Одна из улиц Ямской слободы до сих пор является любимейшей как жителями, так и гостями города.
Когда-то давно эта улица начиналась у прибрежной части реки Воронеж и подходила вплотную к Успенской церкви, но после сноса в 70-х годах ХХ века нескольких домов оказалась оторвана от храма. Во времена Петра I и строитества флота на нижней части улицы селились иноземцы. рядом с улицей появилась Немецкая слобода с двумя деревянными кирхами.Нравы и обычаи иностранцев, их поведение поражали местных жителей, а Девичий монастырь, стоящий на соседней горе, вскоре пришлось переносить на другой конец города.
В конце XIX-начале ХХ векаэтот отрезок улицы стали называть Успенским переулком или Малой Успенской улицей.
Поднявшись вверх по крутой горе мы оказываемся уже в нагорной части улицы; более широкой и более цивилизованной.
Дорога внутри воронежского посада – от крепости (а впоследствии из духовного центра города, оставшегося на месте крепости) и до Московских ворот – долгое время шла не по линии современной улицы Карла Маркса, а наискосок, напрямик, вплоть до середины XVIII века она захватывала только часть сегодняшней улицы (между ул. Дзержинского и Театральной). Как раз к середине XVIII века сложилась и та нагорная улица, на которую мы попадаем, поднявшись по косогору. В «дорегулярном» городе она была узкой и кривой. Начинаясь у бровки холмов, пролегала через Ямскую слободу и завершалась Московскими воротами земляного вала, который тянулся по линии Театральной. Скорее всего, до 1773-1774 годов улицу называли Московской, так как после, при реконструкции и выпрямлении, она получила наименование Старой Московской, а новая дорога на Москву стала проходить по современной ул. Плехановской)
На пересечении с улицей Вознесенской (ныне улица Таранченко) до наших времен сохранилась Мещанская полицейская часть. Кстати, она до сих пор действует в этом качестве.
Воронеж не раз в те времена горел. в 1748 году огонь уничтожил более 1000 жилых домов, Петровский государев дворец, Адмиралтейский двор и Немецкую слободу. В 1773 году в Воронеже сгорело 249 жилых домов и 258 торговых лавок. В 1818 году Александр I приказал создать в городах полицейские части с пожарными командами. В Воронеже основали три таких части: Дворянская (с пожарной каланчой на месте нынешнего Дома связи на проспекте Революции), Московская (каланча стояла на месте современного Кольцовского сквера) и Мещанская.
Полицейские мещанского района расследовали самые разные преступления: и воровство, и убийства, и драки супругов, и поиск угнанных лошадей… Околоточные надзиратели и городовые следили за порядком вооружившись шашками и револьверами «Смит и Вессон». Подведомственный им район состо\л тогда из небольших деревянных домов, поэтому на каланче дежурство было постоянным. При первом появлении дыма наблюдатель должен был подать сигнал бригаде, у которой всегда наготове была пара запряженных лошадей с телегой и баком воды. Так в 1825 году появились пожарные линейки.
Вот как описывал Александр Файншмидт выезд линейки. «Выезд пожарной команды на пожар был одним из самых красочных и впечатляющих зрелищ того небогатого на события времени. Поглазеть на него собирались десятки, а то и сотни зевак. Сначала наблюдатель на пожарной каланче, видимо, заметив где-то признаки пожара, начал трезвонить в звонкоголосый медный колокол. При этом все зеваки и случайные прохожие, оказавшиеся в это время в створе ворот «пожарки», бросились врассыпную, прочь с дороги, кто – куда, так как знали, что когда пожарные мчатся на пожар, стоять на их пути не только запрещено, но и очень опасно – если попадешь под колеса, и тебя задавят «пожарные линейки», то отвечать за это никто не будет – сам виноват, не стой на дороге у пожарных! Потом разом распахнулись все трое ворот, и оттуда под оглушительный звон небольших медных пожарных колокольчиков (что-то вроде корабельных «рынд») выкатились, запряженные парами здоровенных битюгов, сверкающие ярким красным лаком и медью пожарных насосов, начищенных до блеска касок, багров, брандспойтов и лакированных раздвижных пожарных лестниц, три «пожарные линейки». Кони разом взяли в карьер, и вся эта шумная кавалькада, трезвоня во все колокола, помчалась куда-то вдоль Большой Дворянской в сторону Петровского сквера, сопровождаемая целой толпой бегущих следом и орущих во все глотки зевак, собачонок и уличных мальчишек. Все извозчики и даже «ломовики» со своими тяжелогружеными фурами спешно прижались к тротуарам, освобождая дорогу пожарным».
