Вот и нас не миновала эта напасть. Расскажу, как наша хаски перенесла пироплазмоз, и как я её чуть не угробила своей беспечностью и невнимательностью.
Итак, как делать не надо. Самую первую ошибку я совершила весной. Знающие люди посоветовали защититься от клещей известными таблетками, которые даются собаке на один или сразу на три месяца. Нашла их в интернет-магазине, смирилась с ценой в почти три тысячи рублей за одну таблетку (три месяца защиты), и уже хотела заказать. Но тут меня отговорили, напугали, что таблетки малоисследованы, бывает что собаки от них умирают, просто случаи эти замалчиваются. И склонили к ошейнику. Я заказала ошейник с какой-то химической защитой от клещей на несколько месяцев. Решила - начнём с него, а дальше посмотрим.
В лесу мы гуляем часто, клещей по весне много. И во время прогулок, и после, собаку осматривала. Но в хасячей густой шерсти так легко спрятаться незваному гостю! Однако первые пара месяцев прошли успешно - клещей с собаки снимала много, но ни одного присосавшегося. Всех ловила, пока ещё ползали. А вот в середине июня сняла с Наи первого присосавшегося клеща. Причём, видно было, что сидит давно. Сняла клещедёркой и следующие дни внимательнее обычного наблюдала за собакой. Но она скакала, радовалась жизни и чувствовала себя прекрасно. Этот клещ был незаразный.
Но меня он напугал, и я снова пошла в интернет за таблетками. Оказалось, что цена на них выросла в два-три раза, да и найти нужную дозировку можно не везде. Вобщем, собака снова осталась без таблетки...
К августу мы как-то совсем успокоились. Казалось, что сезон заканчивается, клещей уже почти нет. И ошиблись. В последние дни лета сняла с Наи аж двух присосавшихся, раздувшихся клещей.
А когда, спустя неделю, собака показалась мне какой-то невесёлой, малоактивной, моя соображалка не сработала и не соединила причину и следствие. Я сама приболела, лежала с температурой, гуляла с Найкой совсем мало. Вобщем, казалось мне, что просто она грустит от скуки, и лежит большую часть дня, потому что я тоже лежу (болею). Волновалась ещё, что может, моя человеческая орви для неё заразной оказалась, и собака от этого недомогает. Причём, в целом она вела себя вполне "здорОво" - на прогулках бегала, в туалет ходила нормально. Просто какая-то немного вялая, как в жару, например.
Пойти к ветеринару? А с чем? Вроде и жалоб, как таковых нет.
Когда у меня спала температура, мы поехали в сад с желанием как следует погулять в лесу засидевшуюся дома собаку. И собака была рада - по лесу побегала, по лужам пошлёпала. Но когда дошли до сада, она не развалилась как обычно, довольная на газоне, а залезла под диван и печально сложила голову на лапы. А на следующий день после утренней прогулки отказалась от еды, даже от вкусняшки. Просто легла. Вот тут я испугалась.
Это моя первая собака и временами мне с ней катастрофически не хватает знаний и опыта. Вот например, с детства помню, что мокрый холодный нос у собаки признак здоровья, а сухой тёплый - болезни. Нос у Наи всё время (не считая сна) мокрый, это меня убеждало, что всё в порядке. А тут прочитала в интернете, что нос вовсе не показатель, собаке нужно померить температуру, если она заболела. Тут же поставила градусник и увидела 40,1.
Руки затряслись, полезла набирать номер ближайшего ветеринара. Там мне ответили, что сейчас пока времени свободного нет, очень много животных, врачи все заняты. Но, помолчав, спросили - а что с собакой?
Говорю - вялая, не ест и температура, а две недели назад клещей сняла с неё.
И нам сказали подходить прямо с утра, до начала рабочего дня. Для нас открыли клинику раньше времени, и врач тут же повела собаку на капельницу. Я спросила - а может, это не "оно"?
На что врач сказала - оно, оно, сейчас собак заболевших пачками приводят, вторая волна клещей пошла, очень много заразных. Обратила внимание на Наины рот и язык - совсем бледные, показатель разрушения эритроцитов. А голубые глаза стали совсем белёсые.
