Жизнь и смерть маленького человека — тема, к которой русские писатели не теряют интереса уже 200 лет. Команда проекта «ВТБ — России» собрала досье на маленьких людей, которых Пушкин, Гоголь, Достоевский, Чехов, Куприн сделали важнейшими героями классической русской литературы.
Впервые о маленьком человеке заговорил критик Белинский. Он использовал это определение в статье о гоголевском «Ревизоре». Белинский рассуждал, какой невыносимой стала бы жизнь маленького человека в уездном городе, если бы власть там принадлежала такому же самодуру, как городничий из пьесы. В 1830-х маленький человек появился в художественной литературе. Он оставался ее центральным персонажем до начала 20 века, но и после писатели не забыли о нем: маленького человека можно встретить в произведениях Шукшина, Маканина, Окуджавы. У маленького человека обычно незавидная работа и ничем не примечательная жизнь. Но главная его проблема в том, что он не имеет ни сил, ни желания что-либо менять. Современные психологи сказали бы, что у маленького человека синдром выученной беспомощности.
«Шинель» Николая Гоголя
Маленький человек: Акакий Акакиевич Башмачкин, мелкий чиновник старше 50 лет, всю жизнь переписывает бюрократические бумаги — не только в рабочее время, но и дома по вечерам, для собственного удовольствия.
Особые приметы: Низкого роста, рыжеват, рябоват, подслеповат, с большой лысиной и «геморроидальным» цветом лица. Ходит на цыпочках, чтоб обувь служила дольше. Носит на шляпе арбузные и дынные корки, которые выбрасывают из окна ровно в тот момент, когда он под ним проходит. Изъясняется предлогами, наречиями и частицами, отчего его речь часто не имеет никакого смысла. Одна из немногих осмысленных фраз Башмачкина обращена к коллегам, которые насмехаются над ним: «Оставьте меня, зачем вы меня обижаете?»
Чем он озабочен: Шинелью. Сначала пытается починить износившуюся. Потом копит деньги на новую — приходится голодать, но в жизни появляется цель, в глазах огонь, а в чертах лица — решительность. Примерка обновки становится самым торжественным моментом в жизни Башмачкина. После кражи шинели тщетно пытается найти ее, для чего обращается за помощью даже к «значительному лицу». В финале превращается в привидение, которое срывает шинели с прохожих.
«Станционный смотритель» Александра Пушкина
Маленький человек: Самсон Вырин, смотритель почтовой станции, чиновник низшего ранга, «сущий мученик четырнадцатого класса, огражденный своим чином токмо от побоев, и то не всегда». Отец девочки-подростка Дуни — такой красивой, что некоторые проезжие специально останавливались пообедать ради того, чтоб на нее подольше посмотреть.
Особые приметы: В начале повествования — бодрый и свежий человек лет 50, с медалями на полинялых лентах. Через четыре года — хилый сгорбленный старик с глубокими морщинами на небритом лице. Пьет пунш и льет слезы. Держит в доме картинки, иллюстрирующие историю о блудном сыне.
Чем он озабочен: Ищет Дуню, которую обманом увез в Петербург и сделал своей содержанкой молодой гусар. Вырин является в дом похитителя, но тот выталкивает его на улицу, сунув ассигнации в рукав. Единственное, на что хватает злости и смелости обведенному вокруг пальца отцу, — скомкать и выбросить ценные бумаги. Спустя время дочка приедет на родину сама и будет долго рыдать на могиле отца.
«Бедные люди» Федора Достоевского
Маленький человек: Макар Алексеевич Девушкин, чиновник девятого класса. Посвятил переписыванию бумаг 30 лет службы. Считает, что «проливает пот» на своей скромной работе. Постоянный предмет насмешек и злых шуток для сослуживцев. Сам себя называет смирным маленьким человеком. Увлечен литературой. Читает «Станционного смотрителя» и «Шинель». Сочувствует Вырину. Узнает в Башмачкине себя.