Пожарная каланча Мещанской части изначально была деревянной и со временем пришла в негодность. Она раскачивалась при сильном ветре, и вести наблюдение с нее стало небезопасно. В 1874-1875 годах старую каланчу снесли, построив каменную. Средств и сил на нее не жалели. Мещанская часть была самой красивой из трех городских.
В конце XIX века Мещанскую часть передали в ведение городской управы. В 1877-1879 годах в большом флигеле открыли ночлежный приют. В годы Великой Отечественной войны здания двух полицейских частей полностью разрушили. Мещанская часть тоже серьезно пострадала: здание уцелело, но верхушка каланчи разрушилась – башня стала ниже в два раза.
Историческая «специализация» Мещанской полицейской части сохраняется – большую часть здания занимают подразделения ГУВД.
На Старо-Московской улице сохранился самый старый двухэтажный дом, датируемый концом XVIII века. Особняк был построен купцом Сергеем Сахаровым, а с 1796 года перешел к его наследникам. Этот памятник истории помнит представителей старой городской интеллигенции. С 1861 года дом принадлежал врачу А.К. Тобину, возглавлявшему воронежскую больницу), а с середины 1870-х годов – обладателю той же профессии В.М. Резникову – санитарному врачу города. По данным 1907 года, здесь размещалась частная контора техника-архитектора, изобретателя П.И. Медведева, по проектам которого возведены многие крупные дома в городе. Напротив этого дома располагалась усадьба Алексея Алексеевича Клочкова, почетного гражданина города, одного из пайщиков «Товарищества маслобойного завода Н. Клочков и К°», во главе которого стоял его брат Н.А. Клочков. А.А. Клочков избирался гласным городской думы, состоял членом правления Воронежского коммерческого банка. В 1896-1897 годах он пожертвовал дорогую утварь в храм реального училища, а также жертвовал суммы на открытие публичной библиотеки имени И.С. Никитина.
В советское время эта часть улицы была занята работниками облисполкома. у них были своя больница и поликлиника, детский сад и школа. Было муниципализировано более 20 усадеб. Во многих жилых домах были жилищные товарищества «Светлое будущее», «Мир», «Идея», «Пролетарий», «Новый быт», «Паровоз», «Пчелка» и кооператив инвалидов.
В 1970-е годы на пересечении с улицей Таранченко построили комфортабельное гостиничное здание в два этажа, предназначенное для самых высокопоставленных гостей города, в том числе иностранных. В обиходе гостиницу прозвали «Пароходом», или «Корабликом». В нем останавливались и Никита Хрущев, и Фидель Кастро и последний иранский шах Мохаммед Реза Пехлеви. с этими именами связаны случаи и «не для прессы». Так, при последнем визите Никита Сергеевич чуть не схолопотал початком кукурузы, потому что не смог ответить на вопрос трудящихся где обещанное изобилие, но вовремя скрылся в здание обкома.
Фидель Кастро интересовался научно-техническим прогрессом и в 1972 году с интересом посетил и Нововоронежскую АЭС, и «Электронику» и авиазавод, где недавно был выпущен Ту-144. заинтересовался самолетом, но в конце концов отказался от покупки: дорого, шумно и без пересадки до Кубы не долетит.
