Автор: Вадим VinylCode Марков
Многие обладатели дедушкиных коллекций пластинок задаются вопросом: есть ли там, среди лохматых выгоревших конвертов, настоящие раритеты. Ответ: да, они могут там быть при условии, если дедушка был коллекционером и старался беречь пластинки.
Сразу скажу, что в обычных наборах пластинок из советских времен таких раритетов обычно нет - в абсолютном большинстве случаев. Впрочем, если в коллекции каким-то чудом затесались импортные пластинки из прошлого, то небольшой, малый процент внезапного обогащения для наследников все же существует.
Ниже я приведу примеры дорогих или относительно недешевых пластинок, которые могут стоить каких-то денег, иногда - достаточно больших. Начну с очень известных мировых раритетов (на самом деле, не самых дорогих), а ниже напишу про сравнительно пока еще недорогие "народные" редкости, в том числе пластинки СССР, которые еще только набирают свою цену.
По факту, я выбрал не только самые ценные пластинки, о которых уже писали в разных журналах, но и ниже описал сравнительно недорогие издания - которые зато могут неожиданно оказаться в любой домашней коллекции, при стоимости от 1000 долларов и выше.
Кстати, часть российских пластинок из 1990х может неожиданно оказаться недешевой, от 100 долларов и выше. Список всех российских пластинок из 1990х с комментариями я тоже публиковал по ссылке.
А пока Вы еще не начали читать и рыскать по бабушкиным антресолям в поисках виниловых (внезапно!) раритетов, предлагаю подписаться на мой канал 📀 Дзен и на наш 📀 Виниловый телеграм.
Итак, какие пластинки считаются дорогими?
Конечно же, те, которые по каким-то причинам не попали на полки магазинов!
The Beatles - Yesterday and Today (1966).
Цена = $800 - $85000
"Yesterday and Today" - компиляция 1966 года, историю которой знает каждый битломан. Однако остальным не таким искушенным она, наверное, покажется интересной.
Компания Capitol Records в 1966 году выпустила эту пластинку только для американского и канадского рынка. Материал на ней записан обычный: песни из альбомов Help!, Rubber Soul и Revolver. Однако битлы решили поэксперементировать на обложке, которую теперь среди фанатов называют "butcher cover". Как видим - на конверте присутствует фото ливерпульской четвёрки в обнимку с деталями расчлененной куклы и и кусками сырого мяса. Это знаменитое ныне фото сделал Роберт Уайтекер для арт-проекта «Путешествие сомнамбулы». Однако в середине 1960-х фотография вызвала огромную волну возмущения.
Всего было напечатано 750 000 экземпляров пластинки, и примерно 650 000 успели разослать на радиостанции и в магазины. Кто-то успел купить пластинки, однако большинство продавцов просто отказывались продавать пластинки няшных Битлз, упакованные в такую чудовищную, по меркам того времени, обертку.
Capitol Records предложили покупателям вернуть товар за счет компании, наклеили на скандальные конверты (прямо поверх!) новые фото и разослали их обратно. Новая фотка на конверте была очень невинной, и даже скучной. Она выглядела так:
В общем, скандал замяли, а пластинки разослали вновь. Однако, как это часто бывает, часть самых странных покупателей оставила у себя скандальный конверт.
Благодаря этой истории и разнообразию сохранившихся экземпляров Yesterday and Today стал самым популярным из коллекционных раритетов The Beatles. Однако, несмотря на солидные 650 тысяч проданных экземпляров того пресса, до наших дней в отличном состоянии дошло очень мало таких пластинок (а если мы говорим о максимально дорогих экземплярах, то речь идет, прежде всего о конвертах, которые близки к идеальным).
Естественно, указанная выше цена относится только к нераспечатанным пластинкам с оригинальным фото, на которое никогда не клеили вторую, "чемоданную" фотографию - вот такая пластинка как раз и может стоить $75000-$85000, причем они действительно есть на рынке! Например, ящик запечатанных пластинок Yesterday and Today в первой версии в 1966 году сохранил на память тогдашний президент Capitol Records Алан Ливингстон. А в 1987 году его сын выставил на торги 12 пластинок из той самой коробки.
Как ни странно, также ценятся пластинки, на которых новая обложка наклеена поверх старой, и называется это дело second state cover. Впрочем, в основном они представлены на рынке в состоянии VG или VG+ (потертости, царапины, поюзанные конверты) и стоят не так уж и много - от от 750 до 2000 долларов. Однако нужно понимать, что такая же пластинка в идеале может стоить в разы дороже. И что удивительно - таких пластинок сохранилось не так уж много.
