Найти тему
Кузмак LIVE

КОНЕЦ ОЛИМПИАД: ПОЛИТИКА

Оглавление
Спорт всегда был частью политики, и наоборот
Спорт всегда был частью политики, и наоборот

«...вследствие долголетнего срока полномочий, без какого-то контроля со стороны, члены МОК оторвались от реалий спорта и увязли в собственных правах и ритуалах. В их работе нет демократичности, ответственности и демократического контроля, нет открытого освещения имеющихся проблем»
Урхо Кекконен

О коррупции в МОК написаны десятки статей по всему миру, размеры и характер взяток превышают всякое воображение. Так и хочется употребить выражение: «Коррупция захлестнула…», и далее по тексту. Но – нет. Потому что цель статьи – отнюдь не только в том, чтобы показать тотальную кривизну системы. Вывод еще более глобален.

Сама структура и конфигурация Олимпийского движения - от создания МОК до организации современных Игр - изначально эту коррупцию подразумевала.

Судите сами.

Штаб-квартира МОК в Лозанне
Штаб-квартира МОК в Лозанне

Первое. МОК – частная организация, зарегистрированная в Швейцарии, финансируемая из частных источников и неподконтрольная никому. И так было всегда. Более того, барон де Кубертен настаивал именно на таком характере финансирования, наивно(?) полагая, что отсутствие влияния больших государств обеспечит прозрачность и честность процесса. На деле же получилось наоборот: частные транснациональные компании США, Западной Европы и Азии полностью контролируют олимпийские процессы.

Второе. МОК – не выборная организация, представляющая на равных основаниях все Национальные Олимпийские Комитеты (НОК). На официальном сайте МОК сказано:

«Чтобы стать членом МОК, необходимо быть избранным на Сессии МОК большинством поданных голосов. МОК набирает и избирает своих членов из числа людей, которых он считает квалифицированными». Таким образом, вопреки распространенному заблуждению, МОК – не ООН и не ФИФА, где каждая страна имеет один голос. Занавес.

Третье. Сессия МОК – орган, собирающих физических лиц, и решающий внутри себя, кто будет Президентом, где пройдут Олимпийские Игры, и кто их будет показывать. Последнее – особенно важно: расписание соревнований на Олимпиаде давно согласуется с главным вещателем – телекомпанией NBC. Это значит, что с целью поддержания рейтингов, график и расписание соревнований по видам спорта на Играх давно таков, чтобы именно американские спортсмены ровным слоем «размазывали» медали по олимпийскому «бутерброду» в течении всех дней Олимпиады - всех трех недель, пока болельщик мечется с канала на канал, пытаясь не посмотреть соревнования, а успеть за зрелищем. Что, собственно, и нужно МОК и его спонсорам.

Четвертое. CAS – Спортивный арбитражный суд и WADA – Всемирное антидопинговое агентство, учреждены и созданы МОК, и на 50% им финансируются. Прибавьте к этому частную форму собственности самого Комитета, и вы получите замкнутый круг вседозволенности и абсолютное отсутствие какого-либо внешнего контроля над этими организациями...

Это – вкратце. Но даже этого более чем достаточно, чтобы сделать вывод об узаконенных гигантских возможностях для коррупции и просто – нечестной игре.

«Коррупция в Олимпийском комитете существует. Часть членов МОК продает свои голоса, начиная с 1990 года, когда решалась судьба Игр 1996 года».

Марк Ходлер, член Исполкома МОК

Когда начинаешь изучать коррупционные скандалы, связанные с выбором столицы проведения Игр, организацией Игр, и просто – выбором новых членов МОК, просто захватывает дух.

С 80-х годов, когда Хуан-Антонио Самаранч, избранный при прямой поддержке крупнейших финансовых и промышленных групп, допустил на Игры большой бизнес, все функционирование МОК стало единым рычагом влияния и механизмом зарабатывания огромных денег. Все началось с Игр в Лос-Анджелесе, выбранных на безальтернативной основе: никто больше не хотел тратить непомерные деньги и нести жуткие убытки. Однако в 1984 году, при прямом содействии Самаранча, Олимпийские Игры превратились в рекламный щит, на котором транснациональные компании поместили свои товарные знаки и логотипы.

Хуан-Антонио Самаранч
Хуан-Антонио Самаранч

Созданная в 1982-ом главой Adidas Хорстом Дасслером компания ISL получила монопольные права на посредничество между МОК и спонсорами Олимпиад, попросту говоря, стала компанией-«прокладкой». С этого момента практически каждые выборы столицы Игр сопровождались прямыми и непрямыми взятками, подкупом, лоббированием интересов, а в то же время, средняя прибыль МОК от проведения одной Олимпиады – составляет сегодня, по некоторым оценкам, 4 миллиарда долларов. Проще говоря, МОК превратился в еще одну транснациональную компанию-посредника, не подотчетную никому. Эдакое «Event-агентство». И это - на фоне постоянных убытков организаторов.