Кастро очень хотел в подарок народный воронежский костюм, но наши модельеры не успевали его сшить. На выручку пришла певица Мария Мордасова. Она отдала свой концертный костюм.
Мохаммед Реза Пехлеви прибыл в Воронеж осенью того же года. Он увлекался авиацией, сам пилотировал, поэтому главной целью его поездки была покупка ТУ-144. На авиазаводе шаху организовали фуршет, на котором среди других блюд были и знаменитые воронежские конфеты «Песни Кольцова». Позже, одевая свое пальто шах обнаружил в карманах эти конфеты. По внешнему виду верхняя одежда присутствущих на фуршете была похожа, по ошибке насыпали и в карман пальто Пехлеви. Пришлось на ходу придумывать, что это такая местная традиция.
Реза Пехлеви прибыл со своей женой, шахиней Фарах, и с небольшой делегацией в 60 человек. Фарах практически не выходила из номера, посетив только школу гимнастики им. Штукмана (в свое время она была гимнасткой) и несколько банкетов.
Но вернемся в конец XIХ века. В это время на Старо-Московской появляется жилой дом, в котором поселилась семья Кряжова, городского головы и крупнейшего воронежского благотворителя XIX века жил в течение 1846–1888 годов, до самой своей смерти.
Благодаря Степану Лукьяновичу Кряжову в Воронеже появился водопровод.
В 1869 году городской глава С.Л. Кряжов заплатил 150 тысяч рублей золотом, чтобы в Воронеже по\вилась водоводная система из водокачки и паровой водоподъемной машины, водонапорной башни и деревянных труб. Водопровод построили всего за полгода, под руководством английских специалистов.
Торжественное открытие состоялось 18 октября 1869 года (30 октября по новому стилю). Первая городская водонапорная башня была построена на Староконной площади (ныне площадь Ленина). Водопроводная сеть была проложена от башни по Большой Дворянской (проспект Революции) и прилегающим к ней площадям, по Ново-Московской (ул. Плехановская) до Митрофановского монастыря (Университетская площадь). Длина сети составляла 5 верст (5,33 км).
Первый водопровод подавал речную воду в несколько учреждений и домов состоятельных горожан, а также на водоразборные колонки - «бассейны», для продажи воды водовозам и жителям города.
Через три года началось расширение водопроводной сети. На средства Степана Кряжова укладывались уже не деревянные, а чугунные трубы. В 1874 году вода дошла до городских окраин. С 1891 года Воронеж стали снабжать более чистой и качественной водой из подземных источников, коими оказался богат левый берег. Новая водокачка, расположенная на территории современного парка «Алые паруса» ежедневно подавала в город от 200 до 280 тысяч ведер воды.
На другой стороне улицы, к сожалению, были утрачены усадьбы Герасимова и Хованского, а также дом коллежского ассесора Иванова. Краевед Павел Попов в своей книге «Энциклопедия воронежских улиц» пишет: «Давным-давно утрачен особняк, где жил литератор XIX века, издатель журнала «Филологические записки» Алексей Хованский, домашний кабинет хозяина служил и редакцией журнала. Но на фотографии 1984 года мы видим одноэтажный флигель, который наследники Хованского выстроили в 1901 году слева от дома. Еще левее к флигелю Хованского примыкал двухэтажный дом чиновника Павла Иванова (№ 46), в 1992 году взятый на учет как памятник архитектуры начала XIX века. Но оба относительно крепкие здания пошли под снос! В 1992 году – флигель Хованских, в 2000-м – дом Иванова».
Через три года будет 200 лет самому романтичному месту не только на Старо-Московской, но и во всем городе - Каменному мосту. Губернатор того времени Николай Кривцов в обход бюрократических проволочек по получению императорского разрешения начал строительство моста на месте, называвшемся в народе «Волчьей ямой».
