Фильм глазами психолога
Сегодня посмотрела фильм «Вызов» (Россия, 2023). Поделюсь своими субъективными впечатлениями.
Но вначале предыстория.
*
В августе я побывала в новом музее космонавтики в Калуге, поэтому некоторые моменты в фильме прошли для меня, как для кинестетика, на уровне ощущений.
В этом музее есть макет – точная копия «самого большого помещения» МКС, где происходила операция. В процессе просмотра фильма, я вспомнила, как мы вчетвером зашли в это пространство: слева и справа маленькие ниши-спальни, где висят спальные мешки для космонавтов. Если «приезжают» «гости», им приходится «висеть» на специальном креплении в «столовой».
Перед нами за шторкой туалет-пылесос (как пользуются им женщины, осталось загадкой), пространство для гигиенических процедур (нет, привычного душа там нет, только его сухой вариант), тут же стол с необычными для нас стульями и космической едой под стеклом, рядом велотренажер, за спиной - рабочее место с огромным количеством приборов и мониторов.
Если бы экскурсовод для реалистичности ощущений закрыл за нами тяжелый люк, у меня бы точно начался приступ клаустрофобии, несмотря на наличие небольших иллюминаторов, которые с точки зрения обычных землян, находятся в полу, - очень тесно в этом «самом большом пространстве».
***
А теперь я включу «злого» психолога и добавлю стакан «дегтя» в бочку «меда», который льется отовсюду по проводу этого фильма. #яжпсихолог, а потому мне интересна психологическая составляющая этого фильма, и, безусловно, Доктор Евгения заслуживает особенного профессионального внимания.
***
Доктор Евгения - «Хорошая девочка» истероидной матери, которой лучше сразу ответить, чем потом бесконечно выслушивать нытье по поводу того, как ее никто не любит.
С такой, эмоционально холодной матерью, девочки часто очень рано взрослеют. Это тот самый процесс парентификации, когда мать становится дочерью не только собственному ребенку, но судя по сюжету фильма, и собственной внучке, - актрисе Елене Валюшкиной, сыгравшей роль матери, – мое искреннее восхищение за реалистичность образа.
Именно «Хорошая девочка» всегда отвечает на звонки матери, независимо от ситуации и собственного физического самочувствия, иначе ее «задушит» чувство вины, которое мать-манипулятор - демонстрант "заботливо" "выращивает" с самого детства.
Отвечать на ее звонки необходимо сразу, иначе у мамы случится «сердечный приступ» - классический прием токсичных матерей. Удивительно, что дочь-профессионал «ведется» на ее многолетние манипуляции.
*
2. Отношения Доктора Евгении в своей семье до случившейся трагедии, - яркий пример показательного «благополучия». Вспоминаем этот трагический эпизод в фильме:
- Ты что, не можешь быстрее? Меня в больницу вызывают, - сколько раздражения в голосе «любящей» женщины, хотя, еще минуту назад вокруг был сплошной «любовный мармелад», - и следом, - А еще быстрее? – В современном диалоге еще бы и добавила, - Ты что, тупой?!
И судя по тому, как рванул с места муж, потеряв самообладание и не обращая внимания на красный свет, она его очень сильно достала задолго до этого диалога. А самое интересное, что в момент, когда мама подгоняла, а папа рванул на красный, никто не подумал о маленькой дочке, которую, как было показано вначале, родители очень любили, а значит, и берегли.
У меня вопрос к психологически взрослым мамам: Вы бы стали подгонять своего мужа на дороге, когда в машине ребенок? А когда есть вариант попасть в аварию со смертельным исходом?
***
В результате произошедшего у Евгении тяжелейшая непроработанная психотравма после аварии, в которой погиб ее муж. Она не прошла до конца процесс горевания («колесо горя»), и ее горе перешло в хроническую стадию: она много лет переживает тоску по умершему мужу, с которым у нее была тесная эмоциональная связь, и любое упоминание о нем (сережки, замкнутое пространство) вызывают у нее дезадаптацию и сильнейшие приступы панической атаки.
