49K подписчиков

Посадка Airbus A320 "Уральских" в поле под Новосибирском.

12K прочитали

Самолет Airbus А320-214 «Уральских авиалиний» (регистрационный номер RA-73805), выполнявший рейс U6-1383 из Сочи в Омск со 159 пассажирами и 6 членами экипажа прервал заход на ВПП 07 аэропорта города Омск (UNOO) на высоте примерно 520 метров над уровнем моря в 07:41 (по местному времени). КВС доложил об отказе зеленой гидросистемы и о принятом решении следовать на запасной аэродром в город Новосибирск. Полет на запасной выполнялся на эшелоне FL180 (5500 метров) на скорости до 260 узлов. Однако до Новосибирска долететь не удалось... Самолет совершил посадку в поле примерно в 08:45 (по местному времени). Пострадавших нет, самолет получил незначительные повреждения.

Самолет на месте АП (фото из открытых источников)
Самолет на месте АП (фото из открытых источников)

Данная статья предназначена для того, чтобы максимально объяснить широкому кругу интересующихся техническую составляющую данного происшествия. Я стараюсь не давать оценок действиям экипажа.

1. Погода в аэропорту Омска на момент ухода:

UNOO 120130Z 06009MPS 9999 SCT040 08/04 Q1007 R07/CLRD60 NOSIG RMK QFE747 - Ветер 60 градусов 9 метров в секунду (17 узлов). Полоса 07 сухая, коэффициент сцепления 0,6.

То есть встречный ветер 17 узлов (ограничение 40 узлов) и идеальная полоса. Это - прекрасные условия для посадки! Встречный ветер не является слишком сильным, ничего не сказано о существенных порывах. Тем не менее, именно такие условия позволяют достаточно заметно сократить посадочную дистанцию.

Синяя стрелка - направление полета, красная - направление ветра.
Синяя стрелка - направление полета, красная - направление ветра.

2. Отказ "зеленой" гидросистемы. Об этом стало известно из просочившихся в сеть переговорах и это же подтвердил глава авиакомпании "Уральские авиалинии" на пресс-конференции. Кроме того, КВС добавил, что после посадки у самолета не будет управляться носовая стойка шасси. Что такое гидросистема вообще и зачем она нужна - читать здесь:

А мы поговорим конкретно о "зеленой". Именно на ней висит управление носовой стойкой. Кроме того - секции воздушных тормозов №1 и №5, уборка/выпуск шасси и реверс левого двигателя. Все остальное, чем она управляет дублировано от других систем (желтой и синей).

Желтый прямоугольник - управление носовой стойкой, синий - уборка/выпуск шасси.
Желтый прямоугольник - управление носовой стойкой, синий - уборка/выпуск шасси.

Как экипаж узнает о неисправности гидросистем? По звуку аварийной сигнализации и сообщениям на EWD:

HYD G LO PR - низкое давление в зеленой гидросистеме

HYD G RSVR LO LVL - низкий уровень жидкости в зеленой гидросистеме

При получении такого сообщения экипаж должен прервать заход и в спокойной обстановке выполнить соответствующие чеклисты:

Самолет Airbus А320-214 «Уральских авиалиний» (регистрационный номер RA-73805), выполнявший рейс U6-1383 из Сочи в Омск со 159 пассажирами и 6 членами экипажа прервал заход на ВПП 07 аэропорта города-4

На что стоит обратить внимание:

Желтая рамка - выпуск шасси под собственным весом, то есть гидравлические привода не работают.

Синяя рамка - не обращайте внимания на прогнозы FMS по расходу топлива и считайте его вручную по данным QRH/OPS.

Красная рамка - неработоспособные системы. Красная стрелка - неработоспособно нормальное торможение, синяя стрелка - невозможна УБОРКА шасси.

Кстати, если вас напрягло сообщение о неработоспособности нормального торможения NRM BRK, то спешу вас успокоить - есть еще ALTN BRK, альтернативное торможение. На самом деле это ровно то же самое, только давление в тормозах берется не от зеленой, а от желтой гидросистемы. Но, повторюсь, на эффективность торможения это не влияет.

3. А теперь первая странность! Как было заявлено, экипаж посчитал, что попытка посадки в Омске может привести к выкатыванию. При том, что полоса в Омске 2500 метров. Что же может привести к такой существенной потере торможения?

Потеря реверса левого двигателя? Однозначно нет. На сухой полосе (напоминаю - коэффициент сцепления 0,6) значение реверса минимально. Кроме того, при расчете посадочных характеристик он в любом случае не учитывается, а идет в запас.

Потеря секций спойлеров №1 и №5? Да, эффективность торможения снизится, но не критично. Останутся еще секции №2, №3 и №4. Можно примерно оценить потерю в 100-200 метров пробега. Это мало. Плюс не забываем про встречный ветер.

Вот если бы была потеряна еще и желтая гидросистема, тогда да. Тогда бы были потеряны колесные тормоза полностью (в INOP SYS были бы и NRM BRK и ALTN BRK). И это привело бы к тому, что дистанция пробега могла составить около 2300 метров. Вот тут да, соверши пилотирующий малейшую ошибку и выполни и касание дальше чем в 200 метров от порога ВПП - выкатывание практически гарантировано! Но есть один нюанс. Взгляните на фото:

Секция спойлеров №4 висит на желтой гидросистеме. То есть она, эта желтая система, была работоспособной даже на момент посадки. И в любом случае, отказ двух гидросистем на А320 это очень серьезно. Были бы и крики "MAYDAY" в эфире и на пресс-конференции об этом бы сказали.

Так что... Странность заключается в том, что я не знаю чем объяснить убежденность экипажа в том, что ВПП длиной 2500 метров им недостаточно для безопасной посадки.

4. Вторая странность. На пресс-конференции глава АК "Уральские Авиалинии" Сергей Николаевич Скуратов

Глава АК "Уральские Авиалинии" Сергей Николаевич Скуратов
Глава АК "Уральские Авиалинии" Сергей Николаевич Скуратов

сказал следующее:

"Низкий эшелон, выпущенные створки шасси, которые невозможно было убрать"...

В чем тут странность? Ну, давайте так. Я лично тут странностей не вижу. Я вижу, что человек просто оговорился и сказал "створки шасси" вместо "стойки шасси". Вот рисунок:

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

Желтым обведена стойка шасси, красным створка ниши шасси. На А320 створка ниши шасси может быть открыта всего в двух случаях - либо при уборке/выпуске шасси (чтобы выпустить стойку из ниши шасси или впустить ее туда), либо при выпуске шасси под собственным весом при отказе зеленой гидросистемы. В этом случае ее просто нечем потянуть ВВЕРХ чтобы закрыть. Но ситуация, когда стойку шасси убрать удалось (НЕЧТО подняло ВВЕРХ, в нишу шасси стойку весом несколько сотен килограмм), а створка при этом не закрылась - она технически невозможна. Если уж остатков давления хватило чтобы стойки шасси встали на замки - то на легонькие створочки остатков от тех остатков точно хватит.

Самолет Airbus А320-214 «Уральских авиалиний» (регистрационный номер RA-73805), выполнявший рейс U6-1383 из Сочи в Омск со 159 пассажирами и 6 членами экипажа прервал заход на ВПП 07 аэропорта города-8

Косвенно подтверждают эту версию и параметры полета:

  • на набор эшелона FL180 самолет потратил 18 минут. При том, что самолет был легким, двигатели у него были исправны, а самая экономичная стратегия - это скорейший набор высоты на максимальном режиме. Обычно FL180 набирается за 7-10 минут, не более.
  • полет проходил на эшелоне FL180. Примерно такое же расстояние как между Омском и Новосибирском у нас между Москвой и Питером. Но все летят на эшелонах не ниже FL280 - именно это дает и скорость и экономию топлива.
  • скорость полета не превышала 260 узлов. При том, что ограничение на высоте выше FL100 более 300 узлов. Но это хоть можно объяснить попыткой экономить...

4. Третья странность. Остаток топлива на момент ухода на запасной в Новосибирск составлял 4200 кг. А сколько его нужно на такой перелет?

  • на полностью исправном самолете с учетом необходимого навигационного запаса требуется... 4200 кг. Это при штилевой погоде, полете на эшелоне FL320 (если ниже - расход будет больше!) и убранных шасси и их створках. На сам перелет требуется примерно 3000 кг. Так что 4200 кг это минимум! Это такой минимум, что имея столько топлива на борту никто и не подумает лететь - пару тонн любой КВС попросит накинуть!
  • если считать что именно створки ниш шасси были открыты, то на перелет нам потребуется на 15% больше топлива (значение 15% взято из таблицы Fuel Penalty Factors для учета факторов влияющих на повышенный расход топлива.), то есть 3450 кг.
Таблица Fuel Penalty Factors в части касающейся...
Таблица Fuel Penalty Factors в части касающейся...
  • а если добавить к этому еще и встречный ветер (а экипаж и службы УВД об этом знали и обсуждали это) то... шансы просто дотянуть до Толмачево (аэропорт Новосибирска), имея на борту всего 4200 кг топлива, становятся неочевидными. Естественно, посадка в этом случае возможна только с первой попытки и никак иначе.

Почему КВС при таких исходных данных принял решение лететь - загадка...

5. Если же предположить что я прав и они летели с выпущенным шасси, то... На этот случай во FCOM есть специальный раздел - FLIGHT WITH GEAR DOWN - полет с выпущенным шасси. А в этом разделе есть табличка:

Описание далее по тексту...
Описание далее по тексту...

Интересующая нас графа выделена желтым. В ней 6 цифр.

86.0 - обороты N1 двигателей.

2081 - часовой расход ОДНОГО двигателя в килограммах.

72.2 - расстояние в милях, которое можно пролететь на 1000 кг керосина.

0.485 - крейсерское число М.

230 - крейсерская (приборная) скорость в узлах.

300 - крейсерская (истинная) скорость в узлах.

Теперь несложно вычислить, сколько можно пролететь имея 4200 кг топлива на борту (я чуть упростил - на самом деле такие таблицы есть и для набора и для снижения - нужно учитывать все). 4200 делим на 1000. Получаем 4,2 (тысяч килограмм топлива). А теперь эти 4,2 умножим на 72,2. И выйдет 303 мили. А расстояние от Омска до Новосибирска - 321 миля. Не долетели они до Новосибирска 75 миль, при этом в баках еще что-то оставалось. Похоже на правду? Вроде похоже.

А теперь - главное!

На данный момент мы не имеем практически никакой достоверной и необходимой нам информации для того чтобы сделать выводы! Поэтому выводы делать - не надо!!! Даже если вам кажется что экипаж герои или неумехи - не спешите. Давайте подождем.

Прежде чем комментировать - подумай!
Капитан A32012 декабря 2021

Надеюсь мне удалось прояснить какие-то моменты по этому происшествию. Если нет и у вас остались вопросы - спрашивайте, я постараюсь ответить. Но удобнее будет это делать у меня в телеграмме:

А по поводу самой посадки А320 на грунт - статья будет через день-другой...