Найти тему
Полит.ру

«Re:Russia» – об обманутых ожиданиях российских элит

Издание «Re:Russia» комментирует исследования и опросы российских элит:

«С одной стороны, за время проведения опроса в элитах окреп милитаристский и мессианский настрой. В 2020 году общий уровень одобрения использования российских вооруженных сил за пределами страны был значительно выше, чем в начале 2000-х. Доля желающих направить войска для обеспечения «безопасности наших международных друзей» увеличилась с 29% в 2016 году до 42% в 2020-м — это рекордный показатель за всю историю исследования. <…>

В то же время российская элита, как показывают данные, за последние четверть века стала в целом рассматривать Украину как отдельное государство. Идея слияния Украины с Россией превратилась в ее среде в крайне непопулярную. Если в 1995 году ее поддерживали 65% элитных респондентов, то в 2020-м — всего 5%. Эти данные указывают, что аннексия новых территорий Украины не должна была вызвать того же эффекта, который наблюдался в 2014 году после Крыма. На первый взгляд кажется, что первый и второй выводы противоречат друг другу, однако <…> эти тенденции вполне могут сосуществовать в одной реальности, поскольку нежелание пересматривать все начерченные после 1991 года границы не отменяет готовности проецировать влияние России за рубежом, особенно если это можно сделать дешево и эффективно.

<…> Оценки достижений президента на международной арене заметно расходятся с оценками результатов его работы внутри страны. За время правления Путина, по мнению элит, значительно возросли влияние России на международной арене (80%), уважение к ней (68%) и ее военные возможности (87%). В то же время респондентам были заданы вопросы о ряде внутренних проблем, включая официальную коррупцию, неравенство доходов, состояние демократии и прав человека в России. Элиты отмечают заметное улучшение только по одному параметру — политической стабильности (62%). <…> Наибольшую критику вызывают вопросы, касающиеся экономического положения страны. <…>

Таким образом, дрейф российской элиты в направлении национализма и милитаризма имел место, но носил гораздо более ограниченный характер: элита видела в них в первую очередь средство упрочения позиций страны на международной арене. <…> А неудачи России на фронте, изоляция ее от Запада и произошедшее вследствие этого снижение влияния России в мире <…> ведут к результатам, противоположным тому, что ожидают элиты. В конце концов это может обесценить в глазах элит политический капитал Путина, основанный на образе сильного политика, который упрочил положение России на международной арене. Сейчас этот образ рушится, а неспособность президента решить проблемы внутри страны, давно беспокоящая элиты, может стать усугубляющим фактором.

<…> Сейчас основная часть элиты пытается адаптироваться к <…> (СВО – Полит.Ру) и найти «точку безопасности». Но в действительности элиты надеются дожить до того момента, когда все наладится <…>. Однако военные, человеческие, экономические и политические издержки <…> (СВО – Полит.Ру) отнюдь не исчерпаны, последствия санкционных ограничений накапливаются <…>, а возможности элит продолжают сужаться. В этих условиях не следует недооценивать потенциал «обманутых ожиданий», который может проявить себя в случае возникновения благоприятных условий».