Найти в Дзене
Эра разума

Мудрость

(выдержка из книги "Кодекс эры Водолея") Слово «мудрость» известно каждому, и у каждого есть представление о его значении. Вместе с тем интуитивное его осознание не удаётся полноценно описать в терминах научного естествознания или бытовой речи. Обычно в философских и иных словарях с философской категорией «мудрость» ассоциируют думающий ум и накопленные человеком знания и жизненный опыт. При этом знания и опыт якобы должны быть высшими и связаны с постижением абсолютного смысла бытия, то есть с определением предназначения или конечной цели существования человека как биологического вида и человечества в целом. Если считать видимый мир единственной реальностью, да ещё разделённой на многие зачастую враждующие части, то поиски объяснения мудрости к подобным выводам и приведут. Особенно удивительна ссылка на «высшие знания», определения которым в тех же словарях нет. Человек, накопивший много различных знаний и опыта, даже связанных с абсолютным смыслом бытия, называется на современном язы

(выдержка из книги "Кодекс эры Водолея")

Слово «мудрость» известно каждому, и у каждого есть представление о его значении. Вместе с тем интуитивное его осознание не удаётся полноценно описать в терминах научного естествознания или бытовой речи.

Обычно в философских и иных словарях с философской категорией «мудрость» ассоциируют думающий ум и накопленные человеком знания и жизненный опыт. При этом знания и опыт якобы должны быть высшими и связаны с постижением абсолютного смысла бытия, то есть с определением предназначения или конечной цели существования человека как биологического вида и человечества в целом.

Если считать видимый мир единственной реальностью, да ещё разделённой на многие зачастую враждующие части, то поиски объяснения мудрости к подобным выводам и приведут. Особенно удивительна ссылка на «высшие знания», определения которым в тех же словарях нет.

Человек, накопивший много различных знаний и опыта, даже связанных с абсолютным смыслом бытия, называется на современном языке эрудитом. При этом он не обязательно является мудрецом. Вместе с тем монахи и другие последователи многих религий, учителя философско-религиозных систем, не совершавшие почти никаких действий по накоплению большого количества знаний, являются действительно мудрыми людьми. Особенно сложно объяснить указанной выше научной терминологией мудрость мастеров дзен, многолетний путь которых при внешнем наблюдении не предусматривает накопления вообще никаких знаний, а опыт ограничивается простым сидением без каких-либо мыслей в голове.

Если же опираться на истины и законы Природы, то объяснение мудрости становится совсем простым. Уже в древности умные люди поняли, что мудреца характеризуют не столько знания о и опыт, сколько познание им истины, свойства его характера, соответствующие правильному знанию.

Мудрость – это состояние целостной личности. Приобретая мудрость, человек во многом позитивно гармонизирует энергии тонкого тела и, соответственно, стабилизирует рефлекторную деятельность плотного тела. Его физиологический ум устанавливает всё более тесный контакт с тонким умом и стремится работать под его контролем.

Мудрость не является функцией ума, она - его состояние, его непосредственное, интуитивное проникновение к истине, его единение с истиной.

Она проявляется во всех сферах жизнедеятельности человека, а не только в хороших умственных способностях, позволяющих повышать эрудицию и решать сложные задачи. В первую очередь она проявляется в свойствах его личности – честности и справедливости, эмоциональной уравновешенности, доброжелательности и снисходительности, отсутствии злобы и страха, жадности и завистливости, а главное – в непосредственном осознании истины.

Мудрость становится действительно мудростью, когда она превращается в неотъемлемую часть человека, когда её не надо поддерживать накоплением знаний и опыта или специальными средствами.

Мудрый человек максимально возможным образом использует ресурсы своего ума для непосредственного восприятия истины и передачи её другим. У него нет потребности в активизации деятельности своего ума или его одурманивании какими-либо способами. Ему необходим всегда чистый спокойный работоспособный ум, ему только с таким умом комфортно жить.

Принятие мира таким, каков он есть, и повседневная внимательность являются его главной практикой на пути к истине. Сущность такой практики заключается в отстранённом наблюдении проявлений истин и законов Природы в окружающем мире, причинно-следственной связи всех его явлений.

Властный правитель, стяжатель, привязанный к ценностям видимого мира, агрессивно настроенный (в том числе к врагам) человек не может быть мудрым. Инстинкты пока ещё подавляют его мудрость. При необходимости ему остаётся лишь цитировать высказывания мудрецов.

Способность сдерживать проявления агрессии и других инстинктов, во многом следовать в жизни строгим моральным правилам свидетельствует пока ещё не о мудрости, но уже об умении контролировать глупость. В данном случае человек, например, не ворует и не занимается стяжательством, потому что это плохо или запрещено законом, не предаёт и не издевается над другими людьми, потому что это противоречит высшим морально-этическим нормам.

Мудрый человек не берёт то, что ему не принадлежит, или не предаёт не из каких-либо побуждений или соображений, а потому, что не способен он на такие поступки. Идея взять чужое или предать ему и на ум не придёт, поэтому контролировать такие идеи в своём уме ему не требуется.

Мудрый человек совершает благородные поступки не потому, что это поощряется обществом или приносит славу, или является его потребностью, а потому, что это является его повседневностью, обычным образом жизни. Не способен он совершать иные поступки, нет у него иного образа жизни. И названия своим поступкам он не знает, благородные они или не очень – он не оценивает, даже критериев оценки не имеет.

Каждый может улучшить свою жизнь за счёт привнесения в неё элементов мудрости. Сделать это весьма просто – изучайте путь истины, делайте его основой своей жизнедеятельности, и позитивный потенциал незамедлительно проявится во всех сферах вашей жизнедеятельности.