Рабочая программа дополнительного образовательного курса
по финансовой грамотности
«Приключение кота Белобока, или экономика малышей»
для детей 5 – 7 лет
срок реализации - 2 года
Оглавление:
1. Пояснительная записка …………………………………………………………………3
2. Направленность дополнительной общеобразовательной программы……………….3
3. Актуальность…………………………………………………………………………….3
4. Педагогическая целесообразность……………………………………………………..4
5. Отличительные особенности программы……………………………..……………....4
6. Адресат программы……………………………………………………………………..4
7.Уровень программы, объем и сроки реализации -------………………………….…….5
8.Формы обучения………………………………………………………………………....5
9.Режим занятий……………………………………………………………………………5
10. Особенности организации образовательного процесса……………………………..5
11. Цель программы………………………………………………………………………..6.
12.Задачи программы……………………………………………………………………....6
13.Учебный план…………………………………………………………………………...6
14. Содержание программы…………………………………………………………….…7
15. Планируемые результаты……………………………………………………………..10
16. Календарный учебный график программы…………………………………………..10
17.Условия реализации программы…………………………………………………… …13
18.Формы аттестации……………………………………………………………………....13
19. Оценочные материалы………………………………………………………………....14
20. Методические материалы……………………………………………………………...15
21. Список литературы……………………………………………………………………. 15
- Пояснительная записка
Рабочая программа дополнительного образовательного курса по финансовой грамотности «Приключение кота Белобока, или экономика малышей» разработана на основе региональной модульной дополнительной образовательной программе по финансовой грамотности «Приключение кота Белобока, или экономика малышей», используя занимательные задания для детей старшей и подготовительной к школе группы разработана в соответствии в с введением в действие ФГОС ДО.
Образовательная программа «Приключения кота Белобока, или экономика для малышей» (далее - Программа) разработана в целях финансового просвещения детей старшего дошкольного возраста. Данная Программа разработана в рамках проекта «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации», реализуемого Министерством финансов РФ совместно с рядом федеральных органов исполнительной власти и при участии Международного банка реконструкции и развития (МБРР).
Программа образовательного курса обеспечивает разностороннее развитие детей в возрасте от 5 до 7 лет с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей по познавательному развитию. Методика программы образования учитывает возрастные особенности дошкольников и дидактические принципы развивающего обучения. Развивающие задачи решаются с учетом индивидуальности и темпом развития каждого ребенка. Задания составляются таким способом, чтобы дети могли упражняться в правильном употреблении сформированных грамматических категорий, активизации отработанной лексики.
2. Направленность программы
Направленность программы: естественнонаучная.
Уровень сложности программы: стартовый уровень финансовой грамотности детей дошкольного возраста - предполагает использование и реализацию общедоступных и универсальных форм организации материала, максимальную заинтересованность в решении сложного материала предлагаемого для освоения содержания программы по финансовой грамотности детей дошкольного возраста.
Программа направлена на достижение следующих целей:
формирование первичных экономических представлений и компетенций;
развитие экономического мышления дошкольников;
воспитание социально-личностных качеств и ценностных ориентиров, необходимых для рационального поведения в сфере экономики.
3. Актуальность дополнительной образовательной программы
Требования современного общества сделали проблему экономического образования актуальной относительно данной возрастной группы.
Финансовое просвещение и экономическое воспитание - сравнительно новое направление в дошкольной педагогике. Многочисленные исследования последних лет свидетельствуют о необходимости внедрения экономического образования с дошкольного возраста, когда дети получают первичный опыт участия в элементарных экономических отношениях, происходит их приобщение к миру экономической действительности.
В современной концепции образования подчеркивается особое значение дошкольного возраста в формировании и развитии уникальной личности ребенка. Так как на этом этапе закладываются основы личностной культуры, обеспечивается освоение первоначальных социокультурных норм. Это является фундаментом для приобретения в будущем специальных знаний и навыков.
4. Педагогическая целесообразность
Данная образовательная программа педагогически целесообразна, т.к. органично вписываясь в единое образовательное пространство дошкольной образовательной организации, становится важным и неотъемлемым компонентом, способствующим познавательному развитию детей.
