Найти тему
Канал "Трилистник"

Гениален, и очень знаменит

Изображение взято из открытых источников
Изображение взято из открытых источников
Андрюшка вынул из кармана какой-то листок и сказал: – Вот. Я взял размер и припев у Маршака, из сказки об ослике, дедушке и внуке: «Где это видано, где это слыхано…».
Борис Сергеевич кивнул: – Читай вслух!
Андрюшка стал читать:
Папа у Васи силен в математике,
Учится папа за Васю весь год.
Где это видано, где это слыхано, –
Папа решает, а Вася сдает?!
Цитата из цикла "Денискины рассказы" Виктора Драгунского

Большинство гениев отличаются странными привычками, и это очень любят разбирать и удивляться, мол, надо же, какие странные эти гении. Ну, любят люди смаковать странные поступки знаменитых людей, тем более, что они сами дают повод для этого. А некоторые гении и сами дразнили публику, например, Сальвадор Дали.

Мне кажется, что гениальность и странные поступки - это две стороны одной медали, и одно органично дополняет другое. И без какой - нибудь странности, и гений вроде бы как и не гений. Григорий Перельман, например, не считался бы "полноценным" гением, если бы взял миллион и мелькал бы на всех телепередачах, - надоел бы всем быстро, а так присутствуют загадка и интрига.

Всем уже давно известны и набили оскомину странности гениев: любовь к гнилым яблокам у Шиллера, страсть к пожарам у Крылова, любовь к моргам и покойникам у Диккенса, и так далее. Народ умиляют эти непостижимые странности, и люди с увлечением разбирают привычки знаменитых людей, и зачастую сравнивая со своими привычками и пороками.

Так, Хемингуэй со своей любовью к горячительным напиткам в России традиционно находит понимание, также, как и Черчилль с вечной сигарой и любовью к хорошей еде и выпивке. Правда, надо сказать, что и у Хэмингуэя и у Черчилля сформировался свой, уникальный стиль в одежде и в поведении. "Старина Хэм" органичен в своем свитере, а Уинстон Черчилль в своих костюмах с цилиндром и сигарой.

Также, как и Пушкин со своими бакенбардами, с тростью и в одежде 19 века. Есть странности и у Александра Сергеевича, как без них: любовь к лимонаду, женщинам, и суеверия, связанные с блондинами, и зайцами, бегущими через дорогу. По мне, у Пушкина вполне "допустимые" странности, особенно, что касается любви к противоположному полу, - я его прекрасно в этом понимаю.

Изображение взято из открытых источников
Изображение взято из открытых источников
Когда в толпе ты встретишь человека,
Который наг*;
Чей лоб мрачней туманного Казбека,
Неровен шаг;
Кого власа подъяты в беспорядке;
Кто, вопия,
Всегда дрожит в нервическом припадке, —
Знай: это я!
Строки из стихотворения "Мой портрет" Козьма Прутков

И возникает неизбежный вопрос: а как относиться к гениям с их странностями, загадочностью, а иногда и неприятными чертами характера?

Мне кажется, что здесь нужно разделять три составляющие: творчество, личность человека, и его животное естество.

Очень многие гении подчеркивали, что они вовсе не такие умные и талантливые, каковыми их считают. Просто они уловили импульсы Вселенной, и передали их людям. Передатчики божественных сигналов, и не более того. И произведения гениев отделились от их личности и зажили собственной жизнью. Произведения Моцарта, например.

Кстати, Альберт Эйнштейн всегда подчеркивал, что он далеко не так умен, как о нем думают. Он просто сосредотачивается на проблеме, и каким-то образом, решение приходит к нему само. Никола Тесла, вообще считал,что почти ничего не знает об электричестве, и считал себя передатчиком, который просто принимает сигналы, записывает их и передает людям.

Многие гениальные музыканты тоже считают себя некими приемниками, улавливающими ритмы Вселенной, и преобразующие их в мелодии и песни. И они всегда делают акцент на том, что авторы мелодии и стихов не они - и все им передается в "готовом" виде. И остается чуть-чуть доработать аранжировку, и песня готова.

Луи-Леопольд Буальи "Гримасы"
Луи-Леопольд Буальи "Гримасы"
Подсыпать в душу яд
Всегда он рад
Всего за час
Прочтет он вас
Он волен взять
И поменять
Строку и с ней
Смысл темы всей
Танец злобного гения
На страницах произведения
Это - игра, без сомнения
Обреченных ждет поражение!
Строки из песни "Танец злобного гения" группа "Король и шут"

Второй момент, это личность самого гения - то, кем он стал в процессе жизни. И здесь все разные, есть люди благородные, а есть не слишком. Зависит от наследственности, круга общения, и тем, как человек работал над собой в жизни.

Лермонтов, например, всегда лез на рожон, и никогда ничего не боялся, - это отмечали все. А вот с Тургеневым было наоборот: в жизни писателя был позорный случай на терпящем бедствие пароходе, когда Иван Сергеевич бросился, расталкивая всех в лодку. Примерно, как герой Билли Зейна на "Титанике".

И наконец, животное начало в человеке: драться, корчить рожи, совокупляться, какать, и т.д. У всех оно есть, и ничего не поделаешь - это природа. Но находятся умники, которые уделяют этому слишком большое внимание, и пытаются принизить гениального человека. Например, я давно читал исследование одного литературоведа, в котором он писал, что "у Пушкина дурно пахло под мышками".

Во-первых, вопрос, а сам "эксперт" откуда об этом знает? Возможно, что это сплетни недругов поэта, распространяемые для того, чтобы опорочить Александра Сергеевича. А во-вторых, даже если и так: что от этого Александр Сергеевич стал менее гениальным? Все мы люди, все мы человеки, и ничто человеческое нам не чуждо. В том числе и гениям, но не нужно на этом заострять внимание.

Так вот, я считаю, что гениев нужно оценивать только по их творениям, все остальное - дело третье. Они только проводники, а все созданное ими - это божественный замысел. Или высший разум, если угодно...

Когда я в Лету каплей кану,
и дух мой выпорхнет упруго,
мы с Богом выпьем по стакану
и, может быть, простим друг друга
Игорь Губерман "Гарики на каждый день"

А что вы думаете по этому поводу, поделитесь своими мыслями и выводами.

И если вам понравилась публикация, ставьте лайк.