Николай Кривцов был необычным губернатором. Он происходил из семьи, родственной писателю Ивану Тургеневу, был прекрасно образован. Участвовал в Бородинском сражении. Попал в плен к французам, но при случае затем спас наполеоновских солдат от разъяренной толпы. В одной из битв ему оторвало ногу. После установки протеза он продолжил вести активную жизнь. Был знатным донжуаном, плясал на балах, дружил со многими великим писателями. Особенно был близок с Александром Пушкиным, который посвятил ему два стихотворения. До Воронежа Кривцов успел послужить тульским губернатором. При этом славился своим взрывным характером, не свойственным большинству чиновников. Не раз становился героем скандалов, так как не любил взяточников и лентяев, мог человеку любой должности высказать свое нелицеприятное мнение и даже ударить. Это и погубило его губернаторскую карьеру: после жалоб его перевели из Воронежа в Нижний Новгород и затем сняли с должности «за строптивый и вспыльчивый характер».
За строительство Каменного моста Кривцов был наказан, но позже был освобожден от штрафа, так как мост признали городской необходимостью.
Стоимость работ была внушительной – 5596 рублей. Расположенные рядом спуски замостили и укрепили стенами от оползней. Это был первый в Воронеже мост – не деревянный, а из кирпича. В те времена кирпич называли камнем, а потому и сам мост получил наименование Каменного.
Со второй половины XIX века в темное время суток здесь горели керосиновые фонари. Около моста находилась полицейская будка. Место около моста облюбовали воронежские богачи, на близлежащих улицах вскоре появились многочисленные особняки состоятельных купцов.
Сегодня Каменный мост – это главный свадебный символ Воронежа. Эта традиция имеет давнюю историю. В 1860 году в здании на углу перекрестка, к которому выходит мост, разместился Александринский приют.
В приюте жили и учились девушки из благородных семейств, оставшиеся сиротами. В день выпуска на мосту собирались молодые люди, желающие жениться. И если какой-то воспитаннице нравился кавалер, она приводила его в приют и получала благословение на брак. Приданое ей дарил город. Считалось, что пары, встретившиеся на Каменном мосту, будут счастливы в браке.
Уже в новое время Каменный мост пережил две большие реконструкции: к 400-летию города, в 1984-1986 годах, и к 425-летию – в 2011-м. Но в этом году из-за сильных ливней мост сильно пострадал. очень хочется верить, что мы не утратим его полностью.
По словам Павла Попова в конце XIX – начале XX века на отрезке улицы от Каменного моста до драмтеатра размещались также многие другие учреждения и некоторые торговые заведения. Возле моста, на третьем углу перекрестка (на месте нынешнего четырехэтажного дома с аптекой) можно было видеть двухэтажный дом с невысокой, но массивной башней-куполом, которая гармонировала и с Воскресенской церковью, и с башней Александринского приюта. Это был дом купца И.Н. Замошникова, перестроенный хозяином в 1897–1898 годах. В 1900-х годах в нем открылась частная музыкальная школа Е.Н. Ермолаевой. Около 1910 года начальником этой школы стал пианист Ю.Е. Иллютович, он и руководил ею вплоть до 1918 года. В том же квартале в одном из зданий размещался филиал Петербургского страхового общества. Одно из самых высоких зданий, принадлежавшее мещанке П.И. Ефимовой, выросло в конце 1890-х годов на углу с современной Театральной улицей. Дом имел три этажа и небольшой угловой купол; первый этаж арендовала булочная персидского подданного А.А. Петросова. В квартале напротив, на месте теперешней «хрущевки», что стоит левее драмтеатра, во дворе своей усадьбы содержал типо-литографию купец В.Д. Колесников.