программа с математическим направлением, В Программе органично аккумулированы научные разработки в области современных методик формирования у дошкольников элементарных математических представлений и практический опыт работы педагогов с детьми в области организации познавательной деятельности на занимательном математическом материале.
5.Отличительные особенности программы
Отличительной особенностью данной программы является комбинация и интеграция различных методов, приемов и форм в игровых технологиях. Содержание программы предполагает организацию деятельности детей старшего дошкольного возраста по освоению основных экономических понятий в занимательной и игровой форме.
Игровые технологии решают ряд задач:
- дидактические (расширение кругозора, познавательная деятельность);
- развивающие (развитие внимания, памяти, речи, мышления, воображения, фантазии, творческих идей, умений устанавливать закономерности, находить оптимальные решения и др.);
- воспитывающие (воспитание самостоятельности, воли, формирование нравственных, - эстетических и мировоззренческих позиций, воспитание сотрудничества, коллективизма, общительности и др.).
Программа разработана в соответствии с:
- Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ;
- «Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, со держанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (СанПиН 2.4.1.3049-13 утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15.05. 2013 г. № 26).
6. Адресат программы
Адресат программы - воспитанники детского сада 5-7 лет.
Рекомендуемый состав групп – 15 человек.
Принципы формирования программы.
Программа составлена в соответствии с принципами, определенными Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее - ФГОС ДО):
- полноценное проживание ребенком всех этапов детства, обогащение детского развития;
- построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка;
- содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
- поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
- сотрудничество дошкольной образовательной организации с семьёй;
- приобщение детей к социокультурным нормам;
-формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
- возрастная адекватность дошкольного образования;
- учёт этнокультурной ситуации развития детей.
7. Уровень программы, объем и сроки реализации программы
Программа составлена по возрастным группам и рассчитана на два года. Она охватывает: старшую группу – от 5 до 6 лет, подготовительную к школе группу – от 6 до 7 лет.
В соответствии с СанПиН рекомендуемая продолжительность организуемой воспитателем непрерывной непосредственно образовательной деятельности по курсу - не более 30 минут. Так как курс «Приключения кота Белобока, или экономика для малышей» направлен на освоение экономических понятий дошкольниками и требует повышенной познавательной активности и умственного напряжения детей, его изучение следует организовывать в первую половину дня. Для профилактики утомления детей рекомендуется сочетать непосредственно образовательную деятельность с различными формами двигательной активности.
Программа, рассчитанная на 64 часа, построена на основе концентрического подхода, что предполагает разделение курса на два концентра.
1-й концентр - базовый модуль «Финансовая азбука» (23 часа), в ходе реализации которого формируются первичные экономические представления дошкольников об экономических категориях «потребности», «труд», «товар», «деньги», «семейный бюджет».
2-й концентр - дополнительные модули («Труд», «Деньги», «Семейный бюджет»), развивающие представления дошкольников по основным темам курса через различные виды деятельности.
Объем и сроки освоения программы – общее количество часов – 32 часа за 1 учебный год обучения.
Занятия начинаются с сентября и заканчиваются в мае.
Количество занятий в неделю 1, в месяц - 4 занятия.
В год проводится 32 занятия.
8. Форма обучения
Форма обучения – очная.
9. Режим занятий
Занятия проводятся во1 половину дня:
9:35 – 10:00 (5-6 лет),
9:40 – 10:10 (6-7 лет)
Периодичность занятий – один раз в неделю во вторую половину дня.
Длительность занятий: старшая группа - 25 минут; подготовительная к школе группа – 30 минут.
10. Особенности организации образовательного процесса
Воспитательно-образовательный процесс условно подразделен на:
непрерывная образовательную деятельность (НОД);
совместную деятельность взрослых и детей;
самостоятельную деятельность детей;
взаимодействие с семьями детей по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
11. Цель программы
Цель программы: финансовое просвещение детей старшего дошкольного возраста.
12.Задачи программы
Задачи общеобразовательной программы:
- формирование первичных экономических представлений и компетенций;
развитие экономического мышления дошкольников;
- воспитание социально-личностных качеств и ценностных ориентиров, необходимых для рационального поведения в сфере экономики.
