Найти в Дзене
ИвашкинА | Рассказы

Акулина. Жизнь в истории.

«Бежать, бежать, бежать!» - стучало в висках семилетней Акулины. «Бежать хоть куда, лишь бы подальше от этих больших и страшных дядь в военной форме с острыми шашками!» Шёл 1918 год. В далёкой Удмуртии, как и по всей России, шла гражданская война. Многие крестьяне не понимали, что происходит и чью сторону поддерживать. Тем более ребёнку понять было сложно, почему ее любимый тятя из уютного чистого дома привёл их с мамой, старшим братом Алексеем и новорожденной сестрёнкой Устинией в огромный лес.  Вот уже несколько дней Трофим Трофимов вместе с семьёй и другими жителями деревни скрывались в лесу. В их деревне шёл ожесточённый бой между «красными» и «белыми». Возвращаться домой было опасно: они обманули отряд белогвардейцев. Те спросили: «Есть ли в деревне «красные?» Ответ был отрицательным.  Удмуртские леса в ту далёкую пору были густыми и непроходимыми - не то, что сейчас: всюду вырубленные, с просеками, скорее напоминающие южные лесополосы. И как прекрасно среди непроходимой чащи

«Бежать, бежать, бежать!» - стучало в висках семилетней Акулины. «Бежать хоть куда, лишь бы подальше от этих больших и страшных дядь в военной форме с острыми шашками!»

Шёл 1918 год. В далёкой Удмуртии, как и по всей России, шла гражданская война. Многие крестьяне не понимали, что происходит и чью сторону поддерживать. Тем более ребёнку понять было сложно, почему ее любимый тятя из уютного чистого дома привёл их с мамой, старшим братом Алексеем и новорожденной сестрёнкой Устинией в огромный лес. 

Вот уже несколько дней Трофим Трофимов вместе с семьёй и другими жителями деревни скрывались в лесу. В их деревне шёл ожесточённый бой между «красными» и «белыми». Возвращаться домой было опасно: они обманули отряд белогвардейцев. Те спросили: «Есть ли в деревне «красные?» Ответ был отрицательным. 

Удмуртские леса в ту далёкую пору были густыми и непроходимыми - не то, что сейчас: всюду вырубленные, с просеками, скорее напоминающие южные лесополосы. И как прекрасно среди непроходимой чащи было отыскать большую поляну! На таких полянах и прятались местные жители со своими семьями. В лесу скрывались по несколько дней. Благо, летом были грибы, ягоды, коренья, да и скотину (коров, лошадей, овец, коз, свиней) взяли с собой. Так и пережидали кровопролитные бои. 

А ведь совсем недавно всё было по-другому…

Семья Трофимовых жила по тем временам вполне зажиточно. Имели свой участок земли, на котором кроме овощей и картофеля выращивали зерновые и траву на сено. И скотины у семьи было предостаточно: несколько свиней, две коровы, две лошади, овцы, козы и птица (гуси утки, куры, индюки). Трудились не покладая рук. Хватало и на себя, и барину отдать, и на базаре продать или обменять. 

До революции большинство удмуртов жили общинами, которые в основном состояли из родственников. Все дружно работали, помогали друг другу. Также дружно отмечали праздники, свадьбы и похороны. Чужаков в общину не брали, пьющих и лентяев не любили. И потому общине все были зажиточными. Дети также вносили свой посильный вклад: работали в огороде, ходили в лес по грибы да по ягоды. 

Наравне с другими трудилась и Акулина. С нетерпением она ждала воскресенья, чтобы сходить на церковную службу. После службы на столе ждала вкусная ароматная выпечка, а тятя с ярмарки приезжал всегда с подарками: то платок привезёт, то сарафан, то сувенир какой-нибудь. 

Счастливое было детство! И всё в нём было привычно и понятно. А в войне ничего не разберёшь, кто и за что убивает друг друга. Этого не понимала не только маленькая Акулина, но даже взрослые. 

В учебниках истории потом напишут и про революцию, и про гражданскую войну. А тогда было трудно разобрать: кто свой, а кто чужой…