Особые приметы: Живет неприметно в «уголочке своем», выращивает «бальзаминчик и гераньку». Щедро пересыпает речь пословицами и поговорками. «Вырос, а ума не вынес», «я такой тихонький, что, кажется, муха меня крылом перешибет», — говорит он про себя. Склонен к литературному творчеству. Мечтает издать книгу стихов, но для начала обрушивает поток затейливых и многословных писем на Вареньку Добросёлову, девушку из дома напротив, дальнюю родственницу.
Чем он озабочен: На первый взгляд кажется, что Девушкин одержим Варенькой, которая читает его письма и даже отвечает на них. Его чувства к ней и отеческие, и дружеские, и романтические. Когда же девушка приглашает Макара в гости, он отказывается: «Как же я к вам приду? Голубчик мой, что люди-то скажут? Ведь вот через двор перейти нужно будет». Мнение чужих людей — вот что заботит его сильнее всего. Однажды Девушкин заявил, что мог бы в «трескучий мороз без шинели и без сапогов ходить», и беспокоился только о том, что люди скажут. Варенька оказалась куда более решительной: прервала эпистолярный роман и вышла замуж.
«Человек в футляре» Антона Чехова
Маленький человек: Беликов, учитель греческого. Использует древние языки как убежище от реальности. Обожает статьи и циркуляры, которые что-нибудь запрещают. Его пронзительный осуждающий взгляд держит в страхе весь город.
Особые приметы: Не выходит из дому без калош, зонтика и теплого пальто, даже если на улице солнечно. Зонтик прячет в чехле, глаза за темными очками, бледное лицо — за поднятым воротником. Ездит в экипаже с поднятым верхом. Закладывает уши ватой. Если в поле его зрения попадает какое-нибудь новшество, вроде открытой в городе чайной, озабоченно произносит фразу: «Как бы чего не вышло».
Чем он озабочен: Велосипедами и смехом. От скуки коллеги по гимназии задумали женить Беликова на учительнице-хохотушке Вареньке. Беликов поддался на уговоры, но с предложением руки не спешил. От необходимости впустить другого человека в свою жизнь Беликова спасает случай. Сначала он видит, как Варя с братом катаются на велосипедах: это зрелище потрясает его своей непристойностью. Окончательно добивает Беликова смех Вари, увидевшей, как он упал с лестницы. В гробу, который от жизни защищает надежнее, чем пальто и запреты, учитель удовлетворенно улыбается.
«Гранатовый браслет» Александра Куприна
Маленький человек: Георгий Желтков, чиновник контрольной палаты лет тридцати пяти. Живет в доме с лестницей, пропахшей «мышами, кошками, керосином и стиркой». В комнате, напоминающей каюту грузового корабля.
Особые приметы: Бледный, худощавый, с девичьи лицом и нервными пальцами.
Чем он озабочен: Семью годами «безнадежной и вежливой любви» к княгине Вере Шеиной, жене предводителя дворянства. Желтков решается обнаружить свое чувство и дарит княгине золотой браслет. Вещица невысокого качества, но скопить он не мог и на такую: это браслет его прабабки. В приложенной к подарку записке влюбленный чиновник заверяет княгиню в «рабской преданности» и говорит, что украшение можно выбросить — он будет счастлив уже тем, что рука Веры Николаевны прикасалась к браслету. Когда брат и муж графини явятся к Желткову и потребуют никогда не напоминать о своем существовании — он услужливо покончит с собой. Но перед этим так расскажет о своей неотвратимой любви, что даже муж Веры Николаевны проникнется к Желткову уважением и сочувствием.
Маленького человека можно встретить не только в большой литературе. Он — частый гость в кино и на театральных подмостках. Например, в Мастерской Петра Фоменко играют спектакль «Он был титулярный советник» по «Запискам сумасшедшего» Гоголя, а в МХТ имени Чехова — «Шинель». Банк ВТБ — давний партнер этих и многих других театров.