Медитация - это не релаксация, это состояние человека, трансформировавшего свой ум и тело правильными практиками на пути истины.
Виды медитации
Упрощённое отношение к мистике, непонимание важности её личного опыта привело в обществе и науке к устойчивой ассоциации восточной медитации с внешними признаками пребывающего в ней человека. К таким признакам, как правило, относят неподвижность позы, мышечное расслабление, абстрагирование от внешнего мира, фиксацию взгляда, задержку рефлекторных реакций, замедление дыхания и частоты сердцебиения, мысленное сосредоточение. За эффект вхождения в медитацию так и принимают возникающее у человека мышечное расслабление организма и отрешённое психическое состояние.
Все указанные признаки соответствуют состоянию расслабления, релаксации или транса. По медицинской терминологии, транс – это ряд изменённых состояний сознания, предусматривающих снижение степени сознательного участия в обработке информации. Транс – это всего лишь расслабление организма с переключением сознания на внутренние психические образы. Намеренный переход в состояние сильного расслабления или транса является не медитацией, а переходом в состояние сильного расслабления или транса. Достижением медитативных состояний такой переход также не является.
Терминами «истинная медитация», «реальная медитация» и «медитация» далее будет обозначаться одно явление - действительное состояние медитации, только и являющееся медитацией в его изначальном понимании, утверждённом в восточном мистицизме с древних времён.
Термином «медитативные состояния» далее будут обозначаться все психологические состояния, основанные на отдельных элементах реальной медитации. Эти состояния используются в восточном мистицизме при подготовке к истинной медитации.
Медитация и её феномены
Возможность вхождения в медитацию определяется целью человека, направленностью деятельности его ума, а не фактом расслабления тела. Реальная медитация может существовать только как средство постижения истины. Войти в состояние реальной медитации можно только на пути к истине, только совершая действия по её постижению. Сущность множества событий в жизни определяет цель их свершения, а не состав их внешних признаков. Например, если человек открывает рот и издаёт звуки, не имея цели петь песню, то он открывает рот и издаёт звуки, но не поёт песню.
Реальная медитация не предназначена и не подходит для аристократичного приятного времяпрепровождения, праздного любопытства или лечения физического организма. Она доступна только людям, обладающим развитым умом, ориентированным на использование умственной деятельности в улучшении своего жизненного опыта.
В состоянии реальной медитации плотное физическое тело человека действительно расслабляется, принимает устойчивую фиксированную позу и переходит в особенное «изменённое» психофизиологическое состояние, но эти явления создают условия для пребывания в медитации, а не определяют её сущность. В обычной жизни подобным условием является, например, стол, за которым писатель создаёт свои произведения или учёный делает научные открытия. Стол создаёт удобные условия для работы, но не отражает сущность художественного произведения или научного открытия.
Реальную медитацию отличают от сложившихся в обществе представлений о ней следующие основные её признаки:
1) медитация не является свойством или процессом физического организма человека, его ума и психики;
2) физический организм человека, его физический ум и происходящие в них физиологические процессы не управляют процессом медитации;
3) состояние медитации не создаёт приятных и иных чувственных ощущений в физическом организме человека, которые могут быть им восприняты и осознаны;
4) медитация может быть создана только искусственно, она не возникает у человека естественным образом;
5) в состояние медитации может войти только человек, специальным образом трансформировавший устройство своего ума и тела;
6) человека с неподготовленным умом и телом невозможно перевести в состояние медитации даже кратковременно;
7) целью медитации является постижение истины.
При этом истина – это не имеющая словесной формулировки идея, переводящая человека в состояние осознанного единства со всем миром. Это состояние достигается человеком, когда весь набор качеств его личности начинает соответствовать правильному знанию о законах мироздания и правилах жизни человека в согласии с этими законами.
Достижение человеком состояния медитации возможно только после прекращения влияния на него со стороны его физического тела, ума и психики. В состоянии медитации психические процессы останавливаются, физическое тело живёт за счёт моторных реакций, оно продолжает подвергаться воздействию внешней среды, но не воспринимает эти сигналы, не передаёт их и сигналы своей жизнедеятельности в свой ум. В состоянии медитации физический ум человека молчит, прекращаются многие его моторные функции, он утрачивает способность к управлению телом, активному формированию физиологических процессов. Сохраняющаяся активность ума физического тела настолько мала, что не переводит организм в возбуждённое состояние, не позволяет ему вмешиваться в процесс медитации.
Состоянию реальной медитации соответствуют несколько обязательных феноменов:
- рациональный ум человека функционирует изолированно от внешней среды и физического организма человека, не воспринимает их воздействия;
- рациональный ум человека участвует в медитации, но не занимается фантазиями, его незначительно сохраняющееся мышление полностью осознанно и находится в пределах выделенной для медитации идеи;
- участие рационального ума в медитации фактически состоит в безмолвном наблюдении за процессом рассуждений интеллектуального ума тонкого тела (эти рассуждения иногда тоже безмолвны, но они есть, так как умом сохраняется осознание их безмолвности или пустоты);
- в состоянии медитации в рациональном уме человека возникает понимание факта расширения его сознания, его единства с чем-то великим – с истиной, высшей мудростью;
- производится позитивная корректировка качеств человека в предельно допустимом для него индивидуальном диапазоне; в сознании человека и его физическом организме происходят изменения, постепенно приближающие его к истине;
- тонкое тело человека сохраняет полноценный контакт с его плотным телом, не отделяется, не становится самостоятельным и не выходит в астральное путешествие; человек сохраняет свою целостность, единство тонкого и плотного тел; он осознаёт эту свою целостность.
