Картины молодой красноярской художницы Юлии Литвиновой – зрелище не для слабонервных. То ли сказка, неважно, славянская или готическая, то ли кошмарная явь. Тщательно прорисованные образы вызывают мысли о таблетках и санитарах, зато дают пищу для размышления. Не все так просто и линейно, действительность порой страшнее самых смелых фантазий.
У Юлии Литвиновой нет классического художественного образования, она дизайнер по костюмам. Но изобразительным искусством девушка занимается давно, и самоучкой ее не назовешь. По словам самой художницы, она «пытается приблизиться к традиционному виду в работе», ориентируется на старых мастеров.
Картина «Падшие ангелы со связанными крыльями» создана в 2016 году. Автору тогда было всего 22 года. Но эта работа – не плод больного воображения, у нее остросоциальная направленность.
Стоит рассмотреть картину внимательно. Детали в ней раскрывают смысл. Как книжка-панорама разворачивается, и сюжет становится понятным.
Работа художницы явно не понравится сторонникам идеальной картины мира. В замусоренной убогой квартире на грязном матрасе сидят двое подростков – мальчик и девочка. Изможденные, в синяках, с испуганным взглядом. Они прикованы к батарее, как настоящие мученики. Казалось бы, вполне типичная обстановка для детей из неблагополучных семей. Вот только за плечами у несчастных крылья – настоящие, ангельские, хоть и перетянутые резинками.
Все дети рождаются ангелами. Но только от взрослых зависит, что их ждет впереди. В семьях алкоголиков и наркоманов у потомства нет будущего. Дети растут среди грязи и порока, страха и побоев.
Подростков приковали к батарее, чтобы не мешали родителям «отдыхать» и «расслабляться». А сколько таких «падших ангелов» в реальности выгоняют на мороз, сажают в собачью будку «добрые» родственники. Сюжет, к сожалению, совсем не фантастичен…
У этих «ангелов» с рождения «связаны крылья» социального старта. Им невероятно сложно вырваться из порочного круга, а вот оказаться на дне жизни – проще простого. Мало кто сможет подняться, но шанс есть, ведь крылья связаны, а не сломаны.
Отношение к картине неоднозначное. Одни называют ее низкопробной мазней и бредом сумасшедшего, другие – недосказанной историей с глубоким философским смыслом. Каждый видит что-то свое. Но равнодушных нет, а ведь именно эмпатия важна в искусстве.