13. Учебный план (Приложение № 1)
№ п/п
Тема
Кол-во
часов
Педагогические средства
БАЗОВЫЙ МОДУЛЬ «ФИНАНСОВАЯ АЗБУКА» (23 часа)
Раздел 1. Потребности (4 часа)
1.
Тема 1.1. Что такое потребности?
1
Дидактическая игра «Заветные желания», демонстрация фрагмента мультфильма «Телефон», беседа, загадки, чтение и анализ сказки, упражнение.
2.
Тема 1.2. Что необходимо человеку?
1
Демонстрация фрагмента мультфильма «Уроки тетушки Совы», беседа, дидактическая игра «Кому что нужно?», упражнение.
3.
Тема 1.3. Потребности семьи.
1
Беседа, дидактическая игра «Потребности семьи», упражнения.
4.
Тема 1.4. Что мне нужно?
1
Беседа, изобразительная деятельность, упражнения.
Раздел 2. Труд (5 часов)
5.
Тема 1.5. Как Кот Белобок лень преодолел.
1
Беседа, чтение художественной литературы, упражнение
6.
Тема 1.6. Как кот Белобок решил дом построить.
1
Чтение художественной литературы, демонстрация фрагмента мультфильма, беседа, ситуативный разговор, игровые упражнения.
7.
Тема 1.7. Почему все взрослые работают?
1
Беседа, соревнование, дидактическая игра, упражнение.
8.
Тема 1.8. Путешествие в Страну профессий.
1
Сюжетно-ролевая игра, беседа, отгадывание загадок, игровое упражнение
9.
Тема 1.9. Всякому делу учиться надо.
1
Беседа, просмотр мультфильма, выставка рисунков.
Раздел 3. Товар (5 часов)
10.
Тема 1.10. Как кот Белобок узнал, что такое товар.
1
Беседа, дидактическая игра, упражнение.
11.
Тема 1.11. Что такое стоимость товара?
1
Беседа, дидактическая игра, упражнение.
12.
Тема 1.12. Обмен и покупка товаров.
1
Беседа, дидактическая игра, решение экономических задач.
13.
Тема 1.13. Что такое цена?
1
Чтение художественной литературы, беседа, просмотр мультфильма, решение экономических задач, упражнение.
14.
Тема 1.14. Ярмарка.
1
Чтение художественной литературы, беседа, ролевая игра.
Раздел 4. Деньги (4 часа)
15.
Тема 1.15. Что такое деньги?
1
Рассказ, беседа, просмотр мультфильмов.
16.
Тема 1.16. Деньги. Монета. Банкнота.
1
Беседа, дидактическая игра, изобразительная деятельность.
17.
Тема 1.17. Дом где живут деньги.
1
Заочная экскурсия, просмотр мультфильма.
18.
Тема 1.18. Как правильно тратить деньги?
1
Беседа, упражнения, просмотр мультфильма.
Раздел 5. Семейный бюджет (5 часов)
19.
Тема 1.19. «Доверили Андрюше вести бюджет семьи...».
1
Метод моделирования, беседа, анализ игровой ситуации, чтение художественной литературы, проблемный диалог, решение арифметических задач, дидактическая игра «Доход—расход».
20.
Тема 1.20. Как приходят деньги в семью Андрю-ши, или азбука доходов.
1
Психологическая разминка, моделирование, проблемный диалог, решение арифметических задач, составление обобщающих рассказов, дидактическая игра «Семейный бюджет».
21.
Тема 1.21. Андрюша с мамой идут в магазин.
1
Чтение художественной литературы, беседа по содержанию, загадки, составление рассказов.
22.
Тема 1.22. Семейные доходы и расходы.
1
Моделирование, объяснение, проблемный диалог, загадки, мозговой штурм, анализ домашнего задания, составление обобщающих рассказов, дидактическая игра «Семейные расходы», составление экономического словаря.
23.
Тема 1.23. Аукцион знаний, или «Как накопить на любимую игрушку».
1
Викторина, упражнения, проблемная ситуация, игра-соревнование, игра-размышление, кроссворд, чтение художественной литературы..
Дополнительный модуль «Труд» (9 часов)
24.
Тема 2.1. Как кот Белобок узнал, откуда берутся товары в магазине.