Основой реальной медитации является переход сознания человека на использование интеллектуального ума для мыслительной деятельности взамен рационального ума. Рациональный ум связан с мозговым веществом физического тела и происходящими в нём физиологическими процессами, формируемыми на основе инстинктов и иной жизнедеятельности физического организма. Интеллектуальный ум – это ум тонкого тела человека, он не подконтролен физиологическим процессам в физическом организме, напротив, он способен контролировать их и управлять ими. Только подготовленный рациональный ум человека может осознать контакт с интеллектуальным умом и пребывание человека в состоянии медитации.
Создание медитации
Медитация может быть создана только искусственно, она не возникает у человека естественным образом. Врождённые качества организма и ума любого человека не соответствуют состоянию, необходимому для достижения реальной медитации.
Наш мир (тонкий и плотный) существует и изменяется по незыблемым законам. Тонкое тело человека определяет все обстоятельства его жизни в плотном мире. В соответствии с двумя законами тонкого мира (информационного соответствия и пространственной синхронизации) к моменту рождения человека уже сформированы в окончательном виде все особенности строения его тонкого тела, его физического ума и организма в целом, его жизненная программа и потенциал их корректировки. При этом тонкое тело человека и, соответственно, его плотное тело, и все обстоятельства его жизни всегда имеют отклонения от желаемых для человека их нормальных состояний. Данные нормальные состояния физического тела и обстоятельства его жизни все разумные люди почти одинаковым образом ассоциируют с отсутствием страданий и вызывающих их причин – болезней, материальных трудностей, конфликтных ситуаций, проблем у детей и так далее.
Вхождение в истинную медитацию возможно лишь с таким улучшенным тонким телом, которое изменяет плотное тело до состояния, близкого к моделируемому нормальному. Проникновение к медитации с неподготовленными тонким и плотным телами невозможно. Если же каким-то образом и удаётся кому-то значительно приблизиться к медитации с такими телами, то пребывание в таком состоянии чаще всего приводит к возникновению психического заболевания.
Во время истинной медитации происходит остановка многих моторных и рефлекторных функций физического организма. Неподготовленный организм не способен поддерживать свою жизнедеятельность в таком состоянии сколь бы то ни было длительное время. Нарушения функциональности отдельных органов и частей физического организма компенсируются у человека в обычном состоянии избыточной или подавленной деятельностью других органов. Например, болезненное сужение кровеносных сосудов компенсируется повышением кровяного давления, низкий уровень усвоения кислорода лёгкими компенсируется повышением частоты дыхания. В состоянии медитации подобные компенсационные механизмы прекращают своё функционирование. Организм человека должен быть готов к поддержанию жизнедеятельности в такой ситуации.
Кроме того, прежний режим функционирования физического организма защищал тонкое тело от внешних угроз, вызываемыми им дополнительными потоками тонкой энергии. Этот дополнительный защитный механизм в состоянии медитации прекращает свою деятельность. Если же в тонком теле имеются существенные отклонения от также моделируемого нормального состояния, то взаимодействующие с ними внешние негативные потоки энергий разрушительным образом воздействует на энергетику человека и, соответственно, его здоровье.
При выполнении начальных медитативных практик, связанных с повышением уровня расслабления организма, следует всегда помнить об этом, не допуская приближения организма к состоянию медитации в случае его неготовности. Непонимание этой простой истины, известной с древности, но мало кем учитываемой в настоящее время, приводит к дискредитации многих идей, положительных по своей сути и цели, но неправильных по процедуре реализации.
Для подготовки к реальной медитации необходимо трансформировать свои тонкое и плотное тела в пределах врождённого их потенциала до состояния как можно более близкого к указанному нормальному состоянию. К реальной медитации ведёт долгий путь подготовительных упражнений и тренировок ума и тела, который готовит в человеке новый защитный механизм взамен прежнего. Перед отключением имеющегося не очень надёжного защитного механизма необходимо создать ему на замену более надёжный и эффективный механизм.
Процесс его создания связан с устранением из тонкого тела негативной информации и исправления других его отклонений от моделируемого нормального состояния. Для физического организма это означает, что необходимо в первую очередь понизить уровень инстинктивных и рефлекторных реакций организма и затем научиться регулировать их возникновение и протекание.
Организм человека полностью физиологичен, вся его двигательная активность, все инстинкты, рефлексы и нервные импульсы, в том числе в головном мозге, формируются деятельностью его желёз внутренней секреции и других органов, кислотно-щелочным составом воды в клетках организма, бактериальным составом пищеварительного тракта, вирусами и болезненными процессами, а также иными обстоятельствами его устройства и функционирования. Весь этот набор обстоятельств строения и функционирования организма, потенциал его изменения в течение жизни индивидуален для каждого человека и зафиксирован в момент его рождения. Он определяет не только внешность человека, его врождённые и приобретённые болезни, но и свойства характера, способ поведения, структуру питания и образ жизни в целом.
Быстро изменить строение и способ функционирования организма каким-либо вмешательством невозможно. Единственный путь этого изменения состоит в корректировке работы ума, в результате которой мозговое вещество будет перестраиваться под новые формы деятельности, посылать откорректированные сигналы внутренним органам, позитивно изменяя их функциональность, а затем и структуру.
Физический организм человека и его ум обладают свойством деградации. Если какие-то качества человек не проявляет длительное время, то организм их постепенно утрачивает. Например, длительное пребывание космонавтов в невесомости или обывателя на диване приводит к мышечной деградации. Не использование ума в контроле инстинктов и решении сложных задач приводит к умственной деградации.