Иными словами, данная форма осложненного горя блокирует процесс адаптации к потере любимого человека и принятие случившегося. А значит, начало новой жизни в таком состоянии невозможно.
А теперь вопрос: может ли человек в таком нестабильном психическом состоянии находиться в замкнутом пространстве МКС?
***
Вернемся к замкнутому пространству.
Вспоминайте небольшой эпизод, когда она едет домой в лифте и «ловит» ярко выраженную паническую атаку, с которой с трудом справляется только когда выходит из металлической кабины, которая возвращает ее в трагическую историю прошлого:
в ЗАМКНУТОЕ ПРОСТРАНСТВО перевернутой машины, в которой Доктор Евгения – один из ведущих хирургов, некоторое время висела на ремнях безопасности ВНИЗ ГОЛОВОЙ, наблюдая за тем, как медленно умирает ее муж, не имея физической возможности ему помочь.
А теперь вспоминаем МКС: замкнутое пространство, в котором все время висишь вниз головой + раненный космонавт, который находится на грани жизни и смерти, - точное повторение трагедии многолетней давности. И ПА на МКС, судя по сюжету, с ней тоже случались. Ей бы себя в состоянии адекватности поддержать в замкнутом и очень тесном пространстве станции, а не то, что операцию проводить.
*
И вновь вопрос: те, кто когда-нибудь переживал мощные приступы панической атаки, понимает, о чем идет речь, - вы бы смогли заниматься в такой момент очень серьезной и почти ювелирной работой?
Я специально поинтересовалась у человека, который точно знает, КАКОЙ отбор на самом деле проходят космонавты, - могут ли отправить в Космос человека, у которого явные признаки клаустрофобии, но он лучший из лучших в своем деле? Как Вы думаете, какой ответ я получила? Верно, - он будет прекрасно руководить работой из ЦУПа.
***
Но если посмотреть на эту ситуацию не с точки зрения космической подготовки, а с точки зрения когнитивно – поведенческой терапии, то все становится понятным и встает на свои места.
Оказывается, сценарист, режиссер, 100500 продюсеров, команда подготовки космонавтов, включая психологов и врачей, и прочие специалисты, работающие над фильмом, всего лишь хотели продемонстрировать всем нам результат эксперимента, полученный в рамках КПТ: иди навстречу страхам, чтобы их преодолеть.
С этой точки зрения, - да! Получилось ярко, зрелищно и сказочно результативно: избавляться от клаустрофобии теперь можно, имитируя полет в Космос, - решение найдено! Главное, пережить закрывшийся за твоей спиной люк.
Кроме того, восклицательным знаком в этой космической терапии оказались отданные Космосу сережки, - «якорь», удерживающий ее в прошлом. Доктор Евгения отпустила ситуацию, перешла на стадию «принятия» своей утраты, а значит, сняла с себя многолетний запрет на продолжение собственной жизни.
К ней пришло осознание того, что новые отношения и любовь – это не предательство памяти погибшего мужа. И его значимость для нее и ее дочери останутся навсегда, но в несколько ином качестве. И здесь создателям фильма аплодирую стоя.
***
И все же, бОльшую часть космической сказки, в смысле, фильма, мне почему-то все время вспоминался великий К. Станиславский, и его знаменитое: «Не верю!». Пересматривать его я бы точно не стала.
Хотя, нет, не всегда! Наблюдая за образом космонавта Антона Шкаплерова, очень хотелось верить в реалистичность его невероятного мужского обаяния, спокойствия, уверенности и заботы. С таким мужчиной рядом не то, что от панических атак избавишься и в Космос полетишь, а прогулку по Луне запланируешь и на Марс согласишься лететь. Так что, в этом фильме мой герой, однозначно, он. Но это уж совсем другая история.
Читатели, которые дошли до конца текста, а как Вам фильм? Поделитесь своими впечатлениями.