Найти тему
Эра разума

Шаблонное мышление

Шаблонное мышление - основной способ мышления человека, но его ум способен на большее, на непосредственное познание истины.

Основу обычного мышления составляет двоичный характер получения, обработки, хранения и выдачи из памяти информации физиологическим или рациональным умом, то есть две категории его познания и выражения идей – утверждение и отрицание. Эта его особенность делит всю информацию о мире на две части и хранит раздельно, как книги или одежду в шкафу – на отдельных полках или вешалках.

Существует, правда, ещё и первичный способ восприятия информации через отделение формы от пустоты. Каждое познаваемое человеком явление всегда приобретает форму, отделяющую его от прежнего состояния пустоты. После этого форма наделяется признаками утверждения и отрицания. При этом основу правильного знания составляет истина о том, что любая форма пуста. Пустота и форма – это одно явление.

Казалось бы, всё просто, форма приобретает свойства пустоты, когда она ничем не наполнена, когда её осознание не вызывает никаких реакций: ассоциативных в физиологическом уме, эмоциональных и иных в остальном организме. На словах часто всё бывает просто, но познание единства пустоты и формы наступает лишь тогда, когда в сознании человека слова об истине исчезают, а сама истина становится частью его сущности.

В обычной же ситуации физиологический ум человека ограничен двумя категориями мышления, но он же и поддерживает их существование. Он формирует на их основе идею о единственно возможном способе своего контроля над миром, состоящем в фиксации в статичных словесных формулах всех динамичных образов его феноменов. Реализация этой идеи приводит к стремлению ума к созданию всё большего количества фиксированных идей, шаблонов и комплексов, не только соответствующих образам феноменов реальности, но и определяющих способы всех видов жизнедеятельности человека, в том числе по созданию новых комплексов.

Что такое мыслительный или поведенческий комплекс, шаблон? Это записанные в уме человека образцы, с которыми сравниваются внешние объекты и ситуации, а также в соответствии с которыми формируется реакция организма на них. Не прожить человеку без них, и главный вред тоже с ними связан, как стена они стоят на пути к познанию истины, и чем серьёзнее познания человека в видимом мире, чем выше уровень его эрудиции и образованности, тем выше эта стена. Образованный, логично и научно мыслящий человек затратит всегда значительно больше усилий и времени на преодоление этой стены, чем человек так же добрый, но не имеющий разносторонних знаний и натренированного виртуозно думающего ума. «Во многой мудрости много печали; и кто умножает познания, умножает скорбь» (Книга Экклесиаста).

Не спешите огорчаться в связи со своими познаниями. Другой из связанных с данным обстоятельством фактов жизни состоит в том, что умный человек, способный на независимое творческое мышление, обладает более существенным потенциалом для контакта с тонким миром. Он способен продвинуться значительно дальше по пути его познания. Ему необходимо лишь преодолеть эту стену из знаний и комплексов или хотя бы понять, что *её не существует. Второй вариант обнаруживается, к сожалению, только после реализации первого.

При этом вредное влияние фиксированных идей состоит даже не в том, что они не пускают человека к истине. Проблема в том, что реальность всегда воспринимается человеком как отделённая от него среда, и он прячется от неё в чехол из своих фиксированных идей. Новые идеи всегда воспринимаются человеком путём их сравнения с прежними идеями, хранящимися в памяти, а усваиваются они, то есть помещаются в память, путём дополнения прежних идей. Новое знание может возникнуть в сознании человека только на базе прежних идей.

В сознании человека обычно много знаний, много идей, хранящихся в памяти. Для нового знания, даже об истинах и законах тонкого мира, с которыми человек не был ранее знаком, он всегда отыщет прежнюю ассоциирующуюся с ним идею. Манипулируя с этой идеей, он попытается структурировать новые знания и уложить их в систему прежних шаблонов.

Традиционно сторонники восточных доктрин придерживаются высказанной в древности аналогии между сознанием, заполненным знаниями, и чашкой, наполненной до краёв чаем или молоком (или их смесью). В этой аналогии предполагается, что заполненное сознание не способно воспринять самое малое новое знание, как наполненная чашка не способна вместить ещё одну каплю жидкости. По этой причине учителя этих доктрин помпезно призывают освободить чашку для новых капель, а ум – для новых знаний.

Данное действие, по их мнению, призвано сделать ум пустым и свободным для новых знаний. Своеобразное, однако, представление об уме и знаниях. Если начать рассматривать эту проблему с конца, то выяснится, что все знания выбрасывать не следует, так как многие законы видимого мира, не откорректированные идеологическими и им подобными воззрениями, являются точным отражением законов тонкого мира, поэтому их знание помогает проникнуть в суть вещей тонкого мира.