Если человек перестанет подчинять свою жизнь негативному влиянию избыточной активности инстинктов, бактерий и вирусов, то произойдёт их деградация. Соответственно, тело очистится от болезней и шлаков, перейдёт в сбалансированный режим функционирования. Именно по этой причине для подготовки к медитации человеку необходим развитый ум и ориентация его деятельности на улучшение жизненного опыта.
Формы медитации
Реальная медитация практикуется в двух формах. В интерпретации буддийского монаха Тэнцзина Гьямцхо (четырнадцатого Далай-Ламы Тибета в изгнании) они называются аналитической и умиротворением ума.
Аналитической медитация названа весьма упрощённо. Аналитический процесс является специфической методологической процедурой познания сложных явлений путём мысленного деления их на части и изучения каждой части и связей между ними в отдельности, абстрагировавшись от общего явления. Аналитическая деятельность основывается на многогранной теоретической базе, предусматривает несколько уровней познания, использование разнообразных критериев и приёмов деления явления на части, а также десятков способов познания этих частей с соблюдением строгой последовательности и технологии их применения.
Для тех, кто знаком с аналитической деятельностью и медитативными практиками, очевидно, что к медитации могут иметь отношение отдельные формы поверхностно проводимого классификационного и сравнительного анализа. Данное заявление, несмотря на простоту такого анализа, может также оказаться не совсем корректным. Процесс всякого анализа, в том числе самого простого, включает в себя чувственную ступень познания с её чувственными определениями и абстрактно-логическую ступень с её терминами и умозаключениями, переводящими чувственные определения на язык рациональной логики. Даже следующая содержательно-логическая ступень познания базируется на чувственной информации. Процесс же медитации исключает участие в нём чувств человеческого организма.
Кроме того, замечания о том, что медитации «могут иметь отношение» к аналитической деятельности, сделаны по причине не совсем точного соответствия медитативных рассуждений нормам аналитической деятельности. Сравнительные или классификационные рассуждения в процессе медитации могут полностью противоречить логике здравого рационального ума и не учитывать законы физики.
В большей степени медитативные практики первого вида имеют сходство с заранее запрограммированными простыми рассуждениями.
Первой форме медитации в большей степени подходит наименование рассудительная или философская. Она является основой практик всех разновидностей йоги и в первую очередь джнана-йоги, которую и называют философской йогой. Хотя философия представляет собой цельную серьёзную науку о законах построения мира, в отличие от анализа (как процедуры познания), использование обозначающего её термина является более широким и уже произведено применительно к джнана-йоге.
Если медитация проводится без изучения объекта, то такую медитацию называют однонаправленной и выделяют иногда в отдельную форму медитации. Разумеется, классифицировать медитации, как и другие явления, можно по различным признакам. Не имеет никакого смысла дискуссия о наименованиях медитации. Рассудительной или философской медитацией следует называть все формы медитации, проводимые на основе мысли. В однонаправленной медитации наблюдение за объектом медитации так же всегда будет связано с созданием образа этого объекта, то есть с мышлением, пусть и статичным. Даже если объектом рассудительной медитации является пустота или недумание, сознание всё равно привязано к этим феноменам как объектам медитации. В нём происходит поддержание процесса рассуждения об отсутствии рассуждения.
Наименование медитации «умиротворением ума» также неоднозначно, так как она достигается только путём остановки мысли. Предварительно умиротворённый ум необходим для достижения любых форм истинной медитации. Пребывание в медитации не предусматривает процесса умиротворения ума.
Второй форме медитации действительно трудно подобрать наименование, так как её процесс не предусматривает никаких действий, не предусматривает не то чтобы действий, не имеющих наименования, он вообще ничего не предусматривает. В дзене практика такой медитации называется дза-дзен (переводится с санскрита как «просто сидеть»).
Напрямую объяснить словами сущность этой медитации и состояния ума в ней невозможно. Это состояние ума и понимание медитации можно только уловить на практике интуитивным ощущением в контакте с учителем или после прочтения многих умных книг, словесные формулировки в которых не обозначают истины (они и не могут её обозначать), но тем не менее её содержат и передают, направляют сознание к ней.
Собственно говоря, вторая форма медитации и является единственной реальной медитацией, но, для того чтобы сохранить последовательность в проникновении к ней, её обычно называют высшей формой медитации.
Дело в том, что в состоянии медитации сознание должно быть свободным от всех влияний и ограничений. Должно отсутствовать всякое влияние на него, создающее зоны напряжения в головном мозге. При этом человек остаётся способным чувствовать идею своей целостности, хотя и при одновременном ощущении растворения себя в энергоинформационном пространстве.
В рассудительной медитации указанные формы и состояния сознания отсутствуют в связи с тем, что для неё требуется некоторое сохранение деятельности ума для концентрации внимания на объекте медитации. Эта деятельность ума затрагивает части мозга плотного тела. Любая форма концентрации внимания вызывает напряжение сознания, то есть формирует дополнительный энергетический поток, возмущающий естественное состояние и функционирование тонкого тела.
В процессе такой медитации сознание не свободно, оно привязано к объекту наблюдения, поэтому пребывает в сосредоточенном, то есть напряжённом состоянии. Уровень этого напряжения крайне мал, но дело в том, что сосредоточение с этим малым напряжением занимает почти всё пространство ума, не оставляя в нём свободного места. Такое свободное место необходимо ему для пребывания в чистом состоянии второй формы медитации.
