“Значит нужные книги ты в детстве читал” В.С. Высоцкий
15 сентября 1789 года родился Джеймс Фенимор Купер, писатель, романами которого зачитывались (и, безусловно, зачитываются) молодые люди на протяжении вот уже более ста пятидесяти лет. Родился Джеймс Фенимор в семье американского квакера (квакеры – религиозное протестантское направление) Уильяма Купера в штате Нью-Джерси и был одиннадцатым ребёнком из двенадцати, половина из которых умерли во младенчестве. Вскоре, на территории современного штата Нью-Йорк, отец купил большой участок земли (около 40 кв.км.) и основал там деревню Отсего, на берегу одноимённого озера. Семья переехала туда в 1790 году. Позже, писатель опишет именно озеро Отсего с его выступающей “Скалой Совета”.
На тот момент прошло не более 50 лет с тех пор, как эта территория была приграничной землёй с племенами делаваров, периодически подвергающаяся грабительским рейдам племенами гуронов (с территории Канады). Граница не спокойна везде и во все времена, поэтому она полна изобилием преданий и рассказов о делах минувших лет. Именно эти предания и рассказы легли в основу будущих творений Куппера, так славно описавшего окрестности озера и деревни Отсего (переименована в Куперстаун в честь отца, Уильяма Купера в 1812 году). О трудностях освоения Америки, о быте, нравах и морали тех времён, о взаимоотношениях колонистов с индейцами, о героизме и трусости, о чести и предательстве, и, конечно-же о прекрасной природе этих мест поведал Джеймс Фенимор Купер в своей серии романов (пять книг) про Натаниэля Бампо – европейца, воспитанного делаварами, стрелка, охотника и следопыта.
Весьма примечательно, что Фенимор Купер (в дальнейшем мы будем именно так называть автора, ибо под этим именем он стал широко известен читателям бывшего СССР) пишет свою серию романов в обратном хронологическом порядке, всё больше удаляясь в глубь времени. Первый роман – “Пионеры”, был написан в 1823 году и рассказывает о событиях 1793 года. Роман “Прерия” написан в 1827 году и повествует о времени (примерно) 1802 (или1804) года. Последний роман этой серии – “Зверобой или первая тропа войны”, издаётся в 1841 году и описывает события 1740-1745 годов. Таким образом на страницах романов Купера проходит около шестидесяти лет главного героя, демонстрируя нам не только постоянство (или изменения) характера Натаниэля Бампо, но и весьма основательные изменения общества за столь короткий, по историческим меркам, период. В этом отношении его книга “Зверобой” является результатом многолетних наблюдений и исследований автора.
Следует заметить, что Фенимор Купер писал не только романы об индейцах и первопроходцах-колонистах. Весьма весомым является его вклад в историю военно-морского флота США, где он служил в молодом возрасте. Исторический отчет Купера до сих пор является авторитетом в освещении военно-морского флота США того времени. В 1843 году Купер пишет также книгу “Нед Майерс, ил Жизнь до мачты”, о приключениях простого моряка, отказавшегося от британского гражданства, перешедшего на службу во флот США. О его участии в морской войне 1812 года, попадании в плен к англичанам и других приключениях. В 1846 году Купер опубликовал жизнеописания выдающихся американских морских офицеровСША. В последние годы своей жизни Фенимор Купер пишет книгу "Старые железнобокие"о легендарном корабле “Конституция” (“Constitution”) – трёхмачтовом тяжёлом фрегате с деревянным корпусом. Корабль знаменит и по ныне тем, что, будучи спущенным на воду в 1797 году, он принимает участие в войне 1812 года против Великобритании, где захватывает множество торговых судов и побеждает пять британских военных кораблей. “Конституция” на плаву по сей день.