1
Чтение художественной литературы, беседа, изобразительная деятельность.
25.
Тема 2.2. В гостях у кота Белобока.
1
Чтение художественной литературы, беседа, дидактическая игра, отгадывание загадок, изобразительная деятельность.
26.
Тема 2.3. «Мир профессий транспорта».
1
Беседа-визуализация, дидактическая и подвижная игры, изобразительная деятельность, решение проблемной ситуации.
27.
Тема 2.4. Как кот Белобок спасателям помогал.
1
Чтение художественной литературы, беседа, рассказ, демонстрация мультфильма, подвижная игра.
28.
Тема 2.5. «Профессии модного мира».
1
Чтение художественной литературы, беседа, отгадывание загадок, подвижная игра, рассказ-визуализация, мастерская по изготовлению продуктов детского творчества, моделирование.
29.
Тема 2.6. «Профессии важнее на свете не бывает».
1
Чтение художественной литературы, беседа, демонстрация презентации, отгадывание загадок, дидактическая игра, сюжетно-ролевая игра.
30.
Тема 2.7. «От купца до продавца
1
Рассказ-визуализация, отгадывание загадок, дидактическая игра, изобразительная деятельность.
31.
Тема 2.1. Как кот Белобок узнал, откуда берутся товары в магазине.
1
Чтение художественной литературы, беседа, отгадывание загадок, демонстрация презентации, нгра-пазл.
32.
Тема 2.2. В гостях у кота Белобока.
1
Чтение художественной литературы, беседа, отгадывание загадок, дидактическая игра, подвижная игра, изобразительная деятельность.
Всего
32
2 год обучения
Дополнительный модуль «Деньги» (9 часов)
33
Тема 3.1. Профессий много в мире есть
1
Интерактивная игра, беседа, отгадывание загадок
34
Тема 3.2. В мире профессий
1
Закрепление знаний посредством составления обобщающих рассказов, дидактическая игра.
35
Тема 3.3. Как кот Белобок узнал, откуда появились деньги
1
Рассказ, беседа, дидактическая игра.
36
Тема 3.4. Как кот Белобок узнал, что такое номинал и как деньги разменивают
1
Рассказ, дидактическая игра, подвижная игра.
37
Тема 3.5. Для чего родители ходят на работу
1
Рассказ, дидактическая игра, подвижная игра, изобразительная деятельность.
38
Тема 3.6. Жители
кошелька.
1
Сюжетно-ролевая игра с подвижными элементами.
39
Тема 3.7. Как поступать с деньгами?
1
Беседа, дидактическое упражнение, подвижная игра.
40
Тема 3.8. Путешествие денег в разные страны.
1
Подвижная игра, беседа-рассуждение, творческая изобразительная деятельность.
41
Тема 3.9. Как кот Белобок узнал, что магазины бывают разные.
1
Рассказ, дидактическая игра.
42
Тема 3.10. Как правильно делать покупки.
1
Рассказ, дидактическая игра, подвижная игра.
43
Тема 3.11. Как кот Белобок в магазин ходил.
1
Рассказ, дидактическая игра.
44
Тема 3.12. Как правильно выбирать товары в магазине.
1
Рассказ, стожетно-ролевая игра, дидактическая игра, подвижная игра.
45
Тема 3.13. Кот Белобок идет в банк.
1
Виртуальная экскурсия, беседа, дидактическая игра.
46
Тема 3.14. Центральный банк.
1
Театрализованная игра, рассказ, дидактическая игра, беседа.
47
Тема 3.15. Профессии работников банка
1
Беседа, рассказ, сюжетно-ролевая игра, дидактическая игра, подвижная игра.
48
Тема 3.16. Раз не найден КЛАД — беги в банке делать ВКЛАД.
1
Сказка с элементами театрализации, ее обсуждение, обучающая наглядная демонстрация.
49
Тема 3.17. Ежик берет деньги в банке.
1
Мастерская по изготовлению продуктов детского творчества дидактическое упражнение.
Дополнительный модуль «Семейный бюджет» (15 часов)
50
Тема 4.1. Семейный бюджет.
1
Просмотр мультфильма, обсуждение, проблемный диалог, анализ игровой ситуации, дидактическая игра.