Наю положили на стол. Врач ловкими движениями воткнула ей катетер в переднюю лапу. Взяла кровь на анализ. Поставила капельницу. Ная почти не сопротивлялась, только горестно вздыхала. Капали минут сорок, потом поставили капать второе лекарство. Потом пришёл черед уколов - пиро-стоп (от пироплазмоза) поставили прямо в катетер, цефтриаксон (антибиотик) внутримышечно, в ляшку и В12 (витамины) подкожно, в холку. Вот тут собака повизжала.
Зато в клинике были настроены оптимистично - всё будет хорошо, скоро вылечим!
И я тоже приободрилась - кажется, смертельной опасности нет. Тем более домой после капельниц Ная побежала значительно бодрее.
Зато дома она забралась в своё "логово" под кроватью, прикрыла глаза и тяжело дышала. От еды она снова отказалась, и я позаимствовала у нашей кошки пару пакетиков влажного корма. Вот его Ная с удовольствием съела.
А к вечеру ей стало совсем плохо. Не спала, просто лежала на боку и тяжело дышала. Не вставала, не пила. Я очень боялась, что Наечка не доживёт до утра. Но часа через четыре она встала, попила, шатаясь прошла по квартире, сделала лужу. Съела ещё пакетик кошкиного корма. У меня отлегло от сердца - собаке полегче. Ночью прислушивалась к её дыханию под кроватью. Утром младший сын прокрался в нашу комнату проверить собаку и счастливый поделился со мной - она живая!
На следующий день снова пошли к ветеринару. Ная шла сама, но быстро устала, особенно на подъёме в горку. В поликлинике снова была капельница, снова антибиотик и В12. Пиро-стоп вторая доза ставится через 48 часов, так что его на второй день не ставили. Про ухудшение самочувствия накануне вечером, врач сказал, что это реакция на пиро-стоп.
А третий день лечения выпал на воскресение, в ветеринарке выходной. Нас сразу спросили накануне, сможем ли сами поставить ей уколы. Сможем. Так что домой мы возвращались с полным набором - три шприца с лекарствами - пиро-стоп, антибиотик, В12. Заодно сказали, что и капельницу дома попробуем поставить, и нам дали флакон физраствора с глюкозой и систему. Катетер оставили у Наи в лапе и хорошенько зафиксировали пластырем, а сверху замотали самоклеящимся бинтом.
Собака из клиники бодро бежала домой - после капельницы ей снова стало легче. Кстати, я брала с собой к ветеринару намордник, чтобы надеть, когда ей уколы ставить будут. Но снова обошлись без него, просто подержали собаку руками.
Вечером на почту пришли результаты анализа крови. Пироплазмоз подтвердился. Гемоглобина в собаке осталась всего треть от нормы. Да и многие другие показатели не в порядке.
Лечение дома на следующий день прошло "на ура". Ная просто спокойно продремала на боку все сорок минут, пока стояла капельница. Потом уколы - пришлось подержать.
Стало заметно лучше. Я уже не волновалась, что Ная может не выжить. Начала лучше есть.
В понедельник, на четвёртый день снова пришли к ветеринару. Поставили четвертую, заключительную капельницу, уколы. Ещё один шприц с дозой антибиотика нам дали с собой домой - поставить на следующий день (курс 5 уколов). На этом основное лечение закончилось. Врач прописала уколы от анемии, два раза в неделю, курс из пяти уколов. Это мы ставим дома уже самостоятельно. Через месяц рекомендовали сдать кровь для контроля показателей.
Ная ожила, снова стала непоседливой и весёлой егозой. Радостно скачет на прогулках.
Нам очень повезло с хорошими отзывчивыми и компетентными врачами в ветеринарной клинике.
При отсутствии лечения, пироплазмоз является смертельным заболеванием для собак. И, конечно, чем раньше начато лечение, тем больше шансов на выздоровление и минимум осложнений после болезни.
Берегите своих собак!
Страничка, посвящённая нашей хаски: