитие речи детей / аат.-сост. Н. В. Новотворцева. - Ярославль, 1995.

11. Сасова, И. А., Землянская, Е. Н. Экономика для младших школьников. 2
класс. Пособие для учителя. - 3 изд.-М.: ВИТА-ПРЕСС, 2011.

12. Смоленцева, А. А. Знакомим дошкольника с азами экономики с помощью
сказок. -М.: АРКТИ, 2006.

Интернет – ресурсы

http://www.vscolu.ru/articles/zanyatiya-s-doshkolnikami-po-
ekonomike.html

http://www/nsportal.ru/

http://www.festival. 1 september.ru/

http://www.poskladam.ru/

http://www.detsadmickeymouse.ru

http://www.maam.ru

http://www.indigo-mir.ru

http://www.usovi.ru/

Технические средства

- компьтер;

- проектор;

- интерактивная доска - экран;

- колонки;

- доступ к сети Internet/