В начале учебного года у 9-11-классников всегда стоит вопрос о том, как им готовиться к предстоящим экзаменам:
Онлайн или оффлайн? Индивидуально или в группе? С репетитором или в онлайн-школе?
За 5 лет работы репетитором я пообщалась с большим количеством разных школьников и их родителями и поняла, что школ, где уроков алгебры и геометрии будет достаточно для хорошего результата на экзамене – критически мало. А согласно опросам Superjob каждый второй ученик готовится к экзаменам с помощью частных занятий.
И чтобы вы не тратили свое время на получение собственного неудачного опыта и ошибки в подготовке, я решила разобрать основные плюсы и минусы различных форматов изучения математики.
Индивидуальные занятия с репетитором (оффлайн/онлайн)
Плюсы:
- индивидуальный подход к ученику
Возможность выстраивать уникальный, гибкий план подготовки под конкретный запрос и уровень знаний ученика
- личная обратная связь от преподавателя по домашнему заданию и вопросам
Возможность задавать неограниченное количество вопросов для полного понимания темы
- высокий уровень вовлечения ученика и преподавателя в образовательный процесс
Личное взаимодействие ученик-учитель плодотворно сказывается на результатах и эффективности подготовки, так как есть возможность подстроить все процессы (темп, мотивация, объем информации) под конкретного человека
Минусы:
- относительно высокая стоимость занятий (от 1000 руб./час)
- ограниченное, относительно небольшое количество времени на разбор материала
Большинство учеников занимаются с репетитором по одному предмету 1-2 раза в неделю, а это, в среднем, всего 30-60 часов в год
А если сравнивать только эти два формата, то значительным минусом оффлайн занятий перед онлайн форматом являются затраты времени и сил ученика на дорогу до места проведения занятий.
Групповые занятия с репетитором (оффлайн/онлайн)
- формат, сочетающий в себе многие плюсы индивидуального формата и более выгодную стоимость занятий для родителей
Плюсы:
- все еще индивидуальный подход к ученику
В мини-группах (от 2 до 4 человек) внимания и компетенций преподавателя во время занятия, как правило, хватает для нескольких человек. А если еще уровень учеников подобран правильно и примерно одинаково, то этот процесс облегчается в разы.
- личная обратная связь от преподавателя
Все домашние задания и вопросы от учеников уникальны, но преподаватель, ведущий групповые занятия, чаще всего рассчитывает свое время для полного ответа на вопросы каждого ученика в отдельности
- групповая динамика
Плюс, возможный только в групповом формате. Ощущение работы в коллективе, команде в большинстве случаев оказывает плодотворное влияние на уровень стараний и мотивации учеников. Здоровая конкуренция делает процесс более эффективным и интересным
- выгодная стоимость занятий (на 30-50% меньше индивидуального формата)
Минусы:
- меньшая гибкость в составлении плана подготовки
- психологические особенности человека
Изучение математики - сложный многоуровневый процесс, где всем иногда приходится чувствовать себя недостаточно сообразительными и очень уязвимыми (даже учителям). Некоторым подросткам сложно ошибаться, казаться недостаточно умными в окружении сверстников. Это порождает стресс, который негативно сказывается на эффективности обучения
Курсы в частных школах по подготовке к ОГЭ/ЕГЭ (онлайн)
- формат, активно набирающий обороты в течение последних нескольких лет – годовые/полугодовые онлайн-курсы по подготовке к ОГЭ и ЕГЭ
Плюсы:
- самая выгодная стоимость обучения (на 50-70% меньше, чем у частного преподавателя)
- большое количество информации и материалов для подготовки
Обычно программа курса состоит из нескольких 2-3 часовых вебинаров в неделю, а это более 300 часов информации в год. Также многие онлайн-школы выпускают свои справочные материалы и сборники задач для подготовки к экзамену
Минусы:
- отсутствие индивидуального взаимодействия
В среднем, на вебинарах крупных онлайн-школ присутствует более 100-300 человек одновременно, что полностью исключает возможность личного взаимодействия преподавателя с учеником
- отсутствие качественной проверки домашнего задания и ответов на вопросы
Зачастую, проверкой домашнего задания и ответами на вопросы учеников занимается не преподаватель курса, проводящий уроки, а кураторы, которые в большинстве случаев, являются студентами и не имеют большого опыта в образовательной деятельности
- общий план подготовки
Образовательная программа курсов построена по кодификатору экзамена и по структуре напоминает школьную, что делает ее совершенно неадаптивной под запрос отдельно взятого ученика и его уровень знаний. От этого значительно снижается эффективность подготовки и степень усвоения материала
Что же выбрать?
Выбор формата подготовки к экзамену по математике – очень индивидуальный вопрос, зависящий от большого количества факторов
Но если подводить итог моего анализа, то можно сделать следующие выводы:
- если главный фактор, влияющий на ваш выбор это стоимость обучения, то нужно идти в онлайн-школу. Главное, внимательно изучить программу курса, посетить бесплатные вебинары, чтобы познакомиться с преподавателем и прочитать отзывы (!) от тех, кто уже готовился с этой школой и сдал экзамен.
- если главный фактор, влияющий на ваш выбор это комфорт ученика и индивидуальный подход, то нужно искать подходящего вам частного преподавателя (репетитора). Здесь важно изучить подход данного репетитора в объяснении материала и донесении информации, посмотреть, насколько его ценности в обучении схожи с вашими, и также прочитать отзывы от тех, кто уже сдал экзамен.
Если сейчас вы находитесь в поиске репетитора, я буду рада видеть вас в своем телеграм-канале по подготовке к ОГЭ и ЕГЭ по математике, где я регулярно выкладываю полезные материалы, разборы реальных задач с экзаменов и объясняю математику понятным языком.