Не исключено, что при первой форме медитации ум физического тела не используется совсем. В процессе медитации ум только наблюдает за процессом рассуждений, но не ищет варианты ответов на вопросы, он их знает заранее, продумывая перед медитацией тактику её проведения. Ум в процессе медитации лишь отмечает правоту выводов, которые были установкой на медитацию. Анализировать в процессе медитации невозможно, только получать ответы напрямую или просто фиксировать заранее известные ответы.
Для человека, идущего по пути истины, важны обе формы медитации. Путь обычного человека к высшей форме медитации, выражаясь словами Тэнцзина Гьямцхо, лежит через долгую практику аналитической медитации. Напрямую проникнуть к состоянию умиротворения ума доступно только лицам, ведущим одинокий монашествующий образ жизни.
Достижение медитации
Для того чтобы приобрести способность входить в состояние реальной медитации, человек должен существенно изменить всё своё устройство специальными практиками, часть которых осуществляется в последовательно сменяющихся медитативных состояниях.
Путь постижения медитации (истинной, реальной) известен с давних времён. В восьмеричной йоге медитация расположена на седьмой ступени. Все предыдущие ступени являются лишь подготовкой к медитации, они предназначены для трансформации сознания, физического организма и тонкого тела человека до состояния, необходимого для достижения медитации. Их практики предусматривают использование лишь предварительных медитативных состояний, но проникновение к реальной медитации происходит только на седьмой ступени.
До настоящего времени в этот путь не было внесено никаких изменений. Сделать это невозможно без изменения всего нашего мира в целом, принципов устройства и законов взаимодействия его тонких структур, физических элементарных частиц, атомов, молекул, генома человека.
Сущность этого пути состоит в последовательной трансформации качеств тонкого и плотного тел человека до состояния, необходимого для вхождения в медитацию. Неподготовленные тела в медитацию не войдут.
Например, в состоянии медитации рациональный ум человека должен находиться в бездеятельном умиротворённом состоянии, у него должна отсутствовать всякая активность. Организм человека физиологичен, нервные импульсы, активизирующие головной мозг, создаются деятельностью желёз внутренней секреции и других органов, бактериями пищеварительного тракта, вирусами, болезненными процессами.
Пока тело не подготовлено, пока не сбалансирована деятельность внутренних органов, бактериальный состав пищеварительного тракта и другие возбуждающие нервную систему факторы организма, никакие практики успокоения ума не помогут. Если организм сохраняет избыточную нервную активность, то всякое его насильственное успокоение является борьбой с его активностью, силовой остановкой суетливой деятельности ума. В этой борьбе человек сражается с последствиями естественной деятельности своего организма, создавая дополнительное напряжение нервной системы, новый спазм в мозговом веществе. Это напряжение или этот спазм значительно меньше того напряжения и спазма, которые они устраняют, но они существуют. Они тем значительнее, чем сложнее исходная ситуация, для нейтрализации которой они были созданы.
В медитацию можно войти только без борьбы с собой. Для этого исходная ситуация в организме не должна создавать проблемы процессу умиротворения ума. В естественной жизнедеятельности человека нервная система уже должна быть во многом успокоена, ум должен уже находиться в почти умиротворённом состоянии. Расслабление организма и успокоение ума должны основываться не на силовых актах, а на предварительной подготовке, балансировке инстинктов и всей деятельности организма. В медитацию можно войти только тогда, когда требуемое для неё искусственное состояние станет естественным для человека.
Подготовка этого искусственного состояния производится путём трансформации качеств ума и всего организма, способа восприятия им чувственной информации, а также приобретения опыта управления тонкими энергиями и сосредоточения ума.
При этом трансформация не предусматривает развития человека или приобретения им новых способностей. Ничего развивать не требуется, человек уже развит. Способности приобретать тоже не требуется, всеми способностями обладает каждый человек. Проблема человека лишь в том, что в зависимости от его устройства избыточная активность некоторых частей его организма формирует индивидуальный набор нервных импульсов, возбуждающих мозг. Результатом действия этих нервных импульсов является возникновение избыточного количества потребностей – желаний и отвращений.
Процесс трансформации предусматривает возврат человека к себе истинному, успокоение этой нервной активности, приведение её к сбалансированному состоянию, необходимому и достаточному для обеспечения жизнедеятельности тела.
1. Трансформация ума
Трансформация ума состоит в выведении способа и процесса его мышления из полной неосознаваемой подчинённости инстинктам.
Практики первого этапа трансформации качеств ума состоят в контроле его рациональным сознанием инстинктивных воздействий и силовом противодействии тем инстинктам, которые в физическом организме формируются в избыточном количестве, превышающем необходимый и достаточный для сбалансированной жизнедеятельности уровень.
Всеми религиозными и философско-религиозными учениями для такого контроля и противодействия используются наборы морально-этических правил, называемых предписаниями и заповедями. Они сформулированы в глубокой древности для отдельных сообществ людей, поэтому не всегда соответствуют законам мироздания. Тем не менее необходимые требования в них отражены, а именно: непричинение вреда живым существам, правдивость и чистоплотность, невороватость, сдержанность и умеренность в желаниях, прощение, терпеливость, сострадание, искренность.
Первый этап считается освоенным, когда человек начинает устойчиво фиксировать рациональным умом факт появления инстинктивных влияний на него, проявляющихся в провоцировании сознания на агрессию, жадность, страх, сомнения, неприятие мира таким, каков он есть, властность, высокомерие и другие негативные эффекты. На первом этапе практик у человека ещё сохраняются предпосылки для негативных проявлений, но своим умом он уже видит их возникновение, осознаёт существование их причин. Одновременно человек обретает способность своевременно их останавливать ещё на стадии формирования в сознании намерений действовать, не допуская управления ими своей двигательной активностью.