51
Тема 4.2. Бюджет моей семьи.
1
Сюжетно-ролевая игра, изобразительная деятельность.
52
Тема 4.3. Семейные расходы.
1
Дидактическая игра, беседа, изобразительная деятельность.
53
Тема 4.4. Кик распределить бюджет семьи.
1
Чтение художественной литературы, обсуждение, проблемный диалог, игра..
54
Тема 4.5. Как стать экономным.
1
Просмотр мультфильма, обсуждение, проблемный диалог, дидактическая игра.
55
Тема 4.6. Сбережения.
1
Беседа, анализ игровой ситуации, подвижная игра, выставка.
56
Тема 4.7. Копилка.
1
Ситуация проектирования, чтение художественной литературы, обобщение полученных знаний, показ, объяснение, упражнения, закрепление знаний посредством практических действий, выставка.
57
Тема 4.8. Покупка велосипеда.
1
Упражнения, отгадывание загадок, объяснение, дидактическая игра, составление описательного рассказа.
58
Тема 4.9. Кошелек.
1
Мастерская по изготовлению продуктов детского творчества, сюрпризный момент, показ, объяснение, упражнение, чтение художественной литературы, дидактическая игра.
59
Тема 4.10. Идем в магазин.
1
Сюжетно-ролевая игра.
60
Тема 4.11. Путешествие по Финансовой азбуке.
1
Экономическая игра – КВН.
61
Тема 4.12. Тетушка Сова.
1
Чтение художественной литературы, демонстрация иллюстраций, объяснение, показ способа действий, моделирование, подвижная игра.
62
Тема 4.13. Карманные деньги.
1
Просмотр мультфильма, беседа, дидактическая игра, проблемный диалог.
63
Тема 4.14. Занимательная экономика от кота Белобока.
1
Чтение художественной литературы, беседа, анализ игровой ситуации, объяснение, проблемный диалог, решение арифметических задач, дидактическая игра.
64
Тема 4.15. Экономическая игра «Что? Где? Когда?»
1
Игра – викторина.
Всего
32
Итого 1 и 2 год обучения
64
14. Содержание программы
Содержание Программы, в соответствии с ФГОС ДО, обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывает следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей:
- социально-коммуникативное развитие;
- познавательное развитие;
- речевое развитие;
- художественно-эстетическое развитие;
- физическое развитие.
15. Планируемые результаты
В основу прогнозирования и оценивания результатов освоения Программы положен компетентностный подход. Под компетенциями понимается практический опыт выполнения конкретных действий. В результате освоения Программы дошкольники приобретут опыт в определении своих потребностей, научатся регулировать потребности в соответствии с возможностями, выбирать предметы, необходимые в различных условиях, понимать значимость труда, выбирать товар в соответствии с ценой и качеством, разумно расходовать деньги, понимать необходимость экономии семейного бюджета. Следует побуждать родителей к созданию совместных с детьми семейных проектов, отражающих экономику семьи (доходы и расходы). Желательно напоминать детям их необходимые потребности и потребности членов их семьи.
Воспитатель рекомендует родителям детей старшего дошкольного возраста рассказывать о своей работе, объяснять, где и кем они работают, как важен их труд, привлекать детей к посильному домашнему труду.
Необходимо инициировать проявления ребенком желания радовать старших хорошими поступками, выполнять постоянные обязанности по дому, уважительного отношения к труду и занятиям других членов семьи.
Для активизации самостоятельного осмысления детьми экономических категорий важно создавать проблемные ситуации, ставить творческие задачи, развивающие гибкое экономическое мышление.
Благодаря различным видам продуктивной деятельности восприятие ребенка приобретает более упорядоченный характер, формируется способность полнее, разностороннее отражать в конструкции, поделке, рисунке, лепке, аппликации предметы и явления экономической жизни семьи, выражать эмоциональное отношение к ним.
Важно формировать у детей навыки экономически грамотного поведения, бережного отношения к окружающему: учить их экономно пользоваться вещами (брать столько бумаги, пластилина, чтобы хватило на работу; уходя, гасить свет; не расходовать зря воду и т. д.).
Дидактические игры, упражнения и проблемные ситуации с экономическим содержанием - необходимое условие развития грамматической правильности речи дошкольников, осознанного использования экономических понятий.
