Найти тему
Эра разума

Медитативные состояния

Достижение медитативных состояний - это одна из ступеней на пути к медитации.

Как уже было отмечено в статье о медитации, термином «медитативные состояния» обозначаются все психологические состояния, основанные на отдельных элементах реальной медитации. Занятия, связанные с достижением медитативных состояний, в йоге принято называть медитативными практиками.

Внешние признаки намеренного перехода в такие состояния к настоящему времени в среде начинающих мистиков, обычных людей и представителей академической медицинской науки принято называть медитацией. К таким внешним признакам, как правило, относят неподвижность позы, мышечное расслабление, абстрагирование от внешнего мира, фиксацию взгляда, задержку моторных реакций, замедление дыхания и частоты сердцебиения, торможение рефлекторных реакций, мысленное сосредоточение.

Все указанные признаки соответствуют состоянию обычного сильного расслабления, релаксации или транса. Транс – это расслабление организма с переключением сознания на внутренние психические образы. Переход в состояние сильного расслабления или транса является не медитацией, а переходом в состояние сильного расслабления или транса. Достижением медитативных состояний такой переход также не является.

Вхождение в транс, релаксацию осуществляется посредством сильного расслабления человеком своего физического организма и концентрации внимания его ума на внутреннем, созданном психикой образе или внешнем объекте. Основу этого мероприятия составляет деятельность рационального ума физического тела по подавлению влияния на тело и его мозг со стороны нервных сигналов, формируемых инстинктивной деятельностью организма. У обычного человека эти влияния весьма сильны, поэтому уму его физического организма необходимо прилагать существенные усилия, тренировать для этого специальные способности и навыки.

При длительном расслаблении инстинктивная активность организма постепенно снижается. Казалось бы, уму от этого легче, ему необходимо прилагать меньшие усилия, но проблема в том, что мозг физического организма также расслабляется, и ему совсем не легче организовывать свою деятельность.

Он может в этой деятельности дойти до стадии засыпания. Этот момент в расслаблении является пределом возможностей релаксации или транса. Ему соответствуют отрешённое психологическое состояние и приятные чувственные эффекты.

Основной особенностью состояния транса является полностью физиологический характер деятельности ума человека по погружению его в это состояние. Сильное влияние инстинктов не позволяет человеку ещё сильнее расслабить мозговое вещество, почти полностью прекратить деятельность рационального ума.

В отличие от транса, доступного любому нормальному человеку без предварительной подготовки, в медитативные состояния можно войти только после некоторой предварительной подготовки ума и физического организма. Основой вхождения в медитативные состояния является намерение изменить ум для его лучшего взаимодействия с окружающим миром или хотя бы ментальная установка на изменение ума, а также начало работы по целенаправленной трансформации физического организма, соответствующей этой установке. Как и в случае с медитацией, возможность пребывания в медитативном состоянии определяет цель этого занятия. Целью человека для достижения медитативных состояний должно являться изменение его ума и тела. Медитативные состояния являются средством достижения этой цели, практикой, позволяющей эффективно транслировать идеи человека в структуру его мозга и остального организма.

В медитативных состояниях чувства ещё полностью не отвлечены от ума, поэтому организм реагирует на достижение этих состояний различными чувственными ощущениями, в основном, приятными. Сильные приятные чувственные ощущения свойственны глубокой релаксации или трансу, а не медитативным состояниям. Запущенный человеком процесс позитивной трансформации его ума и тела уже по факту своего существования начинает преобразовывать человека, изменять способ его взаимодействия с миром. Нервная деятельность физического организма при этом стабилизируется, сознание человека становится несколько умиротворённым, чувственные ощущения – спокойными.

Ощущения ещё сильны при прохождении человеком практик управления тонкими энергиями, управления чувствами и концентрацией внимания ума, так как и во время этих практик чувства всё ещё продолжают взаимодействовать с умом, хотя и всё в меньшей степени. Человек с использованием чувственных ощущений оценивает эффективность этих практик, корректирует их направленность.

