Возвращаясь к бездонной теме передового школьного образования Пруссии, заглянем на улицу Соммера в Калининграде, где посреди советских построек стоит красивое историческое здание из красного кирпича, которое легко можно принять за место работы очень важных для Кёнигсберга персон. Ан нет, в его кабинетах молодёжь обучалась ремёслам, которые были востребованы в строительном деле. Впрочем, мы с вами не ошиблись – для Пруссии такие специалисты были важнее большинства чиновников.
После победы над Наполеоном Европа открывает для себя дивный мир: пока континент страдал от оккупантов, Великобритания изолированно развивалась и достигла такого научно-технологического прогресса, что это произвело настоящую промышленную революцию. В Пруссии начинается эпоха «грюндерства»: заводы и фабрики растут, как грибы, вокруг них появляются новые жилые кварталы. Жители сёл бросают плуг и становятся за станки в городах - урбанизация еще не знала таких размеров.
При этом возникает и другая опасность – переизбыток некачественной рабочей силы приводит к социальной напряженности. Новая прослойка в лице рабочего класса, подпитываемая идеями марксистов, социалистов и анархистов, подталкивает Европу к новой революции.
К чему этот короткий исторический экскурс? Дело в том, что прусская монархия всегда умела принимать верные стратегические решение, именно поэтому страна так быстро стала ведущей в Европе во многих отношениях. Реформы образования в Пруссии проводились регулярно, каждый раз подстраиваясь под внутренние и внешние факторы.
Вот и новые изменения привели к открытию ремесленных и профессиональных школ. Особое внимание уделяется тому, чтобы навыки смогли получить широкие слои общества, включая малообеспеченных граждан и жителей села. Разом убивалось два зайца: во-первых, государство получало большое количество профессиональных рабочих; во-вторых, снималась социальная напряженность, т.к. специалисту было легче найти высокооплачиваема работу, а как известно … сытый профессионал – не товарищ голодному революционеру.
В 1892 году Королевская ремесленная школа (основанная в 1821 году) преобразуется в Строительную профшколу (нем. Baugewerbeschule), которая спустя 5 лет переезжает в новое здание на Шёнштрассе.
Планировка помещений этого учебного заведения, открытого в 1897 году по современной улице Генерала Соммера (дом № 27) была схожа с новым зданием Кёнигсбергского университета: классные помещения распределены по обеим сторонам рядами вдоль коридоров, поэтому в зависимости от предназначения аудитории стены можно было перестраивать с соблюдением оконных осей.
Лицевой фасад трёхэтажного здания в стиле историзма, из красного клинкерного кирпича, имел слегка выступающий центральный ризалит со стрельчатым фронтоном в готическом стиле, по бокам - два узких ризалита. Вальмовая крыша имела пологую форму и была покрыта красной черепицей.
В первый учебный год Строительная профшкола приняла 232 студента, их обучало 26 преподавателей. Многие из них принимали активное участие в работах по восстановлению городов Восточной Пруссии, разрушенных в ходе Первой мировой войны. Кстати, в период боевых действий кабинеты будущих каменщиков и плотников превратились в лазарет.
В 1938 году учреждение переименовали в Государственную профессиональную школу надземного и подземного строительства. Её финансирование увеличилось вдвое. Это была норма для гитлеровской Германии: гуманитарии и теологи переведены на самообеспечение, а их бюджеты оказались переданы прикладным специальностям.
После бомбардировок английских ВВС в августе 1944 года у здания была повреждена крыша и перекрытия. В таком виде оно досталось советской власти. Строение долгое время простояло в ужасном виде. Причина в том, что все структуры, которым оно передавалось, не были в силах самостоятельно сделать ремонт.
В послевоенные годы здание поочередно принадлежало: Энергетическому техникуму (хотели открыть общежитие), Детской специализированной больнице, Янтарному комбинату (планировалось организовать фабрику по производству ювелирных и художественных изделий), ЦКБ совнаркома. За это время строение только разрушалось.
Наконец, в 1965 году объект передали Управлению морского транспортного флота по приемке и перегону судов, которое занялось ремонтом. В ходе восстановительных работ верхний этаж расширили по обеим сторонам посредством отказа от аутентичной пологой крыши. Фасад полностью покрасили в красный цвет.
В 1970-ых годах в восстановленный исторический объект переехало Конструкторско-технологическое бюро объединения «Техрыбпром», а позже (на короткое время) – Калининградский институт международного бизнеса.
В настоящее время в бывших классах Строительной профшколы работают сотрудники Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Калининградской области.
Вот такая забавная судьба: здание, в котором в Восточной Пруссии готовили строителей и отделочников, поднявших провинцию из руин, в первые советские послевоенные годы не нашлось кому привести в порядок. Главное, что сейчас всё хорошо!
© Дмитрий А. Галлис
(Проект «Познавая Пруссию»).