Нынешний дефицит дизеля и бензина соцсети уже сравнивают с последними годами Советского Союза, когда внезапно и по совершенно непонятным причинам исчезали самые востребованные товары, от стирального порошка до сигарет. В результате дикое раздражение общества, что вскоре привело к краху великого государства.
Точно так же сейчас никто не может ответить, почему и, главное, кто устроил проблемы с топливом в одном из крупнейших нефтедобывающих регионов мира. Тему второй день обсуждают на Восточном экономическом форуме в столице Приморья. Вслед за министром энергетики РФ Николаем Шульгиновым, абстрактно заявившим, якобы кто-то пытается сыграть на ситуации (имя, сестра, имя!), создавая искусственный дефицит, несколько конкретней высказался замглавы Федеральной антимонопольной службы России Виталий Королев. По его словам, контролирующее ведомство подозревает дополнительные наценки, влияющие на конечную цену нефтепродуктов.
Как сообщили на владивостокском форуме, ФАС начала проверку всех сос-тавляющих цены на топливо в мелкооптовом сегменте. Дело хорошее, но россияне лучше других знают, что скоро лишь сказка сказывается. Тем временем на другом конце страны, у самого Черного моря с горючим творится полный беспредел. Например, в Керчи за три последних дня цены на дизельное топливо выросли на три рубля. Ровно по рублю каждые сутки.
Для сравнения, за проливом в краснодарской Тамани литр дизеля стоит в пределах 60 рублей. 11 сентября на керченских заправках солярку продавали по 74 рубля. Разница, мягко говоря, ошеломительная. А на трассе "Таврида" уже доходит до 77.
Однако лучше платить деньги, чем натыкаться на светящиеся у АЗС "нули", обозначающие, что топливо отсутствует вообще. Именно в таком режиме пришлось жить Севастополю. По признанию губернатора Михаила Развожаева, колонну бензовозов здесь ждали еще в субботу. Спасительные 30 тысяч тонн ДТ прибыли лишь в ночь с понедельника на вторник. Объявив радостную новость, градоначальник уверяет, мол, острейший вопрос со стоимостью держится на контроле прокуратурой. Увы, реальная жизнь показала, толку от прокурорского контроля практически никакого. Бензиновых королей пока никто пальцем не тронул.
На территории Крымского полуострова ГСМ продают две основные коммерческие структуры "Атан" и "ТЭС". Знаковое событие – на заправках "Атана" резко отменено привычное начисление бонусов. "В данный момент, когда биржевые цены на топливо растут и ежедневно обновляют исторические рекорды, мы вынуждены пересмотреть нашу бонусную программу с целью обеспечения доступных розничных цен, насколько это возможно", - официально заявили фирмачи.
Общественность пытается получить хотя бы какие-нибудь объяснения нынешних событий. Многие делают перепост блогера из Сибири:
"Уже третью неделю на заводах и нефтебазах в Тюмени, Омске, Новосибе, Кемерово нет дизеля. Совсем нет… Нет, потому что производителям сильно выгоднее продавать его на экспорт. Я не утверждаю, но очень вся ситуация похожа на картельный сговор больших компаний, перерабатывающих нефть и производящих топливо… Весь дизель продан за бугор, нефтебазы его не отпускают в мелкий опт. Ни Газпром, ни Роснефть, ни Татнефть не дают ни куба. Бизнес колом встал, цены улетели в небеса. А ведь есть не только грузовики транспортных компаний, которые потребляют ДТ кучей литров. Есть же и сельхозники с тракторами-комбайнами, и производственники с экскаваторами и карьерными самосвалами, им как быть? У них это большая статья расхода, и рост цены на топливо на 40% за месяц существенный удар. Они поднимут стоимость своей продукции. В общем, если топливные цены не развернутся назад, ни одна отрасль нашей страны не сможет это игнорировать и подорожает абсолютно все".
По большому счету, этот расклад публике понятен. Крымские фермеры и водители грузовых фур пугают друг друга ценами по 120 рублей за литр дизтоплива. Люди жалуются на трудности с заправкой, также внезапно появившиеся на Кубани и в Ростовской области. Хотя у материковых регионов и близко нет пресловутых "проблем с логистикой", на которые пеняет руководство Крыма.
Остается найти ответ, каким образом выбираться из нынешней ямы. Группа ведущих экономистов Севастополя предложила Правительству РФ стратегический выход. Необходимо экстренно вводить новые пошлины на экспорт нефтепродуктов. Причем достаточные, чтобы рентабельность экспорта и продаж внутри страны стала соразмерной. Только так поставщикам нефтепродуктов будет выгоднее оставлять большие объемы на внутреннем рынке. Ну и должен сработать аргумент, что "местная" реализация намного проще с технической точки зрения.
Сегодня Сергей Аксенов направил премьер-министру Михаилу Мишустину собственные предложения по урегулированию процесса доставки и ценообразования на топливо в Крыму. Подробности глава республики не уточняет. Утешающая информация от Аксенова - "благодаря принятым логистическим решениям" до вечера 12 сентября некоторый объем горючего поступит на автозаправочные станции полуострова. Плюс, чтобы поддержать сельхозпроизводителей и не сорвать полевые работы, "сформирован четырехдневный запас ДТ". Похоже, пока это максимум возможного.