Найти в Дзене
Станислав Чигаров

Шесть причин нашей покорности

Не многие живые существа способны подстраивать окружающий мир под себя, а у большинства из тех, кто способен – всё изменение мира ограничивается созданием жилища: гнезда, норы, улья и т.п. Однако человек создаёт, совершенствует и заменяет орудия труда, системы, идеологии, науки, адаптирует под себя целые регионы, приступил к покорению космоса. Человек добился успехов, которые сложно переоценить преимущественно потому, что взял на себя роль творца.

С самого детства мы думаем о том, что бы хотели исправить, в чём бы хотели помочь окружающим, но со временем потребность делать себя и окружающий мир лучше для человечества тускнеет и направляется в единственное русло – поиск денег, а иногда и гаснет вовсе. При этом если мы представим людей с современными убеждениями в далёком прошлом – появятся сомнения в их жизнеспособности. Выжила бы родоплеменная община, состоящая из индивидуалистов, привыкших наживаться за счёт окружающих? Как бы они пережили то, что из вещей, помимо простейших орудий и одежды есть только еда, которую негде хранить и которой принято делиться? Это была бы трагедия утраты смысла жизни!

Наибольшую тягу к поиску и созданию нового проявляют школьники старших классов и студенты. Они ищут себя, своё место, бросают вызов устоям, с которыми не согласны, это проявляется, как в деятельности, так и во внешнем виде: необычные причёски, одежда, пирсинг, татуировки. Но, наступает пора устраиваться на работу, как бунтарство угомоняется и большинство «необычных» становится «обычными», при чём как внутренне (об этом мы поговорим ниже), так и внешне: причёски становятся, проще, пирсинг вынимается, а татуировки закрываются офисной одеждой, потому что… так банально проще жить.

Порой ещё до взросления, но чаще - после, всех нас, как творцов от природы, ставят в такие условия, в которых творить можно только то, что велено или выгодно, а не то, что хочется и даже не то, что общественно полезно. Если творец захочет облегчить жизнь себе подобным, например создать лекарство, которое дёшево и быстро уничтожит болезнь, придумает способ накормить/одеть/согреть/приютить значительную часть нуждающихся, дать людям дешёвую энергию – иными словами закрыть любую из потребностей человечества или его значительной части, то сразу выяснится, что наличие этой потребности является кормовой базой для какого-нибудь распухшего до монополии бизнеса. И этот эффективный хвалёный крупный бизнес, на плечах которого у нас якобы всё держится, обязательно всей своей мощью постарается не допустить убытков, неизбежно возникающих при утрате зависимости масс людей от сложившихся рынков. Стоит ли говорить про трудности финансирования революционных технологий неподконтрольных монополиям? Выходит, что каждый, кто идёт работать на себя, а не на хозяина, вынужден или играть по существующим правилам или, создав новые правила, выбирать между уничтожением и подчинением.

Большинство людей, находится в условиях, когда им приходится работать на предпринимателей или государство. Здесь тоже путь для творчества узок: делать нужно ровно то, что соответствует интересам руководителя. И вся свобода ограничивается тем, что иногда хозяев разрешают выбрать из предложенного перечня.

Процесс, возникающий при трудовой деятельности, когда работник не ощущает пользы себе или обществу от результатов своего труда и занят трудовой деятельностью только ради зарплаты - называется отчуждением труда. Такое отчуждение, помноженное на притеснения со стороны работодателя и государства создаёт у человека почву для возмущения. Один из явных признаков человечности – тяга к созиданию и развитию -оказывается ущемлён. Но возмущение почти никогда не перерастает в сопротивление, борьба за лучшее будущее даже в судах разворачивается скорее, как исключение, люди терпят, меняют работу, меняют страну и терпят уже на новой работе и в новой стране, попробуем разобраться почему.

Есть несколько причин не сопротивляться и большинство из этих причин становятся более весомыми с взрослением и старением каждого отдельного человека:

1. Зависимость целостности личности от ежемесячного дохода.
В обществе потребления многие люди начинают воспринимать свои вещи, как часть своей личности, это уже не столько элемент стиля, средство получения комфорта или роскошь, сколько часть самосознания. Ежемесячный доход позволяет иметь, обновлять и обеспечивать все те части обыденности, которые накопились на протяжении жизни. Эти приобретённые вещи на столько прочно вросли в определение человеком своего «я», что стали как будто неотделимы от личности. Подавляющее большинство трудящихся живёт от зарплаты до зарплаты, со временем под доход человека подстраивается не только его имущество, но и его распорядок дня, привычки, даже вкусы, а значит потеря дохода становится не просто ударом по стабильности, а ударом по целостности самой личности. Не все так уверенно, как Тони Старк ответят, на вопрос - кто они без их «железного костюма». На этом фоне унижения, переработки, урезание прав, падение реально располагаемых доходов, снижение покупательной способности, несправедливость, бесполезность труда и многое другое начинают казаться работнику меньшим злом, чем потеря регулярного дохода.

2. Ответственность.
Молодому человеку, кроме собственных жизни, свободы и здоровья терять, обычно, нечего, он ещё не завёл детей, не приобрёл имущество, у него нет престарелых родителей, за которыми нужен уход. В том числе поэтому молодые люди чаще оказываются среди участников разнообразных митингов, протестов, демонстраций, охотнее защищают свои права в спорах с работодателями и т.п. С возрастом же люди «пускают корни» они обживаются там, где долго находятся, обрастают ответственностью, и сфера их интересов сужается до своей хаты с краю. Ответственность всегда стремится к снижению рисков, а борьба за лучшие условия хотя бы потому является риском, что в борьбе можно оказаться побеждённым. Таким образом даже медленная гарантированная деградация может стать для людей более приемлемой перспективой, чем риски. Ирония здесь в том, что отказ от борьбы, например, за более высокую заработную плату, оборачивается не рисками поражения, а самим поражением.

3. Смиряющие религии.
Многие религии в своей основе имели противопоставление верующих -богатым, от последних требовалось раздавать всё что есть нуждающимся, а вход в небесную обитель был для них закрыт. Но время шло и возникали убеждения о том, что всякая власть дарована Богом, а участь верующего – смирение. И вот эти последние убеждения тоже настраивают людей на отказ от сопротивления тем, кто имеет над ними власть.

Третьим искушением Христа, описанным в Новом Завете, было искушение верой, когда Сатана обещал Иисусу за поклон поделиться властью, но Божий сын сохранил верность себе и своей вере, отказавшись от такого искушения. Вопрос о том кланяться ли нам в похожей ситуации - каждый решает сам.

4. Выученная беспомощность.
Не всё, что нас не убивает - делает нас сильнее. Бывает так, что человек в молодости был непримирим к любой несправедливости, но от каждого ответного удара на свою непримиримость он терял инициативу и в итоге сдался и поплыл по течению.

5. Здесь так принято или стадный инстинкт
Прямым продолжением выученной беспомощности является беспомощность, передающаяся в качестве обычаев. Есть такой эксперимент:

В помещении со стремянкой находятся пять обезьян, над стремянкой висят бананы. Когда одна из обезьян поднимается по стремянке к бананам – всех остальных - поливают из холодного душа. Со временем обезьяны начинают мешать своим сородичам брать банан и больше никто за бананами не лезет. На следующем этапе эксперимента обезьян постепенно начинают заменять, новым обезьянам старые обезьяны мешают взять бананы, и новые так и не узнают, что будет если всё-таки забраться по стремянке, но принимают правила. Со временем в помещении остаются только новые обезьяны, не знающие о последствиях добычи банана, но не допускающие сородичей к такой добыче.

Такие обычаи есть и в России, например когда в других странах активно функционируют и добиваются интересов трудящихся профсоюзы – в нашей стране большинство людей уверены, что профсоюз – это организация по сбору денег на подарки и путёвки, поэтому не спешат с ними взаимодействовать.

6. Вера, что «оно как-нибудь само»
Часто люди не берут инициативу в свои руки, потому что верят, что станет лучше если просто подождать, то чего ждут бывает разным: окончания тяжёлых времён, справедливости, героя, выборов, доброго царя, когда начальник уйдёт на пенсию, когда хозяин бизнеса насытится прибылью и т.д. и т.п.

Здесь нам на помощь приходит и пословица «Без труда не выловишь рыбку из пруда» и цитата Юлиуса Фучика - активиста коммунистической партии Чехословакии, убитого фашистами: «Не бойтесь врагов — они могут только убить; не бойтесь друзей — они могут только предать; бойтесь людей равнодушных — именно с их молчаливого согласия происходят все самые ужасные преступления на свете».

Под воздействием всех вышеописанных факторов свободный непокорный гордый человек ломается, смиряется, приспосабливается, сдаётся, а в итоге теряет не только свободу, но и самого себя.

***

Рассуждения на близкую тему вы можете прочитать в статье «Бабло побеждает добро».

Подписывайтесь, чтобы не пропустить новые статьи.

Ставьте лайки, комментируйте и делитесь информацией с друзьями, если считаете, что эту статью должно увидеть больше людей.