Дело в том, что когда butcher cover начала превращаться в коллекционную редкость, фанаты по всей Америке начали отпаривать конверты и отклеивать вторую фотографию, чтобы получить первозданный конверт. Так вот: из таких конвертов сейчвс ценятся только те, где остались лишь очень минимальные следы клея. Точнее, лишь полоска клея сверху старого фото. Остальное стоит те же самые 750-2000 долларов. за конверты и винил в потертом состоянии.
Кроме того, на цену влияет звук. Дело в том, что под этой обложкой скрываются два вида пластинок. Первый - с псевдо-стерео, где стереоэффект достигался записью двух монофонических дорожек по разным каналам (их много), и вторые - где было настоящее стерео (их мало). Так вот: дороже всего ценятся стерео-варианты в отличном состоянии с "неубитой" оригинальной "мясной" фотографией.
Таким образом, самая дорогая версия — это запечатанный стереомикс с оригинальной обложкой. За нее можно требовать что-то в районе $85 000.
Bob Dylan - The Freewheelin' (1963).
Цена = $10000 - $40000
В раннем тираже альбома Боба Дилана The Freewheelin' тоже существуют прессы, стоимость которых сегодня оценивается в $10000 - $40000. Однако это касается, конечно, не всех подобных пластинок, а лишь одной-единственной версии с четырьмя треками, которые не вошли в итоговый трек-лист. Названия этих треков: Talkin' John Birch Paranoid Blues, Let Me Die in My Footsteps, Rocks and Gravel и Gamblin' Willies Dead Man's Hand.
Тираж альбома в этой версии был подготовлен к продаже, однако в последний момент отозван, однако некоторое количество экземпляров просочилось в мир. По одной из версий, Columbia Records потребовала у Дилана изъять Talkin' John Birch Society Blues, текст которой которая показался им слишком вызывающим и мог вызвать судебные иски (например, песня содержит строки: «Мы все согласны со взглядами Гитлера, хоть он и убил 6 миллионов евреев / ну и что, что он фашист — по крайней мере, не коммунист!»). Есть также версия, что Боб Дилан в последний момент сам заменил 4 трека на более свежие.
Сейчас пластинки с ранней версией альбома оцениваются от $10000 в моно-варианте и в районе $40000 в еще более редкой стерео-версии. К тому же, если мы говорим о стерео, то на сегодня известно лишь о двух таких пластинках во всем мире.
В этом месте я хочу прерваться и сказать, что об описанных выше раритетах писали в Сети действительно, часто. И этот золотой список можно было бы здесь продолжить. Однако я спущусь на пару ценовых уровней ниже и далее напишу о "народных" пластинках, которые еще только набирают свою цену - и которые наверняка с ходом времени может быть, будут стоить гораздо больше.
Capoeira Twins «4 x 3 / Truth Will Out» (1999).
Цена = $6000 - $7500
Сингл электронщиков Capoeira Twins «4 x 3 / Truth Will Out» взлетел в рейтинги редких пластинок сравнительно недавно - в 2020 году.
Летом 2020 года эта пластинка впервые была продана на ресурсе Discogs за $6000 (при начальной стоимости в прошлые годы в районе 8 баксов).
Дело в том, что конверт для нее в свое время оформил знаменитый уличный художник Бэнкси. Впрочем, тогда еще он не был знаменит - этим и объясняется начальная дешевизна пластинки. Для «4 x 3 / Truth Will Out» было сделано 100 копий обложек, 25 из которых Capoeira Twins раздарили друзьям, а еще 75 разослали продюсерам и диджеям. Сингл фактически канул в безвестность, однако к 2006-му Бэнкси стал мировой знаменитостью. Это заставило всех начать поиск заветных пластинок по закромам. Несколько копий нашлись и были проданы на аукционах по 5-6 тысяч фунтов стерлингов.
В момент написания статьи на Discogs продается лишь одна пластинка Capoeira Twins «4 x 3 / Truth Will Out» в состоянии Very Good+. И стоит она 7500 американских долларов.
Далее я назову парочку пластинок, которые с большей долей вероятности и по счастливому стечению обстоятельств могут оказаться в домашних коллекциях российских обывателей.
Владимир Высоцкий. Vladimir Visotski – Underground Soviet Ballads (1972).
Цена = $2500
Пластинки Владимира Семеновича Высоцкого за рубежом издавали часто - даже чаще, чем в СССР. Однако тиражи у тех пластинок были небольшие, поэтому ценятся они зачастую дороже, чем даже самые редкие российские издания Владимира Высоцкого.
Перед нами - американское издание 1972 года, самое раннее виниловое издание Высоцкого в США. Стоит оно в сравнении с приведенными выше пластинками скромные $2500-3000, однако надо понимать, что в мире коллекционеров всё условно - и именно такая же пластинка в идеальном состоянии может стоить в разы дороже.