Широко известно участие Ф. Купера в полемике вокруг событий, произошедших 1 декабря 1842 года, когда капитан брига ВМФ США “Сомерс”, Александр Слайдем Маккензи заподозрил нескольких членов экипажа в подстрекательстве к мятежу и поручил своим офицерам провести расследование. Офицеры признали виновными троих моряков и приговорили их к смертной казни, а капитан Слайдем Маккензи отдал приказ повесить подстрекателей. В числе повешенных был девятнадцатилетний мичман Филип Спенсер, сын тогдашнего военного министра США! Через 13 дней бриг зашёл в Нью-Йорк, где военно-морской трибунал, разобрав дело капитана, признал его невиновным. Фенимор Купер выступил против оправдательного приговора капитану так как считал, что Александр Слайдем Маккензи не имел юридического права на создание корабельного трибунала. Данное дело, и мнение Купера, приобрело широкую огласку в прессе и значительно раскололо общество на сторонников и противников, в связи чем отношение к Куперу стало весьма неоднозначным.
Весьма известны, а порой и скандальны, были публицистические работы Купера по социальным проблемам США того времени, основанные на его политических взглядах и партийных симпатиях. Газеты, в погонях за скандальными сенсациями, частенько нападали на Купера, в том числе и с недобросовестными нападками, применяя то, что нынешние современники называют “грязными технологиями”. Ф. Купер подавал в суд, выигрывал процессы, но огласка и шумиха, в связи с этим только усиливалась, что не улучшало отношение к нему в обществе. Особого влияния на происходящее Купер не оказал, хотя и приобрёл у значительной части общества репутацию человека, отстаивающего Закон, и те добродетели, которые, по его мнению, легли краеугольным камнем в моральную основу при создании Американских Соединённых Штатов.
Именно стремление к высоким морально-нравственным ценностям и пропаганда этих ценностей более всего прослеживается в романе Фенимора Купера “Зверобой или первая тропа войны”. “Зверобой” написан в 1841 году, позже первых четырёх книг, хотя в нём повествуются хронологически самые ранние деяния Натаниэля Бампо и его друга. В этот роман Купер вкладывает не только блестящие, отточенные продолжительной практикой, описания окружающего мира, но и те философские заключения, к которым приходил в течение весьма продолжительного периода.
Именно в этом романе, кроме великолепных картин девственной природы и замечательного описания индейцев, Купер предъявляет читателю два совершенно разных прототипа белой Америки. Эти два прототипа идут вместе, как и в начале рассказа совместно путешествующие Гарри Марч (Непоседа) и Натти Бампо (Зверобой). Оба идут в одно место – к Мерцающему озеру, но цели у обоих разные. И один, и второй герой на первый взгляд весьма похожи – смелые и опытные белые охотники, в одинаковой степени выносливые и научившиеся жить в условиях дикого леса, готовые в любой момент бросить вызов опасности. Но если Мерцающее озеро и является для них обоих конечной точкой совместного маршрута, то цели маршрута совершенно разные. Гарри Непоседа идёт исключительно с личной целью – поживится за счёт скальпов гуронов (индейское племя, пришедшее с территории Канады) и наконец-то жениться на Джудит Хаттер. Зверобой же идёт к озеру для того, чтобы вернуть похищенную гуронами невесту своего друга – Чинганчгука (могиканина, живущего у племени делаваров).
“Что касается Гарри Непоседы, то по росту, силе и красоте он и впрямь украшение человеческого леса.” – говорит о своём спутнике Зверобой, своему другу Чинганчгуку. И Непоседа действительно стремительно и мощно движется к заветной цели, пробивая любые преграды на своём пути. Для него не существует никаких моральных ограничений. Он не знает жалости к себе и тем более не знает жалости к другим. Снять скальп с индейца для Непоседы всё равно, что отрезать уши у убитого волка – ведь за то и за другое в форте платят одинаковую цену, равную восьми шкурам бобров! Гарри Непоседа совершенно не озадачивается вопросами христианской морали – религия для него такой-же инструмент, как и многие другие – всего лишь помечающий маркер, отсутствие которого является разрешением на убийство. Для Гарри само убийство превратилось в товар! Вот истинная суть товарного общества! Общества, где все становится товаром! Общества нарождающегося капитализма.
Как верно подмечает это Фенимор Купер, как исподволь подводит он читателя к такому выводу, как-бы между прочим замечая в описании леса даже то, что брёвна валяются нетронутыми до тех пор, пока они не стали товаром. Нет, Купер, как настоящий продукт своего времени, ни в коей мере не является противником товарных отношений и капитализма. Более того, он даже поощряет право на частную собственность, но … с совершенно другими принципами, которые условно можно назвать принципами Зверобоя.
Зверобой, являясь образцом правдивости, честности и искренности, и даже получивший свое первое индейское имя – “Правдивый Язык”, всё время стоит на страже законности и морали. Даже открывая сундук “Водяной крысы”, Тома Хаттера, с целью выкупить его из рук гуронов, он (и вместе с ним Чинганчгук) присутствует при вскрытии сундука только потому, что по закону требуются два свидетеля несмотря на то, что вскрытие сундука производит непосредственно дочь Тома, Джудит. Зверобой постоянно озадачивается вопросами морали и, в отличие от Непоседы, всегда озабочен тем, как будет восприниматься его поступок общественным мнением. Вылазку против гуронов Зверобой начинает только после того, как сами гуроны объявляют им войну. Зверобой тщательно избегает ненужного кровопролития и вступает в бой только в том случае, когда враг не оставляет ему выбора. Убив своего первого противника Зверобой настолько великодушен, что не только несёт врага к воде (с целью облегчить его страдания), но и сидит с поверженным врагом до тех пор, пока в том теплится жизнь. Купер в течение всего романа сопровождает поступки Зверобоя его же размышлениями о достойном поведении христианина и белого человека. Его отношение к женщинам – просто безукоризненное. В отличие от Непоседы, Зверобой никогда не позволяет себе ни малейшей пошлости или какого-либо намёка в отношении героинь романа. Даже само лишь обсуждения достоинств или недостатков женщины в глазах Зверобоя является постыдным, если только это касается её неположительных черт характера (внешности).
“Никто не может сравнить ваше честное сердце, мужественную натуру и простодушную правдивость с шумливым себялюбием, ненасытной жадностью и заносчивой жестокостью Гарри Марча” – говорит Зверобою Джудит Хаттер. И именно это словами Джудит говорит читателю Фенимор Купер, говоря тем самым то, что Америка, в какой-то момент стоявшая на распутье при выборе дальнейшего способа своего развития, в равной степени могла бы пойти как по пути Непоседы, так и по пути Зверобоя. Именно эта многослойность является той, невидимой на первый взгляд, силой, которая таится в строках романа, из года в год притягивая всё больше почитателей.
Безусловно, кроме выше сказанного роман обладает ещё целым рядом замечательных достоинств. Его романтический сюжет вполне перекликается с сюжетами рыцарских романов и выполнен в лучших их традициях. Яркие и проработанные до мельчайших подробностей характеры и образы героев второго плана являются не только фоном для главных действующих лиц, но и с какого-то момента начинают как-бы жито собственной жизнью, а переживания за их судьбу занимает читателя ничуть не меньше чем за судьбу Зверобоя. Сильные личности, обладающие способностью закалять свою волю, способностью стремится к достижению цели, способностью не бросать начатого вопреки нечеловеческим трудностям – просто не могут оставить читателя равнодушными. Победа добра над злом – залог того, что читатель, вместе с героем пройдя все испытания, разделяет с ним же эту победу. А разделив её, мужчины становятся более мужественными, а женщины более женственными. А в целом – в мире становится чуть-чуть больше добра. В этом и есть великая сила искусства и великого романа великого автора, за что мы до сих пор благодарны этому автору – Джеймсу Фенимору Куперу!
Прим: Дорогие друзья, если Вы считаете нужным осветить, то или иную дату (событие) на страницах данного канала – пишите, пожалуйста, Ваши пожелания в комментариях. Мы вместе познакомим наших читателей с этим знаменательным днём. Имеется также возможность выложить собственную статью, на интересную Вам тему.