16. Календарный учебный график программы
№ п/п
Тема
Кол-во
часов
Дата
1 год обучения
БАЗОВЫЙ МОДУЛЬ «ФИНАНСОВАЯ АЗБУКА» (23 часа)
Раздел 1. Потребности (4 часа)
1.
Тема 1.1. Что такое потребности?
1
08.09.2020
2.
Тема 1.2. Что необходимо человеку?
1
15.09.2020
3.
Тема 1.3. Потребности семьи.
1
22.09.2020
4.
Тема 1.4. Что мне нужно?
1
29.09.2020
Раздел 2. Труд (5 часов)
5.
Тема 1.5. Как Кот Белобок лень преодолел.
1
06.10.2020
6.
Тема 1.6. Как кот Белобок решил дом построить.
1
13.10.2020
7.
Тема 1.7. Почему все взрослые работают?
1
20.10.2020
8.
Тема 1.8. Путешествие в Страну профессий.
1
27.10.2020
9.
Тема 1.9. Всякому делу учиться надо.
1
03.11.2020
Раздел 3. Товар (5 часов)
10.
Тема 1.10. Как кот Белобок узнал, что такое товар
1
10.11.2020
11.
Тема 1.11. Что такое стоимость товара?
1
17.11.2020
12.
Тема 1.12. Обмен и покупка товаров.
1
24.11.2020
13.
Тема 1.13. Что такое цена?
1
01.12.2020
14.
Тема 1.14. Ярмарка.
1
08.12.2020
Раздел 4. Деньги (4 часа)
15.
Тема 1.15. Что такое деньги?
1
15.12.2020
16.
Тема 1.16. Деньги. Монета. Банкнота.
1
22.12.2020
17.
Тема 1.17. Дом где живут деньги.
1
12.01.2021
18.
Тема 1.18. Как правильно тратить деньги?
1
19.01.2021
Раздел 5. «Семейный бюджет» (5 часов)
19.
Тема 1.19. «Доверили Андрюше вести бюджет семьи...».
1
26.01.2021
20.
Тема 1.20. Как приходят деньги в семью Андрю-ши, или азбука доходов.
1
02.02.2021
21.
Тема 1.21. Андрюша с мамой идут в магазин.
1
09.02.2021
22.
Тема 1.22. Семейные доходы и расходы.
1
16.02.2021
23.
Тема 1.23. Аукцион знаний, или «Как накопить на любимую игрушку».
1
25.02.2021
Дополнительный модуль «Труд» (9 часов)
24.
Тема 2.1. Как кот Белобок узнал, откуда берутся товары в магазине.
1
02.03.2021
25.
Тема 2.2. В гостях у кота Белобока.
1
09.03.2021
26.
Тема 2.3. «Мир профессий транспорта».
1
16.03.2021
27.
Тема 2.4. Как кот Белобок спасателям помогал.
1
23.03.2021
28.
Тема 2.5. «Профессии модного мира».
1
30.03.2021
29.
Тема 2.6. «Профессии важнее на свете не бывает».
1
06.04.2021
30.
Тема 2.7. «От купца до продавца.
1
13.04.2021
31.
Тема 2.1. Как кот Белобок узнал, откуда берутся товары в магазине.
1
20.04.2021
32.
Тема 2.2. В гостях у кота Белобока.
1
27.04.2021
Всего
32
2 год обучения
Дополнительный модуль «Деньги» (9 часов)
33
Тема 3.1. Профессий много в мире есть.
1
08.09.2021
34
Тема 3.2. В мире профессий.
1
15.09.2021
35
Тема 3.3. Как кот Белобок узнал, откуда появились деньги.
1
22.09.2021
36
Тема 3.4. Как кот Белобок узнал, что такое номинал и как деньги разменивают.
1
29.09.2021
37
Тема 3.5. Для чего родители ходят на работу.
1
06.10.2021
38
Тема 3.6. Жители кошелька.
1
13.10.2021
39
Тема 3.7. Как поступать с деньгами?
1
20.10.2021
40
Тема 3.8. Путешествие денег в разные страны.
1
27.10.2021
41
Тема 3.9. Как кот Белобок узнал, что магазины бывают разные.