В этот период продолжается восприятие чувственных ощущений как сильных только потому, что организм и его чувства уже несколько успокоены и стабилизированы, и возникновение любых даже слабых чувственных ощущений в этом спокойном состоянии вызывает реакцию организма, воспринимаемую им как сильную. Возбуждённое состояние обычного человека на такие слабые ощущения может не отреагировать совсем.

Как было отмечено в статье о пути истины, указанные приятные ощущения, эйфория и блаженство, умиротворённое состояние оказывают значительное влияние на сознание многих людей, формируют у них привязанности к медитативным практикам. Множество людей прекращает дальнейшую работу по трансформации ума и тела, застревает на этом первом этапе, считая, что данное психофизиологическое состояние является предельно возможным и означает конечную цель их практики. Многие люди с этими убеждениями становятся учителями йоги, проповедниками мистических учений и руководителями сект. Они гордятся достижением приятных ощущений, ими же обнадёживают новых учеников.

При освоении медитативных состояний важным является контроль положения тела и состояния ума. Чем выше степень уравновешенности тела и неподвижности рефлекторного ума, тем выше готовность разума продуктивно решать поставленные перед ним задачи. При этом функция контроля является ключевой для данных практик. Для них имеет значение не положение тела и не состояние ума, а именно контроль положения тела и состояния ума.

Дело в том, что в процессе освоения этих практик необходимое для медитации искусственное положение тела (а на самом деле – всего организма) и также во многом искусственное состояние ума ещё не стали естественными для человека. Чем дальше пока ещё человек от медитации, тем большие волевые усилия ему необходимо прилагать для приближения своего организма и ума к состоянию, необходимому для проведения медитативных практик. Для проведения медитативных практик важным является не только положение тела, но и его физиологическое состояние.

Во время этих практик тело должно занимать устойчивую удобную расслабленную позу с выпрямленной спиной. Всего человеку доступны четыре такие позы – в положении стоя, сидя, лёжа и при ходьбе. Поза должна быть удобной, позволять сохранять бодрость ума, но её не следует делать слишком удобной, провоцирующей лень и сонливость. Нет никакой необходимости задумываться о её внешней красоте. Красота должна быть в её функциональности. Смысл же этой функциональности состоит в том, чтобы во время занятий тело не испытывало бы сильной потребности в активных действиях из-за усталости или затёкших ног и рук.

Если у человека нет существенного опыта растяжки сухожилий в спорте или йоговских асанах, то начинать практики ему проще всего сидя на стуле с прямой спинкой, поставив ноги устойчиво на пол или слегка скрестив их, если стул низкий. Спину нужно держать выпрямленной вертикально или чуть наклонённой вперёд для обеспечения равновесия в зависимости от особенностей строения вашего тела (размеров живота, пластичности мышц и связок в тазобедренной зоне). Поддерживать эту позу необходимо так, чтобы не возникало сильного мышечного напряжения. Для этого плечи следует держать расслабленными, но устремлёнными вверх вместе с затылочной частью головы. Подбородок при этом будет немного опущен вниз. Опущенный вниз подбородок и ещё некоторое сдавливание диафрагмой нижней части живота позволяют устранить мечтательность и лучше сконцентрировать внимание на выбранной практике.

Смысл выбора правильного положения тела заключается в том, что существует определённая взаимосвязь между телом и умом. Помещение тела в удобную устойчивую неподвижную позу переводит в соответствующее ей спокойное состояние ум, поэтому все упражнения должны начинаться после того, как тело само станет спокойным. Неподвижность тела повышает эффективность воздействия. В идеале физическое тело следует сделать настолько расслабленным и неподвижным, чтобы ум совсем забыл о нём.

Достичь высочайшей степени уравновешенности и неподвижности тела и его ума возможно при соответствующих тренировках. В частности, на это ориентирована специальная практика отключения привязанности внимания ума к телу, называемая на санскрите кайя стхаирьям. Смысл практики состоит в том, чтобы максимально возможным образом длительное время концентрировать свои мысли на осознании тела.

Достичь уравновешенности тела и ума можно и при подвижном или неустойчивом состоянии тела. Способствует достижению уравновешенности не только неподвижность тела, но и совершение им ритмичных монотонных действий. При ходьбе, например, необходимо устанавливать определённый темп движения. Идти следует размеренно, не быстро, укороченными, но естественными шагами, замедлив и согласовав шаги и дыхание так, чтобы один цикл дыхания (вдох-задержка-выдох) приходился на три-четыре шага.

