Найти в Дзене
ЗАМЕТКИ О НАС

МНОГООБРАЗИЕ РОССИЙСКИХ РЕГИОНОВ: КАК ВЛИЯЕТ НА РАЗВИТИЕ СТРАНЫ?

Многообразие – это историческая черта развития России с момента зарождения государственности, оказавшая разностороннее влияние на формирование жизненного уклада и менталитета страны. Возможно, что обилие территории и ее открытость ориентировали население на интеграцию различных культурных традиций соседних народов.

Разнообразие регионов складывалось не в одночасье, а в течение более, чем тысячелетия. Русское государство постоянно расширялось, включая в себя все новые территории. Причины освоения или экспансии на новые земли (оценивают этот процесс неоднозначно) многообразны – от стремления найти более безопасное место для жизни и более богатое ресурсами, до желания государства расширить свою территорию. Причем в истории России все эти факторы могли очень тесно переплетаться. Но факт остается фактом – на территории современной России издревле жили народы, относящиеся к различным группам, и современная русская культура и язык сформировались в условиях их тесного взаимодействия (например, название «Москва» имеет угро-финское происхождение).

В Россия практически на протяжении всей ее многовековой истории существовали различные модели управления отдельными территориями, сохранявшими национальное своеобразием при нахождении в составе единого государства. Так, в Российской империи существовали не только однотипные губернии, но и уникальные системы организации власти: наместничество на Кавказе, окраинные генерал-губернаторства, Великое княжество Финляндское (с высочайшей степенью автономии, сложившейся в соответствии с европейской политической традицией), Царство Польское (из-за восстаний ему постоянно уменьшали автономные права) и др. [2]. И в законодательстве современной России закреплено, что местное самоуправление строится с учетом особенностей исторических традиций региона.

Современное многообразие российских регионов выражается в различных сферах:

- правовой

- природно-географической

- этнической

- конфессиональной

- культурной

- экономической и др.

Если подойти с правовой точки зрения, то Российская Федерация – мировой лидер по числу субъектов. Мы опережаем по этому показателю другие государства с такой же формой государственного устройства – США, Индию, ФРГ, ОАЭ [1].

Данность, которая откладывает неизгладимый отпечаток на весь уклад жизни – это не имеющая аналогов в мире территориальная протяженность и разнообразие климатических зон. Разница во времени между Петропавловском-Камчатским и Калининградом 11 часов. Конечно же это создает управленческие трудности при принятии и реализации общих решений. Властям нужно учитывать природно-климатическое своеобразие отдельных регионов. Для одних жизненно важным является организация «северного завоза», другие борются с опустыниванием, третьи в качестве приоритета поставили развитие рекреационной инфраструктуры и т. д. [1]. Сложность представляет и организация коммуникации между регионами. Конечно, в современных условиях большую помощь могут оказать онлайн-форматы, главное – обеспечить качественный Интернет.

Отличается уровень экономического развития регионов. Где-то наличие природных ископаемых обеспечивает довольно высокий уровень жизни (Ямало-Ненецкий и Ханты-Мансийский автономные округа), есть регионы, где развиваются высокотехнологичные производства. В их число сейчас входят Москва, Санкт-Петербург и Татарстан. При этом часть территорий относится чуть ли не к доиндустриальной стадии развития (Тыва, Калмыкия, Республика Алтай и др.).

В целом, описывая экономическое многообразие российских регионов, можно сказать, что примерно десятая часть из них ориентирована главным образом на сельскохозяйственную деятельность, пятая часть – на добычу полезных ископаемых, в два раза больше – на развитие обрабатывающих производств, остальные – на транспорт, связь, торговлю, производство электроэнергии и др. [1]. Естественно каким-то регионам их экономические доходы дают средства для самостоятельного обеспечения потребностей, другие нуждаются в финансовой поддержке федерального центра. Перед государством и обществом стоит задача разработки различных управленческих стратегий, государственных программ для сближения регионом по показателю качества жизни населения.

Для России долгое время была свойственна модель пространственной организации - «столица-провинция», когда последняя была чем-то обделена, уступала по уровню развития и разнообразию инфраструктуры, но такая модель уже не соответствует представлениям о качестве жизни в современном обществе и не соответствует планам устойчивого развития страны в будущем.

Регионы России отличаются своим демографическим потенциалом. Динамика демографических процессов зависит от многих факторов: миграции, экономических условий в регионе, системы ценностей жителей. Численность населения России на начало 2025 года 146 млн. (без учета новых регионов) [3].

Значимой проблемой для многих регионов России является отсутствие естественного прироста населения, которое компенсируются миграционным притоком извне. В европейской части России проживает почти три четверти населения. В регионах, где наблюдается рост населения, например, Краснодарский край, г. Севастополь не всегда к этому готова инфраструктура. Из регионов дальнего Востока и Сибири наблюдается отток населения. Самый восточный город-миллионник - это Красноярск. Отток населения сказывается на интенсивности и насыщенностисоциальных процессов, приводит к упадку имеющейся инфраструктуры. В России, как и в других странах мира, наблюдается тенденция уменьшения сельского населения. Кроме того, более развитые регионы притягивают квалифицированные кадры.

В целом же можно сказать, что многообразие российских регионов имеет свои плюсы и минусы. Так различные ресурсы позволяют объединить потенциал для обеспечения обороны, что актуально в условиях современной геополитической ситуации и реализовывать крупные проекты. Например, запуск ракеты с космическим грузом.

Этническое многообразие оказывает серьезное влияние на асимметричность федерации в России. Субъектам, сформированным по национальному принципу, объективно приходится решать более широкий круг задач, связанный с поддержанием культурного своеобразия населяющих их народов. Это проявляется в поддержании и развитии системы национального образования – обучение родному языку, издание учебной литературы, создание теле- и радиопередач на национальных языках. Как справедливо отмечается, многонациональность и единообразие несовместимы [1]. Но многообразное культурного наследия имеет и плюсы. Например, оно может ставь основанием для развития массовой культуры. В настоящий момент эта сторона культурного наследия страны мало знакомо широким массам населения. Она не представлена в массовой культуре, моде, кино. Вместо этого мы можем наблюдать в этих сферах доминирование западных образцов культуры.

Источники

1. Давыдов Д.В. Основания асимметричного устройства российской федеративной системы // Теории и проблемы политических исследований. 2020. Том 9. № 5А. С. 33-41.

2. Кутафин О. Е. Российская автономия. М., 2006. – 767 с.

3. Оценка численности постоянного населения на 1 января 2023 г. и в среднем за 2022 г. и компоненты ее изменения (с учётом итогов Всероссийской переписи населения 2020 г.) // Демография. Оперативная информация. Федеральная служба государственной статистики URL: https://rosstat.gov.ru/folder/12781/