1
03.11.2021
42
Тема 3.10. Как правильно делать покупки.
1
10.11.2021
43
Тема 3.11. Как кот Белобок в магазин ходил.
1
17.11.2021
44
Тема 3.12. Как правильно выбирать товары в магазине.
1
24.11.2021
45
Тема 3.13. Кот Белобок идет в банк.
1
01.12.2021
46
Тема 3.14. Центральный банк..
1
08.12.2021
47
Тема 3.15. Профессии работников банка.
1
15.12.2021
48
Тема 3.16. Раз не найден КЛАД — беги в банке делать ВКЛАД.
1
22.12.2021
49
Тема 3.17. Ежик берет деньги в банке.
1
12.01.2022
Дополнительный модуль «Семейный бюджет» (15 часов)
50
Тема 4.1. Семейный бюджет.
1
19.01.2022
51
Тема 4.2. Бюджет моей семьи.
1
26.01.2022
52
Тема 4.3. Семейные расходы.
1
02.02.2022
53
Тема 4.4. Кик распределить бюджет семьи.
1
09.02.2022
54
Тема 4.5. Как стать экономным.
1
16.02.2022
55
Тема 4.6. Сбережения.
1
25.02.2022
56
Тема 4.7. Копилка.
1
02.03.2022
57
Тема 4.8. Покупка велосипеда.
1
09.03.2022
58
Тема 4.9. Кошелек.
1
16.03.2022
59
Тема 4.10. Идем в магазин.
1
23.03.2022
60
Тема 4.11. Путешествие по Финансовой азбуке.
1
30.03.2022
61
Тема 4.12. Тетушка Сова.
1
06.04.2022
62
Тема 4.13. Карманные деньги.
1
13.04.2022
63
Тема 4.14. Занимательная экономика от кота Белобока
1
20.04.2022
64
Тема 4.15. Экономическая игра «Что? Где? Когда?»
1
27.04.2022
Всего
32
Итого 1 и 2 год обучения
64
17. Условия реализации программы
Сроки реализации программы - 2 года.
Количество учебных часов – 64 часа.
Режим занятий: 1 занятие в неделю по 25 - 30 минут.
Занятия проводятся в кабинете в соответствии с СанПином.
Формы организации деятельности воспитанников на занятии:
- индивидуальная;
- групповая;
- фронтальная.
Формы работы обучающихся на занятии игровое занятие, практическое занятие, игротека, занятие соревнование и т.д.
Методы работы и обучения
- игровые: дидактические, игровые упражнения, игротека, соревнование;
- словесные: рассказ, беседа, объяснение, убеждение, поощрение;
- наглядные: демонстрация образцов, показ педагогом приемов исполнения, примеры готовых образцов, работа по образцам;
- практические: тренировочные упражнения, выполнение тренировочных заданий;
- аналитические: наблюдение, сравнение, анкетирование, самоконтроль, самоанализ, опрос.
Реализация программы по основным темам курса проходит через различные виды деятельности:
- непосредственно образовательная деятельность;
игровая деятельность, включая сюжетно-ролевую игру, игру с правилами и другие виды игры
-коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми исверстниками);
- познавательно-исследовательская деятельность;
- восприятие художественной литературы и фольклора;
- конструирование из разного материала;
- изобразительная деятельность;
- двигательная форма активности ребенка.
18. Формы аттестации
В основу прогнозирования и оценивания результатов освоения Программы положен компетентностный подход. Под компетенциями понимается практический опыт выполнения конкретных действий. В результате освоения Программы дошкольники приобретут опыт в определении своих потребностей, научатся регулировать потребности в соответствии с возможностями, выбирать предметы, необходимые в различных условиях, понимать значимость труда, выбирать товар в соответствии с ценой и качеством, разумно расходовать деньги, понимать необходимость экономии семейного бюджета.
Определять уровень качества обучения и отслеживать реальную степень соответствия того, что ребенок усвоил, заданным требованиям, а также внести соответствующие коррективы в процесс его последующего обучения необходимо на всех этапах реализации программы. Для этого проводится входная, промежуточная (по окончании каждого года обучения) и итоговая (в конце срока реализации программы) диагностика и заполняются «Листы диагностики».