Практики второго этапа трансформации ума состоят в укреплении позитивных качеств организма и его характера, устойчивой замене ими негативных качеств. Список позитивных качеств значительно шире кратких заповедей и предписаний, всякий человек разумный интуитивно их осознаёт и понимает важность. Ему не требуется убеждать себя в полезности чистоты сознания и тела, честности, самодисциплины и самообразования, самопожертвования, скромности и удовлетворенности, милосердия, веры в идеалы и стремления к ним. Причём позитивность качеств уже целесообразно определять соответствием не морально-этическим нормам и правилам отдельных древних сообществ людей, а правильному знанию – нормам и правилам, более полно отражающим законы мироздания.
На этом этапе следует прилагать усилия для поддержания новых качеств в пока ещё прежнем теле, которое им начнёт соответствовать через много лет практики. Полезно также заранее отказаться от принятия даров. Это качество очень пригодится в дальнейшем, когда начнёт приобретать новые особенные пока недоступные другим способности.
Второй этап считается освоенным, когда позитивные качества полностью станут частью сущности человека, а не функцией его ума. В этом случае человек не проявляет агрессию, не ворует или не занимается стяжательством не потому, что это противоречит морально-этическим нормам или запрещено законом, а потому, что он уже не способен на такие поступки. Идея совершить их ему и на ум не придёт, поэтому контролировать такие идеи в своём уме ему не требуется.
2. Трансформация тела
Трансформация тела состоит в изменении устройства и режимов функционирования всех его органов и частей до необходимого и достаточного для сбалансированной жизнедеятельности уровня. Практики трансформации ума уже будут приводить к трансформации тела. Успешно освоенные практики трансформации ума, изменившие соответствующим им образом структуру нервной системы и мозгового вещества, станут основой для дальнейшей работы над трансформацией тела.
Естественным эффектом от освоения этих практик является снижение уровня развития многих болезней или их устранение, выравнивание осанки тела, изменение состава питания – отказ от мяса, длительное время термически обрабатывавшейся или долго хранившейся в ненадлежащих условиях пищи, алкоголя и других веществ, одурманивающих разум, чая, кофе и иной сложно перевариваемой организмом или сильно возбуждающей пищи. Эта пища становится организму человека ненужной, и есть её ему уже неприятно.
Отказ от мясных продуктов и прочих тяжёлых животных белков является естественным следствием преобразований ума и организма вслед за ним. У человека, добившегося прекращения существенной подчинённости его сознания физиологическим инстинктам и рефлексам, происходит снижение избыточной активности его внутренних органов, формирующих эти инстинкты и рефлексы. Каждое вещество, циркулирующее в физическом организме человека необходимо ему для выполнения определённых функций. Вещества, не востребованные процессами его жизнедеятельности, выводятся им наружу без использования. Состав пищи, которую человек употребляет, определяется его организмом, посылающим в мозг сигналы, формируемые в соответствии с его потребностями. Человеку всегда хочется употреблять те продукты, в которых его организм испытывает потребность.
Содержащиеся исключительно в мясе вещества необходимы организму для осуществления агрессивных функций. Физический организм, ориентированный на агрессивное взаимодействие с окружающим миром, всегда будет нуждаться в этих веществах. Трансформация же ума, связанная с существенным понижением агрессивности организма до необходимого и достаточного для нормальной жизнедеятельности уровня, приведёт к утрате организмом потребности в мясных продуктах.
Трансформацию физического организма будут вызывать и дальнейшие практики, связанные с управлением тонкими энергиями и органами чувств, сосредоточением ума. Для искусственного ускорения процесса этой трансформации в ряде философско-религиозных учений используются специальные практики физического воздействия на тело. Самыми известными из них являются статичные позы (асаны), применяемые в некоторых основанных на индуизме видах йоги, а также статичные позы и плавные движения, применяемые в выделенных из даосизма практиках укрепления здоровья, известных под названиями ки-гонг или ци-гун.
Продуманная физическая активность всегда полезна для физического тела. Практики йоги, ки-гонг и другие, применяемые в качестве дополнения к процессу системной трансформации ума, также весьма полезны. Указание на их место в качестве дополнения процесса трансформации ума является ключевым на пути к медитации и преобразованию человека в целом. Зачастую эти физические упражнения, дополненные мысленным моделированием процессов управления тонкими энергиями, принимаются за основу в некоторых учениях, в том числе современных.
Каждый человек в качестве дополнения к своему духовному пути может выбрать доступные и удобные для него практики физического воздействия на тело. Возможно, на Востоке люди более свободны от комплексов, поэтому у них более подвижны суставы и эластичны сухожилия. Не берусь судить об остальных народах, но большинству населения Европы статичные позы хатха-йоги (асаны) почти недоступны.
К выбору физических упражнений следует подходить творчески. Пробовать применять статичные или динамичные позы необходимо в обязательном порядке, чтобы почувствовать состояние стабильной неподвижности своего тела. Не следует ломать суставы, все позы можно упростить до доступных каждому индивидуальному организму форм. Главное здесь – физически ощутить, как тело позитивно меняет, успокаивает сознание и чувства, если его выровнять, уравновесить и стабилизировать.
Если же замена восточными практиками обычных ваших занятий спортом или даже дополнение ими ваших занятий не принимается вами комфортно, то можно без этих практик обойтись. Будда их не применял, Иисус ничего о них не говорил, многие великие учителя не давали своим последователям рекомендаций по ним.
