Найти тему

За кулисами театра "У Никитских ворот"

В субботу 9 сентября я побывал на экскурсии по театру "У Никитских ворот". Сегодня хочу поделиться своими впечатлениями, мыслями и фотографиями.
Экскурсия началась с небольшой лекции об истории здания театра, которое построено ещё в XVIII веке и которое изначально театром не являлось.
До XVIII века на месте Никитского бульвара была оборонительная Белогородская стена. В том месте, где смыкаются Никитский и Тверской бульвары, имелись ворота, именуемые Никитскими. Тем самым, название театра вовсе не так банально, как может показаться. Оно привязано не к топографическому объекту на карте (как если бы он назывался «Театр на Никитском бульваре»), а к историческому месту, к предмету, которого давно нет, то есть к фантому. И в этом я вижу интригу и оригинальность.

Театр "У Никитских ворот" с фасада, со стороны Никитского бульвара.
Театр "У Никитских ворот" с фасада, со стороны Никитского бульвара.

Затем нам рассказали краткую биографию основателя и художественного руководителя Марка Григорьевича Розовского. А так же историю театральной студии, которая ведет своё начало с 1983 года. И которая в 1987 стала, как тогда было принято называть «профессиональным театром на полном хозрасчёте», а 1 октября 1991 года получила статус государственного театра, в котором пребывает и поныне. Я не буду пересказывать лекцию, вся информация есть на официальном сайте театра и в Википедии. Скажу лишь, что меня приятно удивил факт, что Марк Розовский по образованию журналист. Стало быть, мы в какой-то степени коллеги, поскольку я свою творческую деятельность тоже начинал как журналист. Теперь понятно, почему мне ментально близок этот театр вообще и его репертуар в частности. Я и раньше писал в публикациях, что с театром «У Никитских ворот» на каком-то интеллектуальном уровне чувствую родство.

Кабинет основателя и художественного руководителя театра "У Никитских ворот" М.Г. Розовского.
Кабинет основателя и художественного руководителя театра "У Никитских ворот" М.Г. Розовского.

После лекции, которая проходила в фойе на мягких уютных диванчиках, нас повели… прямиком на главную сцену с той стороны, с которой на неё заходят артисты. И это было для меня шоковой терапией. Менее недели назад я сидел в зале и наслаждался мюзиклом «Пляшущие человечки» даже не догадываясь о том, что скоро сам буду стоять на этих подмостках. Для меня сцена – театральный пресвитерий. И вот мне – непосвящённому – выпала удача оказаться тут. Забегая вперёд скажу, что этот день был щедр на чудеса: вечером в другом уже театре я-таки вышел на сцену и сыграл маленькую роль. Но об этом в следующей публикации. А сейчас посмотрите на фото и ощутите, как выглядит зрительный зал глазами актёров.

Вид зрительного зала театра "У Никитских ворот" с новой сцены.
Вид зрительного зала театра "У Никитских ворот" с новой сцены.

Далее мы двигались по узким коридорам. Трудно представить, что перед тем, как появиться театру, тут в тесных коммунальных квартирах жили люди.

На стенах висят приказы и объявления.
На стенах висят приказы и объявления.

Как недавно отметивший день рождения, с интересом посмотрел список родившихся в первом месяце осени. В один день со мной 3 сентября на свет появились аж два сотрудника театра. А ещё приятно удивил тот факт, что одна из моих любимых актрис Алиса Тарасенко тоже сентябрьская.

Рождённые в сентябре - это звучит гордо!
Рождённые в сентябре - это звучит гордо!

Наша экскурсия побывала в основных помещениях закулисья. Одними из самых важных являются репетиционные залы. В театре "У Никитских ворот" их два, не считая двух сцен. Я по наивности своей думал, что репетиции проходят только на той сцене, где идёт спектакль. Но, театральная жизнь оказалась намного сложнее.

Вот так выглядит один из репетиционных залов.
Вот так выглядит один из репетиционных залов.

Интересным оказалось также помещение для реквизита.

-7

На одной из коробочек прочитал надпись "Истребление тиранов". Это Набоков. Я такого спектакля в репертуаре не видел, если появится, обязательно схожу. Люблю это рассказ. Люблю подобную тематику. У меня самого есть нечто похожее. Но, сейчас об этом только шёпотом и в полной темноте...

Лолита затерялась между Лермонтовым и носорогами.
Лолита затерялась между Лермонтовым и носорогами.

В некоторых театрах существует отдельный специалист гримёр. Он помогает актёрам перевоплотиться в своего героя внешне. Но в театре "У Никитских ворот" актёры гримируются сами. В гримёрках мы тоже побывали.

Так выглядит одна из гримёрок театра "У Никитских ворот".
Так выглядит одна из гримёрок театра "У Никитских ворот".

Побывали мы и в малом зале. Он создан на месте коммунальной кухни. Сейчас тут идёт ремонт, который закончится в октябре. Здесь помещается всего около 50 зрителей. В малом зале проходят литературно-драматические вечера, спектакли с небольшим количеством действующих лиц и другие постановки, не требующие динамичной смены декораций, сложных световых и звуковых эффектов.

Старая сцена театра "У Никитских ворот" в стадии подготовки к новому сезону.
Старая сцена театра "У Никитских ворот" в стадии подготовки к новому сезону.

На следующем фото внутренний дворик и в тоже время ещё одна театральная площадка с настоящими живыми декорациями. В тёплое время года здесь проходит спектакль "Песни нашего двора". Я на нём пока ещё не был. И в этом году уже не побываю, поскольку наступили холода. Но, возможно, мне посчастливится посетить его следующим летом.

Уютный внутренний дворик театра "У Никитских ворот".
Уютный внутренний дворик театра "У Никитских ворот".

В заключение хочу рассказать о составе участников нашей экскурсии. Истинных ценителей театра набралось в первой партии около 20 человек. Причём, мужчин числилось всего трое: я, ещё один мой ровесник (тоже, по-моему, блогер) и скромный худощавый юноша лет восемнадцати в очках (по виду студент театрального вуза). Основной же состав был женским, в возрасте от 18 лет до 50+. В принципе, это и есть примерный театральный зрительский состав только пропорционально уменьшенный. Мужчин традиционно меньше. И как правило, все они с дамами. Я думаю, именно дамы провоцируют своих мужчин на поход в театр. Одиноких мужчин среди зрителей я замечаю крайне редко. Точнее - не видел ни разу. А вот одинокая представительница прекрасного пола в театре - явление очень частое. Одинокая женщина и есть основной театральный зритель. Причём, возраст одиноких женщин абсолютно разный. Возникает вопрос: а если одинокие мужчины в театр почти не ходят, то почему хожу я? А потому что я, видимо, исключение.

На этом у меня всё.

Огромная благодарность сотрудникам театра "У Никитских ворот" за возможность побывать по ту сторону кулис и ещё сильнее привязаться к вам душой.