19. Оценочные материалы
Показатели и уровни развития детей
1 год обучения - старшая группа
№
Ф.И.
ребёнка
Финансовая азбука
Потребности
Труд
Товар
Деньги
Семейный бюджет
09
05
09
05
09
05
09
05
09
05
09
05
2 год обучения – подготовительная группа
№
Ф.И. ребёнка
Финансовая азбука
Потребности
Труд
Деньги
Семейный бюджет
09
05
09
05
09
05
09
05
09
05
Педагогическая диагностика
Реализация программы по формированию элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста предполагает оценку индивидуального развития ребенка. Такая оценка проводится педагогом в рамках педагогической диагностики (оценки индивидуального развития дошкольников, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования).
Педагогическая диагностика проводится в ходе наблюдений за активностью детей в спонтанной и специально организованной деятельности. Инструментарий для педагогической диагностики – итоги работы в рабочей тетради образовательного курса «Приключение кота Белобока, или экономика малышей» и ответы, позволяющие фиксировать индивидуальную динамику и перспективы развития каждого ребенка.
Продолжительность диагностического периода;
Вводнаяая диагностика:
01.09.2020 г. – 15.09.2020 г. – старшая группа
01.09.2021 г. – 15.09.2021 г. – подготовительная группа
Итоговая диагностика:
16.05.2021 г. – 31.05.2021 г. – старшая группа
16.05.2022 г. – 31.05.2022 г. – подготовительная группа.
20. Методические материалы
.Методическе материалы:
- программа образовательного курса «Приключение кота Белобока, или экономика малышей»;
- рабочие тетради для дошкольников «Приключение кота Белобока, или экономика малышей»;
- дидактические картинки;
- дидактический игровой материал;
- художественная литература.
21. Список литературы
1. Программа образовательного курса «Приключение кота Белобока, или экономика малышей» / авт.-сост. Г.Н. Бирина, С.В. Герасименко, Е.А. Маркушевская. – Волгоград: «Колледж», 2020 – 36 стр.
2. Рабочие тетради для дошкольников «Приключение кота Белобока, или экономика малышей» / авт.-сост. Г.Н. Бирина, С.В. Герасименко, Е.А. Маркушевская. – Волгоград: «Колледж», 2020
3. Беседы об экономике: методическое пособие / авт.-сост. Т. А. Шорыгина. -
М.: Творческий Центр «Сфера», 2009.
4. Введение в мир экономики, или как мы играем в экономику / авт.-сост. А. А. Смоленцева..- СПб., 2001.
5. Играем в экономику: комплексные занятия, сюжетно-ролевые и дидактические игры / авт.-сост. Л. Г. Киреева. - Волгоград: Учитель, 2008.
6. Кнышова, Л. В., Меньшикова, О. И., Попова, Т. Л. Экономика для малышей, или как Миша стал бизнесменом. -М.: Педагогика-Пресс, 1996.
7. Курак, Е. А. Экономическое воспитание дошкольников. - М., 2002.
8. Маленькая энциклопедия для дошкольников: Деньги / авт.-сост. А. Д. Шатова. -М.: Ювента, 2003.
9. Протасова, Е. Ю. Что почем? Энциклопедия для малышей. - М.: Карапуз, 2002.
10. Развитие речи детей / аат.-сост. Н. В. Новотворцева. - Ярославль, 1995.
11. Сасова, И. А., Землянская, Е. Н. Экономика для младших школьников. 2
класс. Пособие для учителя. - 3 изд.-М.: ВИТА-ПРЕСС, 2011.
12. Смоленцева, А. А. Знакомим дошкольника с азами экономики с помощью
сказок. -М.: АРКТИ, 2006.
Интернет – ресурсы
http://www.vscolu.ru/articles/zanyatiya-s-doshkolnikami-po-
ekonomike.html
http://www/nsportal.ru/
http://www.festival. 1 september.ru/
http://www.poskladam.ru/
http://www.detsadmickeymouse.ru
http://www.maam.ru
http://www.indigo-mir.ru
Технические средства
- компьтер;
- проектор;
- интерактивная доска - экран;
- колонки;
- доступ к сети Internet/