Другими распространёнными практиками воздействия на тело являются различные виды аскетизма. Аскетизм – это многогранное явление, в различных формах присутствующее во многих философско-религиозных и религиозных доктринах и учениях. Общим признаком ведения аскетичного образа жизни является предельное самоограничение в удовлетворении потребностей. Возникает аскетизм только искусственным образом при применении человеком практик насильственного самоограничения в удовлетворении чувственных желаний или подавления их. Узнать о том, что человек практикует аскетизм можно только из его рассказов о страданиях из-за нереализованных желаний и героизме в борьбе с этими желаниями. Никакие внешние признаки аскетичного образа жизни не могут свидетельствовать о практике аскетизма. Как и всякое другое искусственное силовое воздействие на физический организм, аскетизм портит здоровье.
Естественным способом образ жизни, отражающий все признаки аскетизма, возникает как следствие практики трансформации ума и других практик на пути к медитации. Отказ от трудноперевариваемой или сильно возбуждающей пищи, использование минимально необходимого имущества для обеспечения жизнедеятельности, общение с другими людьми только для решения важных задач или обмена информацией, а не для удовлетворения психологических эмоциональных и иных инстинктивных потребностей, является в этом случае естественным следствием преобразований, произошедших в уме, а также в мозге и остальном организме человека.
3. Управление тонкими энергиями
Освоение практик управления тонкими энергиями возможно только после успешно освоенных практик трансформации ума и тела, изменивших соответствующим им образом структуру нервной системы и мозгового вещества. Без указанной предварительной подготовки крайне опасно вторгаться в сферу тонких энергий со своим искусственным влиянием на её процессы. Результатом такого вторжения будет в первую очередь ухудшение состояния здоровья, ускоренный износ организма и возникновение существенных проблем у детей того, кто вторгается.
Описание сущности процессов управления тонкими энергиями, трансформации чувств и сосредоточения, а также их применении в целях оздоровления человека занимает в книге «Кодекс эры Водолея» большой раздел, названный «Практики». Полностью его здесь приводить не имеет смысла, поэтому будут отмечены лишь общие черты соответствующих этим процессам знаний и навыков. Для начала работы с тонкими энергиями достаточно использовать только часть приведённых в книге практик.
Умение управлять тонкими энергиями необходимо человеку в связи с тем, что медитация имеет большее отношение к тонкому телу, чем к плотному физическому. По этой причине человеку необходимо научиться не простому мысленному моделированию и визуализации в какой-либо форме потоков тонкой энергии, энергетических центров и других явлений тонкого мира, а действительному созданию потоков тонкой энергии и управлению ими и другими явлениями тонкого мира. Необходимо также научиться распознаванию среди всех ощущений физического организма тех ощущений, которые являются отражением процессов тонкого мира, с которыми человек осуществляет искусственные манипуляции. Необходимо научиться реальному осознанию себя явлением, живущим в тонком мире.
Умение общаться с тонкими энергиями приобретается в процессе освоения специальных упражнений. В йоговской традиции их основу составляют дыхательные упражнения и ментальное моделирование процесса управления тонкими энергиями. Визуализация знакомых и доступных действий, связанных с актом дыхания, является наиболее доступным для использования упражнением.
Манипуляциями с различными формами и циклами дыхания человек вызывает необходимые ему изменения в плотном теле и ответные реакции тонкого тела. В процессе таких практик человек не вдыхает тонкую энергию и не распределяет её по своему организму, а лишь создаёт условия для этого процесса и направляет его движение. Физическое тело по причине его абсолютной проницаемости для тонких энергий не способно вдыхать тонкие энергии или оперировать ими напрямую иным образом. Воспринимать тонкие энергии может только тонкое тело.
В процессе выполнения данных практик человек напрямую соприкасается с первыми медитативными состояниями, вызывающими приятные ощущения.
Об успешном освоении практики управления тонкими энергиями свидетельствует приобретение или существенное укрепление способности останавливать неконтролируемую мыслительную деятельность, физически ощущать воздействие тонких энергий, создавать потоки тонкой энергии и управлять ими.
4. Трансформация чувств
Трансформация чувственных ощущений физического тела состоит в изменении способа восприятия информации органами чувств.
В результате трансформации ума и тела, приобретения опыта работы с тонкими энергиями характер взаимодействия человека с окружающим миром уже существенно изменился. Уменьшилось количество кризисных ситуаций, в которые попадает человек, снизился уровень их негативного воздействия. Возникло устойчивое понимание причинно-следственных связей между устройством человека и его реакцией на внешнюю ситуацию, изменяющуюся естественным независимым от него образом. Произошло значительное снижение страхов, агрессивности, эмоциональности, других избыточно формировавшихся инстинктивных реакций организма.
Изменение характера взаимодействия человека с окружающим миром вызвало в свою очередь уменьшение уровня нервного напряжения в органах чувств. На данном этапе своей трансформации человек утратил во многом потребность в напряжённом контроле внешнего мира для поиска угроз своей безопасности. Угроз стало меньше, уровень их снизился, и уверенность в их контроле и появлении своевременной реакции на них появилась.
Только успешно освоенные практики трансформации ума и тела, управления тонкими энергиями, изменившие соответствующим им образом структуру нервной системы и мозгового вещества, могут стать основой для дальнейшей трансформации чувственных реакций физического тела.