Бизнес МОК, в том числе – его теневая сторона, хорошо исследован журналистами. Но количество успешных и опубликованных расследований, на сегодня обратно пропорционально количеству санкций против всех главных фигурантов. И эта тема за всю историю Игр заслуживает томов публикаций. Главное сегодня - не победа на арене. Главное — участие в распределении финансовых потоков.

На сегодняшний день ничего не изменилось. Совсем недавно вспыхнул скандал уже токийского разлива 2021-го года. Власти Японии прямо обвинили ряд компании и Оргкомитет Игр в картельном сговоре с целью получения контрактов во время Олимпиады. Сумма – 300 миллионов долларов.

Но и это еще не все.

«Олимпийское движение возникло в эпоху колониализма. Многие из его методов, стиль, концепции укоренились в устарелых идеях колониальной эпохи, а мы на деле уже не являемся колониями, у нас уже нет необходимости, чтобы графы, маркизы или миллионеры советовали нам, что делать в области спорта... Олимпийское движение следует перестроить, преобразовать, поскольку дела так не могут идти дальше.»
Фидель Кастро

АППАРАТ ПОЛИТИЧЕСКОГО ОЛИМПИЙСКОГО НАСИЛИЯ

За последние 10 лет МОК вместе с WADA (со штаб-квартирой в Монреале) и CAS (в Женеве) приобрел еще одну функцию. На фоне серьезных геополитических катаклизмов олимпийский спорт открыто прекратился в инструмент шантажа, давления и публичного линчевания неугодных. Прежде всего – России и Белорусии. Сначала в дело вступили квази-допинговые схемы скандалов. Мельдоний, «дырка в стене» сочинской лаборатории, дело Валиевой, бесконечные и, конечно, незаконченные суды, отстранения, дисквалификации, публичные отмены результатов, а главное – открытые удары по имиджу нашей страны встали на поток. Затем, с 24 февраля 2022 года, вместе с политическими и экономическими санкциями, Томас Бах и Со и вовсе забыли о своей олимпийской функции миротворца, «зачеркнули» последние пункты Олимпийской Хартии и заняли позицию мирового спортивного судьи, а точнее – жандарма, самолично решающего судьбы спорта отдельных государств, предложив российским спортсменам официально отречься от своей страны и ее символов за любезное обезличенное право «поиграть» с остальными в олимпийской «песочнице».

Томас Бах
Томас Бах

Частная фирма «IOC» и ее директор - Бах (а с ним вместе – Риди, Паунд, Макларен, Банька, Тардифф, Коэ и т.д.) взялись решать и оглашать приговоры, ставить условия, лишать флага и гимна, налагать санкции. При том, что этих людей никто никогда не выбирал и к этому не уполномочивал.

Олимпийские Игры окончательно утратили статус объединяющей силы и превратились в предмет торга и политического давления.

КОНЕЦ ОЛИМПИЙСКОЙ ИСТОРИИ

Идея барона Пьера де Кубертена о проведении честных всемирных игр спортсменов на частные деньги, под красивые лозунги об объединяющей роли спорта была сколь несбыточна, столь же и порочна.

Сначала Третий рейх превратил угасающие Игры в PR-акцию по демонстрации мощи государства, построенного на идее расового превосходства, и эту акцию публично поддержали как сам Кубертен, так и его американские коллеги. Затем, во времена «Холодной Войны» правительства СССР и США использовали их как идеологическое оружие. Ну а потом транснациональный бизнес сделал из олимпийского движения рекламную поверхность, а бюрократы от спорта руками МОК превратили его в дойную корову.

Сегодня Олимпиады:

  1. Нереально дороги организаторам;
  2. Не нужны огромной части спортсменов из ведущих видов спорта;
  3. Непривлекательны для туристов из-за искусственно задранной дороговизны;
  4. До предела коррумпированы и политизированы руками МОК и подконтрольных ему (то есть – его спонсорам) ВАДА и CAS.
-5

ВЫВОД

Нужна ли России такая Олимпиада и стоит ли бороться за участие в ней, тем более – любой ценой? Стоят ли текущие кадровые потери поколения спортсменов хамских ударов по репутации и унизительного соглашательства? Ни в коем случае. Возможна ли реформация/рестарт олимпийского движения? Да, конечно. Вот только вопрос этот, как и решение, будут доступны ко всеобщему обсуждению тогда, когда изменится вся мировая геополитическая инфраструктура, когда голос России будет звучать по-другому, а МОК (или другая, новая организация) и вся система управления спортом станет равноправной, честной и подотчетной всем ее участникам.