Найти тему

Анализ фильма Ольдриха Липски «Хэппи-Энд» 1967г.

Этот Чехословацкий фильм является единственным в своём роде. Он притягивает внимание зрителя с первой минуты. В нём используется не только драматургическая, но и внутрикадровая реверсия. Это меняет для нас жанр, тему и идею. История сама по себе довольно драматична. Фильм повествует о жизни незадачливого мясника Бедрича: о его встречи с возлюбленной, женитьбе, семейной жизни, убийстве и казни. Но всё это превращается в комедию, если мы наблюдаем, как в кадре мужчина собирает свою жену по кускам.

Режиссёр создаёт очень достоверный мир, в котором люди ходят, едят и курят задом наперёд. При этом в картине безупречная драматургия – показаны вечные темы:

  • любовь
  • измена
  • второй шанс
  • ценность человеческой жизни.
Фильм начинается с крупного плана головы главного героя Бедрича. Она присоединяется обратно к телу, и герой отходит от гильотины.

Все герои разговаривают наоборот. Сначала идёт ответ, а затем уже вопрос. Это заставляет вслушиваться в каждую фразу, так как её смысл вы сможете понять, только услышав следующую.

Происходящее комментирует закадровый голос, представляющий собой рассуждения главного героя. Смерть здесь воспринимается как рождение, а ребёнок со временем уменьшается и исчезает в утробе матери, выброшенный в окно человек воспринимается как запрыгнувший, расставание как встреча, а спасение как убийство. Всё это снято грациозно и гротескно - постановка сама по себе прекрасна.

Бедрич воспринимает тюрьму, как школу, в которую он попадает ребёнком. По окончанию школы ему выдают чемодан с женой, и он идёт домой её собирать, что является трудным, так как никаких инструкций к женщине не дали. Затем в окно запрыгивает мужчина, и они с Бедричом начинают убираться в доме – собирать сломанную мебель, складывать перья обратно в подушки и так далее. А затем этот мужчина начинает раздеваться и залазит в постель к новоиспечённой жене Бедрича – Юлии. Измена. Бедрич уходит. Остальные события фильма построены на том, что Бедрич пытается избавиться от жены. Он уже влюбился в другую женщину. И, к счастью героя, они воссоединяются и в детстве находятся вместе. Жизнь же закончится, когда герой родится.

Неприкрытая в своей жестокости комедия стоит на двух столпах.

  1. Абсурдность событий и диалогов в следствии реверсии.
  2. Рассказчик.

Особенность в том, что рассказчик воспринимает историю в прямой линейной последовательности. Так, будто он смотрит традиционную голливудскую историю, которая начинается с рождения и заканчивается хэппи эндом. Казнь для него — это появление на свет, попадание в тюрьму - первые шаги в самостоятельной жизни, а встреча с первой любовью - развязка с "жили долго и счастливо". Фильм заставляет задуматься над извечными темами: о смысле жизни, о любви, о прощении и так далее. Благодаря всесторонней реверсии работа выделяется на фоне остальных. Она заставляет под другим углом взглянуть на проблемы жизни.