Органы чувств человека представляют собой систему чувствительных нервных образований, воспринимающих и оценивающих различные раздражения. У человека имеются зрительный, слуховой, вкусовой, обонятельный, осязательный и другие органы чувств, каждый из которых состоит из рецепторов (реагирующих на воздействие раздражителя), нервных путей (проводящих возникающий нервный сигнал) и мозговых центров (обрабатывающих этот сигнал для познания сущности воздействия). У обычного человека органы чувств действуют почти независимо от его воли, непрерывно обеспечивая его информацией о внешнем мире. Их сигналы непрерывно возбуждают мозговое вещество и ум человека.
Трансформация чувственных реакций специальными упражнениями необходима для устранения этих возбуждений. Возникает она в результате приобретения навыков отключения в своих органах чувств связей между органами восприятия чувственных сигналов и органами их обработки. Ими укрепляется спокойное состояние ума, приостанавливается его мышление ассоциативными методами, постоянное сравнение сигналов органов восприятия с шаблонами воздействий. Воспринимаемые органами чувств сигналы должны оставаться этими сигналами, а не становиться мысленными образами на основе их оценки и сравнения с шаблонами из памяти.
В идеале органы чувств должны стать похожими на зеркало. Например, если глаз выделил предмет, то он должен только отразиться в нём и, как это происходит в обычном зеркале, не должен вызвать оценок и сравнений с шаблонами памяти. Зеркало отражает предмет, но не думает о нём и не оценивает его.
Тренировать такие способности следует постепенно, продолжая практики трансформации ума и тела, управления тонкими энергиями. Избыточно активные тренировки, силовые аутотренинги по отключению органов чувств причиняют вред здоровью. Все перемены должны быть в организме согласованы, носить системный характер.
Об эффективности практик трансформации чувств будет свидетельствовать укрепление способности по остановке чувственной реакции на различные раздражители, а также получение доступа к медитативным состояниям, связанным с существенной стабилизацией сознания. Погружение в такие медитативные состояния вызывает приятные ощущения до уровня эйфории и блаженства.
5. Сосредоточение ума
Успешно освоенные практики трансформации ума, тела и чувственных ощущений, управления тонкими энергиями в значительной степени делают ум спокойным и сосредоточенным. Только эти практики, изменившие соответствующим им образом структуру нервной системы и мозгового вещества, становятся основой для дальнейшей работы над приобретением умом способности устойчиво концентрировать внимание на выбранном объекте. Таким объектом сосредоточения может быть физический объект или мысленный образ, идея, а также отсутствие объектов, идей и образов.
Существует множество методик обучения концентрации внимания. Все практики сосредоточения внимания на одной идее, то есть как можно более длительного удержания в сознании одного образа, основаны на его внимательном наблюдении или изучении. Для одного из первых упражнений можно взять любой простой предмет, например карандаш или травинку, и написать на листе бумаги 100-120 их признаков. В дальнейшем подобное изучение необходимо производить мысленно после непродолжительного наблюдения предмета. Мысленно записывать или озвучивать характеристики предмета уже не следует. В этом случае сознание будет балансировать между намерением изучения и самим изучением, не приступая к процессу изучения.
Целями каждой эффективной методики является достижение человеком слияния своего сознания во время медитативных практик с выбранным объектом внимания. Например, патриархи даосизма и его практик следующим образом предписывали концентрировать внимание на дань-тяне (элементе тонкой структуры человека): внутренний взор должен смотреть на дань-тянь, уши должны слушать дань-тянь, мозг должен думать о дань-тяне. При этом все действия, связанные с сосредоточением, должны осуществляться обыденно, легко, без сильного стремления и напряжения. Свой ум во время сосредоточения необходимо прочно связать с объектом его внимания и одновременно освободить от него. При напряжённой концентрации внимания ум обычного человека устаёт за несколько минут.
Постижение медитативных практик является весьма сложным делом, даже если производится при участии опытного наставника. Указанные методы этого постижения и им подобные предлагают интуитивно уловить в своём уме его сосредоточенное и одновременно отстранённое состояние. Понятно, что перед этим следует научиться пользоваться своей интуицией (что весьма полезно для человека).
Успокоение и сосредоточение ума будет происходить более эффективно при понимании особенностей функционирования физического организма и тонкого тела.
Попытки достичь сосредоточения ума человек обычно начинает с борьбы со своим организмом. Организм устроен так, что всегда делает то, что соответствует его потребностям в каждый момент времени в соответствии с его устройством и условиями внешней среды. Ум не желает сосредотачиваться, его нормальным состоянием и одновременно потребностью является возбуждение, непрерывное создание массы мыслительный образов.
Всякая потребность физиологична, её формирует гормональная активность внутренних органов, бактериальный состав пищеварительного тракта и другие возбуждающие нервную систему факторы организма. Человек может думать, что сам создаёт и контролирует свои желания, но на самом деле это его рефлекторный ум и естественная деятельность организма создают желания, то есть потребности и мысли об их удовлетворении. В качестве стимула для удовлетворения желаний организм и его ум используют механизм создания приятных ощущений, поэтому человеку ещё и нравится делать то, что хочет его организм.
Самая простая идея, основанная на этих обстоятельствах, состоит в том, что для успокоения и сосредоточения ума необходимо сформировать в нём потребность в этих состояниях, то есть создать некие условия, чтобы организму и его уму понравилось новое состояние.
Природные условия для этого существуют. На начальных стадиях медитативных состояний действительно возникают сильные приятные ощущения. К этим приятным эффектам медитативных состояний многие искатели истины привыкают, считают их настоящей медитацией и окончанием своих поисков. Они останавливаются на своём пути и стремятся лишь воспроизводить приятные медитативные состояния. Эта вполне продуктивная форма мотивации организма к переходу в нужное нам состояние создаёт одновременно наибольшие препятствия на пути к постижению медитации.