Кроме того, освобождение ума от его способностей, созданных опытом, лишит его возможности воспринять хотя бы какую-нибудь информацию. Заметьте, среди великих мистиков, учителей и основателей философско-религиозных доктрин не было ни одного неумного малограмотного человека. Ни один из них не отказался от своих знаний и умений. Проблему на пути познания мира составляют не прежние знания, а привязанность к ним, мышление, ограниченное шаблонными способами обработки новых знаний.

Если даже какой-либо человек, не имеющий познаний ни в какой науке, познал истину от учителей и сам стал учителем для других, то это свидетельствует лишь о том, что он изначально был талантлив, но не получил общего образования и детальных познаний в какой-либо сфере. К тому же, пусть никто не обидится, учитель из такого человека получается добрый, искренний, но ограниченный рамками небольшой группы идей, которые он не всегда грамотно может выразить.

Если рассмотреть проблему наполненности знаниями ума с начала, то выяснится, что ум изначально пуст, и освобождать его не от чего. Знания, комплексы и страхи заполняют только соответствующие участки головного (и прочего) мозга физического тела. Они зафиксированы в них особенными, характерными для каждой идеи физическими связями нейронов мозга и протекающими в них и между ними физиологическими процессами.

В мозговом веществе нечего перестраивать и нечего освобождать для постижения истинного знания. Не вытряхивать же из мозга нейроны и их связи. Если в нём действительно освободить какой-то участок от комплексов и страхов, то по своему устройству этот участок способен записать в себя только знания о новых фиксированных идеях, комплексах и страхах. Выйдя за пределы рационального ума, вы обнаружите, что этот физиологический ум является такой же частью физического тела, как его руки, ноги, глаза, уши, болезни. Он также необходим ему для обеспечения его жизнедеятельности в тех условиях, которые созданы вашим особенным тонким телом и реализуемым его позитивным или негативным потенциалом.

Тот же истинный ум, которым вы будете оперировать в общении с истиной, он пуст, потому что он часть Вселенского ума, часть единого энергоинформационного источника. Он пуст потому, что он обладает всеми знаниями, он и есть эти знания об истине, он и есть истина. Ему не требуется, как физиологическому уму, выбирать понравившиеся знания из их общего источника или какого-то хранилища для локализации внутри себя. Он сам – все эти знания, он безграничен, ему незачем делить себя на локальные участки.

Разумеется, у человека нет иных инструментов для познания мира и установления полного контакта с этим умом, кроме его физического ума. Чем в большей степени этот ум натренирован в творческой деятельности, чем большим количеством знаний он оперировал ранее, тем лучше этот инструмент позволит справиться с новой для него задачей. Оставьте на время в покое его прежние мировоззренческие шаблонные и иные представления о реальности, выстраивайте параллельную истинную реальность, не перемешивая между собой новые и старые представления, не устраивайте конфликты и войны между ними. Свойства ума, рассмотренные в законе синтеза, позволяют это сделать.

Такая деятельность ума будет во многом аналогична реализации идей учителей различных древних учений о его освобождении от прежних знаний. Действительно, может быть, и нет особой разницы между двумя призывами: оставить в стороне прежние знания и освободить от них ум. Разницы не было бы, если бы не требовалось учитывать жизненную ситуацию, в которой пребывает человек.

В сознании обычного человека множество мировоззренческих шаблонов и привязанностей. В их числе такие, как привязанность к детям, фиксированные идеи о том, что о них необходимо заботиться, что с ними жизнь веселее. Ещё есть привязанности к родителям, родине, государству, трудовой или служебной своей деятельности и шаблоны поведения, соответствующие этим привязанностям, а также есть представления об устройстве мира, на основе которых выстроены и существуют указанные выше привязанности и идеи. Таких фиксированных идей огромное множество.

Заниматься освобождением ума без понимания сущности данного процесса и сложного устройства человека можно в монастыре на полном обеспечении или с наличием условий для обеспечения минимальных потребностей своего организма. Ещё можно заниматься, когда идея об отказе от обязательств, возможном разрушении жизни близких людей или своего народа не доставляет беспокойства. Одновременно можно и в монастырь уйти на общественное содержание и защиту.

В нормальной жизни человека разумного таких ситуаций не бывает. Для перестройки своего организма ему необходимо суметь сохранить прежние взаимоотношения с миром на период формирования новых взаимоотношений. Переход от одних к другим должен быть осуществлён постепенным образом, но существовать в сознании они могут параллельно, не мешая друг другу.

Ум человека способен сразу начать мыслить категориями истинного ума, используя для продолжения обеспечения жизнедеятельности человека прежний набор знаний и прежний опыт, внося в них соответствующие коррективы. Физический ум неизбежно будет перестраивать свою структуру. Он будет перестраивать и прежнюю мировоззренческую систему в соответствии с новой ситуацией, так как является творческим механизмом, следствием, а не причиной устройства человека в целом. Он действительно будет изменяться физически, выстраивая новые связи между нейронами для хранения новой информации и обслуживания других новых видов умственной деятельности. Он будет активизировать новые неиспользуемые участки мозгового вещества для обработки новой информации и понимания нового опыта. На старые нейронные связи новой информации не записать.