Этот же уличный участок облюбовали врачи и аптекари. Бок о бок с В.Д. Колесниковым находилась усадьба провизора М.Г. Вольпяна, где новые дом и флигель были выстроены в 1906 году. Сначала хозяин содержал в усадьбе собственные аптеку и аптекарский магазин, а затем сдавал помещения в аренду аптекарю М.З. Иппу. В другом квартале состоятельные воронежцы начала XX века пользовались заведением врача Я.К. Яновского – гинекологической и хирургической лечебницей с родильным приютом, а также лечебницей для нервно-психических больных, которую устроил доктор Т.Г. Кроль.
Сегодняшний драматический академический театр им. Кольцова ранее имел другое название – городской зимний театр. за свою историю здание театра пережило пять реконструкций.
По одной из легенд, на месте театра до 60-х годов XVIIIвека было языческое место. Часто проводились языческие обряды, а также его использовали как лобное место, где оглашались приказы, проходили казни и показательные порки должников
Губернатор Василий Чертков в 1787 году распорядился о возведении первого в городе «благородного любительского театра» на освященной территории. Это был театр по всем правилам – со сценой, партером и двумя ярусами лож. Роль балкона выполнял так называемый парадиз, или раек. В других провинциальных городах театральные представления шли в приспособленных амбарах или в больших залах домов высших губернских чиновников.
До второй половины 1820-х годов в театре шли и оперы, и балеты, и комедии, и трагедии. Изначально его актерами были 11 детей наместника Черткова, шесть детей «гражданского» генерал-губернатора Ивана Потапова и дети знати. Вход был по пригласительным билетам. Первым спектаклем, который поставили на сцене семейного театра, был «Недоросль» Дениса Фонвизина.
В 1820-е годы театральная жизнь сосредоточилась на современной Никитинской площади. На месте нынешнего театра под углом друг к другу стояли два старых полуразрушенных здания, владелицей которых была титулярная советница Свирина. Она хотела продать их, но непонятное строение, стоящее на пересечении трех улиц, никто не покупал. Тогда здания продали городу, а город подарил их училищному ведомству. Чтобы такой «подарок» приносил хоть какой-то доход, ведомство стало сдавать его в аренду: на первом этаже разместилась гауптвахта, а на верхнем допустили театральные представления.
В этом помещении театр работал до 1866 года. Здесь выступали актеры Михаил Щепкин и Павел Мочалов, композитор Мусоргский. На подмостках драмтеатра ставились пьесы драматурга Александра Островского, а в 1860 году автор «Грозы» лично посетил Воронеж. Потом был построен замечательный театр, который стал визитной карточкой города того времени.
После 1917 года большевики вынашивали планы строительства нового социалистического театра напротив Зимнего театра, а этот снести. Но потом просто перименовали его в Большой советский. Помимо спектаклей на его сцене проходили игровые судебные процессы, митинги, проводы красноармейцев на фронт.
Владимир Маяковский выступил на сцене Большого советского театра с лекцией «Мое открытие Америки» 22 ноября 1926 года.
Историки рассказывают что он как раз только вернулся из Америки и выступал с рассказом о своих впечатлениях. У Маяковского было много противников и много поклонников, и на сцене разворачивалась словесная битва со зрителями. Это был «стендап» в чистом виде. После этого поехал в гости к врачу Раппопорту, дом которого был на улице Вайцеховского, напротив дома Вигеля. После выступления он устал и всю ночь тихо сидел с чашкой чая.
Среди знаменитостей, которые выступали на сцене театра, – автор повести «Железный поток» Александр Серафимович и создатель «Василия Теркина» Александр Твардовский. В 1935-1936 году в «драме» работал ссыльный поэт Осип Мандельштам.
В 1937 году театр перестроили в формах советского классицизма.
В годы войны театр продолжал работать, но в ночь на 28 июня 1942 года в здание театра попала бомба, внутри все выгорело, не уцелел и театральный архив.
Сцена воронежского драмтеатра видела такие легенды, как Римму Мануковскую, Сергея Папова, Аркадия Полякова, Алексея Чернова, Петра Вишнякова. С 1958 по 1961 год актером драмтеатра был Леонид Броневой.