Другие формы мотивации связаны с заменой неконтролируемых возбуждений ума контролируемыми. Контролируемые возбуждения – это тоже возбуждения, но их уровень можно понизить. Мотивация – это фактически эмоционально насыщенная потребность. Чем выше уровень её эмоциональности, тем сильнее мотивация. При воздействии мотивации организм перестраивает функционирование внутренних органов, в том числе головного мозга, в результате чего возникшее желание (оно же – мотивация) становится доминирующим.
Ключевую установку всякой мотивации отражает категории: «Мне надо получить Это. Мне надо достичь Этого. Я обречён сделать Это». В случае попадания человека в кризисные ситуации такие установки позволяют занять всё пространство ума необходимыми нам образами или пустотой, ум в это время полностью сосредоточен. В другие не очень кризисные периоды сделать такие установки основой мышления ума сложнее.
Как бы ни звучали перечисленные и им подобные установки мотивации, в применении к стремлению достичь медитации они отражают мысль «спасите – помогите». Пусть даже она и обращена к своему собственному уму. В ситуации почти полной безысходности в борьбе со своим умом для его сосредоточения человек на самом деле пытается активизировать энергии свадхистхана-чакры. Эту деятельность можно упорядочить и реализовать продуктивным образом.
Следующий приём может показаться слишком жестоким по отношению к йоговскому, даосскому и им подобному романтизму или слишком прямолинейным, разрушающим трепетное отношение к тонкому миру. Тем не менее, попробуйте его применить. Для остановки возбуждения ума и его сосредоточения создайте небольшой спазм, напряжение в зоне расположения свадхистхана-чакры. Просто подумайте о том, что вы создаёте напряжение в свадхистхане-чакре, и предпримите попытку напрячь внутренние мышцы у позвоночника в нижней части живота. Либо представьте, что ваши мозг и ум переместились туда к позвоночнику, и вы напряжённо думаете этой зоной о сосредоточении ума.
При этом следует помнить, что всякое напряжение возбуждают организм и его нервную систему, и это препятствует вхождению в состояние медитации. В процессе своих практик следует научиться создавать напряжение и забывать о нём. Необходимо как бы иметь в виду, что напряжение создано, но не прилагать значительных усилий для этого.
Исключительно значимым для приобретения сосредоточенного состояния ума является соблюдение правила, которое в буддийских предписаниях формулируется как воздержание от употребления веществ, одурманивающих разум. Во время медитации потребуется высокая концентрация внимания, которая возможна только при ясном уме.
Успешное освоение практики сосредоточения приводит к появлению повседневной внимательности ума. Ум больше не перескакивает с одной мысли на другую, он сосредоточенно наблюдает проявления в окружающем мире закона причинно-следственной связи. Он может отвлекаться от этого наблюдения, но спокойно, без суеты, и так же без суеты он возвращается к наблюдению, к повседневной внимательности.
Паранормальная воля
Устройство человека всегда предполагает наличие инстинктивной деятельности его физического организма. Даже при полностью сбалансированной инстинктивной деятельности не останавливается процесс формирования в организме нервных импульсов, воздействующих на мозговое вещество и ум. Пока человек жив, в его организме происходит нервная деятельность, затрудняющая вхождение в медитацию.
Вероятно, преодолевать данные затруднения проще монашествующим лицам. У них меньше привязанностей, жизнедеятельность связана с меньшим количеством возмущающей информации, проблем и потребностей. Им проще стабилизировать ум от внешних раздражителей, они имеют больше возможностей для постоянного пребывания в стабильном состоянии. Хотя, не имея опыта монашества, лучше не рассуждать по этому поводу, тем более что факт ухода в монашество уже свидетельствует о наличии существенных проблем в устройстве человека.
В любом случае компенсировать остаточное раздражающее нервное воздействие может только тренированный работоспособный ум. Для решения этой задачи он может использовать единственный механизм – паранормальную волю человека. Наличие творческого тренированного ума и развитой паранормальной воли позволяет человеку при вхождении в медитацию устранить инстинктивные влияния. Для этого он принимает за реальность мысленно моделируемую идею о его непривязанности к инстинктам, но при этом сохраняет полностью осознанное понимание своей роли и места в этой жизни.
В обычном понимании воля физического тела человека представляет собой способность преодолевать сомнения, страхи и другие психологические препятствия, она позволяет человеку концентрировать усилия на достижении продуктивных для его жизнедеятельности целей. То есть нормальная воля – это акт мысленного противодействия естественной инстинктивной деятельности организма.
Паранормальная воля не связана с актом противодействия инстинктам или иным препятствиям. Она возникает у человека только после осознанного их познания. Она в большей степени имеет сходство с религиозной верой, но не с бездумной верой в совокупность мистических постулатов, а с верой, основанной на личном разумном опыте. Паранормальная воля возникает как абсолютная уверенность в своих силах в результате расширения возможностей сознания, познания незыблемости причинно-следственных связей в паранормальном мире. Для тренировки паранормальной воли так же существуют специальные упражнения. Подробно об этом сказано в отдельной статье с тем же названием "Паранормальная воля"
Возникновение медитации
Весь пройденный путь по трансформации ума, тела и чувственных ощущений, сосредоточению ума и приобретению навыков работы с тонкими энергиями целенаправленно изменяет внутреннее устройство человека, его тело и разум. Основной целью человека в жизни становится познание истины. Требуемое для медитации искусственное состояние становится естественным для человека.
Когда тело и ум преобразованы, успокоены и сосредоточены на познании истины,
возникает медитация.