Беда человека не в знаниях, даже пока шаблонных, они-то полезны на определённых жизненных этапах, а в стиле мышления, зажатом в рамки этих шаблонов и называемом логичным. Логика, необходимость всё объяснять последовательными и взаимосвязанными умозаключениями, делить мир на противоположные части – вот причина всех проблем. Если человек это поймёт, не станет усваивать знания о тонком мире прежними логическими методами, смешивая к тому же их с имеющимся набором знаний о плотном мире, то он обнаружит, что у его ума огромный запас ресурсов и способностей для работы с новыми знаниями. Его ум не глиняная болванка, хотя бы и в форме чашки, а динамичный безграничный инструмент для познания мира.

Эту истину, может быть, только в других формулировках люди обнаружили давно и большую часть своего опыта направляли на поиск пути её реализации в жизнь. В древнем Китае патриархи пути сознания «Чань» (на западе больше известном в его японском наименовании «Дзен») обнаружили бесполезное, но крайне важное упражнение для изменения способа познания мира и проникновения к истине. Упражнение называется хуа-тоу. Оно также больше известно под японским наименованием «коан», произошедшем, по-видимому, от китайского слова «гу-ань», обозначавшего первые указанные упражнения, которые состояли из диалогов между наставником и его учениками. Хуа-тоу (коан) внешне выглядит как весьма аристократичное занятие, которое становится бесполезным, если зацикливаться на нём, превращать его в самоцель в познании истины.

Хуа-тоу (коан) – это единственное упражнение древнего китайского пути сознания чань (дзен). Других упражнений на этом пути нет, если не считать упражнением дза-дзен (просто сидеть). Более того, в дзене коан не является обязательным упражнением для постижения истины. Не все последователи пути дзен применяют его. В других практиках, например в йоге, его нет. Будда обходился без него в своих наставлениях, Иисус и Магомет не давали его своим последователям для освоения; может быть, и не знали о нём ничего, но обошлись, заложив основы своих доктрин.

При этом если человек его практиковал, то он наблюдал его высокую эффективность и важность для ремонта своей мыслительной системы, устранения шаблонности и болезней разума и проникновения к правильному знанию. Простое знание о факте существования такого упражнения помогает приблизиться к пониманию направленности перестройки ума и всего организма, предусмотренной религиозными и философскими доктринами, а также данной методикой.

Заключается упражнение «коан» в решении задачи, не имеющей рационального решения в категориях утверждения и отрицания. Например, предлагается: услышать хлопок одной ладони ни обо что не ударяемой; разрезать ножом кусок хлеба на одну часть, но не на две и более; найти ответ на простой однозначный вопрос без использования категорий утверждения и отрицания. Самым распространённым таким вопросом, известным из древних источников, является вопрос о каком-либо предмете: «Что это такое»? Например, демонстрируется обычная деревянная палка и предлагается ответить на указанный вопрос.

Назовите палку предметом, деревяшкой, не камнем, не вилкой и так далее, это не поможет. Какой бы ответ ни отыскивал физиологический ум, он будет изложен в категориях утверждения или отрицания. В виртуозных манипуляциях самого развитого ума ответа не найти, но он существует, он очевиден. Начинающему монашествующему ученику отводится на его поиски около восьми лет. Опытный последователь каких-либо духовных и философско-религиозных практик должен найти его за три – пять лет. Если они его не находят, то дело плохо для них, лучше дальнейшие поиски прекратить или продолжать, но не очень активно.

Ответ на вопрос о наименовании палки, не содержащем утверждения и отрицания, придёт к вам сразу после проникновения к простой истине о закомплексованности мышления и познания её всем своим существом. Придёт не столько в словесной формуле, сколько в проблеске нового сознания, открывающего путь к новой жизни и пониманию смысла этой жизни.

Ответ придёт после того, как ваш организм со скрипом и треском перестроит всю свою внутреннюю структуру, в том числе структуру физиологического ума и его образа мышления. В этот момент ум начнёт мыслить, используя новые участки мозгового вещества, свободные от ограничений и непригодные для записи шаблонов. Вы сразу поймёте, что ответ получен, и окружающие вас люди это поймут, хотя вы им об этом ничего не скажете.

Вопрос о смене мировоззренческих установок слишком многогранен, ему можно было бы посвятить отдельную книгу, но даже на основе предложенных соображений подумайте сами: может быть, пора уже выбираться из чехла своего упрямства, своих ограничений, фиксированных идей и страхов. Может быть, пора уже открыть полностью своё сознание истине, предоставить возможность своему тонкому телу и его уму перестроить физический организм и устранить болезни насколько это возможно.