Состояние тела, как и во время релаксации или транса, должно быть расслабленным, состояние ума – отвлечённым от тела и устремлённым к постижению истины (преобразованию тела и ума).

Наиболее простая из техник расслабления связана с последовательным расслаблением отдельных мышц и сухожилий организма. Для этого полезно предварительно вспомнить или узнать их общий состав и функции, а также почувствовать разницу в ощущениях между напряжённым и расслабленным состояниями мышц. Ключевыми участками расслабления тела считаются глаза, язык, губы, пальцы рук и ног. Можно даже ограничиться расслаблением только их мышц, так как при качественном его проведении остальной организм также существенно расслабится.

Аналогичным образом можно последовательно расслаблять и внутренние органы тела – головной и костный мозг, нервные сплетения, железы внутренней секреции. Наиболее сложным, доступным только опытным мистикам, является расслабление костей скелета. Предварительно необходимо научиться ощущать свои кости и чувствовать их напряжение и расслабление, а главное, не перестараться при таком расслаблении. Какую бы то ни было ментальную работу необходимо проводить осознанно, понимая её последствия.

Плотное тело, которое человек пытается расслаблять, является лишь отражением тела тонкого, к которому традиционные техники расслабления прямого отношения не имеют. На самых начальных стадиях познания мира их можно всерьёз использовать, но в дальнейшем, получив некоторый опыт соприкосновения с тонким миром, следует постепенно переносить этот опыт на все сферы своей жизнедеятельности, в том числе на процесс расслабления.

Тонкое тело определяет характер всех состояний и функций плотного тела. Эту его роль необходимо учитывать в любой ситуации, необходимо постоянно стремиться к гармонии с его максимально возможным позитивным состоянием. Такая гармония возникает в случае снижения привязанностей ума плотного тела и его перевода в режим спокойного уравновешенного функционирования. Проблема в том, что это состояние плотного тела также возникает только как отражение состояния тонкого тела. Насильственное успокоение плотного тела никоим образом не приводит к немедленной нейтрализации уже созданных энергетических потоков и возникших на их основе возбуждающих физиологических процессов. Вот почему для достижения медитативных состояний необходим опыт общения с тонкими энергиями, управления ими. Во время этих практик должно существовать осознание и ощущение расслабления участков тонкого тела.

Состояние сознания, необходимое для медитативных практик, называют изменённым. Основной его характеристикой является прекращение (или существенное снижение) влияние на сознание рефлекторных импульсов физического организма.

Изменять своё сознание в сторону полностью изменённого можно на различную величину, то есть степень погружения сознания в изменённое состояние может быть различной. Термин «изменённое» характеризует лишь процесс перевода обыденного сознания в новое состояние контролируемым образом. Очевидно, что обыденное сознание является усреднённым названием индивидуально существующих и постоянно изменяющихся у каждого человека состояний сознания.

Ум человека всегда стремится к суетливой активности. Одна мысль сменяет другую, иногда не позволяя полноценно её осознать. Эти мысли не перетекают одна в другую, зачастую они существенно различаются, поэтому между ними всегда существует период пустоты сознания. Период этот столь непродолжителен, что его не всегда удаётся отметить в уме и даже осознать его существование, но он есть. По мере тренировок он будет увеличиваться. Фактически все практики остановки неконтролируемой мыслительной деятельности сводятся к увеличению этого периода пустоты сознания.

В отличие от занятий релаксацией или вхождением в транс, в медитативных состояниях ум человека должен осознанно утрачивать связь с его обычными привязанностями. Подготовка такого психоэмоционального состояния представляет собой длительный процесс и связана с предварительным изменением ума, трансформацией его качеств. Однократно и кратковременно ощутить его можно, например, во время стрессовых состояний, связанных в существенной опасностью для жизни и абсолютным пониманием безвыходности ситуации. В этот момент человек разумный осознаёт бессмысленность всех ценностей обычной жизни и единственную важность своего единства с источником этой жизни, с неуловимой сознанием идеей великой истины.