Этикетка данной пластинки выглядит так:
С учетом того, что в 1990-е годы с открытием границ в страну начали массово ввозить пластинки Владимира Высоцкого из-за рубежа, такая пластинка действительно может оказаться на полке в забытой заброшенной коллекции - или, что еще хуже, где-нибудь в захламленном гараже, куда ее отнесли половозрелые наследники какого-нибудь коллекционера, чтобы гордо поставить на опустевшую полку китайскую блютус-колонку за 1000 рублей.
А далее будет совсем уж неожиданное...
Бетховен / И. Брамс (Дирижер В. Фуртвенглер) – Девятая Симфония, Ре Минор, Соч. 125 / Вариации На Тему Гайдна, Соч. 56а (1962).
Цена = $1750
В России классики на виниле много, еще со времен СССР. Любители пластинок привыкли, что скупать ее можно тоннами и, как правило, за копейки. Однако данный сборник из двух пластинок от студии ВСГ (Всесоюзной студии Грамзаписи) 1961 года порвал этот шаблон. Случилось это в 2020 году, когда релиз неожиданно "ушел" на Discogs за 1750 баксов. Так был создан прецедент - пластинка выскочила в разряд сравнительно дорогих советских пластинок и даже вошла в десятку самых дорогих пластинок, проданных через Discogs за год.
Если Вы имеете дома коллекцию старой классики, то можно проверить, есть ли у Вас такая пластинка. Однако надо помнить, что классику в Советском Союзе издавали и переиздавали множество раз.
В данном случае речь идет не о ценности записи (хотя Бетховен и Брамс, конечно, прекрасны), а именно о ценности конкретного винилового издания. Это две пластинки ВСГ, записанные в моно, 1962 года издания с номерами на сгонах: 33Д010851/2-1 1, 33Д010852/2-1 2, 33Д010853/2-3 3, 33Д010854/2-1 4.
Этикетки (или, как их еще называют, "яблоки", "лейбаки") этих пластинок, выглядят так:
В общем, иностранные любители классики готовы купить эти пластинки за указанные $1750. Справедливости ради отмечу, что в России, даже если она у Вас есть, Вы вряд ли продадите это издание частнику за такую цену. Хотя ее может купить магазин, например, но дешевле - для дальнейшей перепродажи.
Аквариум - Навигатор (1995)
Цена = $990
Мимо этой пластинки я никак не мог пройти, потому что она считается Священным Граалем для коллекционеров русского рока, хотя и стоит гораздо, гораздо дешевле вышеназванных мною виниловых экземпляров. Сравнивать ее цену со стоимостью раритетных The Beatles конечно не стоит, однако и эта пластинка имеет свою не самую маленькую цену.
Борис Гребенщиков (БГ), группа "Аквариум" и пластинка 1995 года, издатель "Триарий", каталожный номер AM 064LP.
Стоимость этой пластинки "Аквариума" постоянно крутится в районе 1000 американских долларов - и коллекционеры охотятся за этим изданием уже давно. Хотя, по слухам, до сих пор находятся счастливчики, которые выуживают ее из старых коллекций за копейки.
По легенде, эта пластинка фактически не поступала в массовую продажу, и ее якобы продавали только на концертах "Аквариума" в далекие девяностые годы. Именно этим обусловлена ее сравнительно высокая цена.
Если Вы являетесь неискушенным любителем пластинок и прямо сейчас полезете в Интернет, то обнаружите там массу "таких же" пластинок - лишь за 2000-3000 рублей! И спросите меня: "Какого хрена?!". А я Вам отвечу.
Тут нужно понимать, что указанные выше 990 баксов стоит именно пластинка 1995 года в оригинальном конверте из плохой бумаги (причем в состоянии VG+, то есть уже достаточно заигранная фанатами), а не поздние новенькие блестящие виниловые переиздания "Навигатора" 2000-х годов в девственной пленке, с качественной современной полиграфией, которыми сейчас наводнен российский рынок.
В данном случае мы имеем пример классической коллекционной цены, когда материал, записанный на виниле, имеет очень вторичную роль. А первичную роль тут играет редкость именно данного издания среди любителей русского рока на виниле. Так что спрос диктует предложение.
При этом переиздания этих же самых альбомов на современном виниле обычно слабо влияют на стоимость оригинальных раритетных изданий из прошлого - и цены на них практически не меняются.
Если же вам интересен перечень российских пластинок из 1990х годов, то он есть здесь:
Надеюсь, Вам было интересно окунуться во все эти виниловые тонкости. Прошу прощения за опечатки - можно указывать на них в комментариях, я исправлю. Если было интересно - то подписывайтесь.
Читайте также на моем канале: