Место действия: Англия, Лондон.
Красивые необычные дома нередко появляются вследствие интересного стечения обстоятельств. Архитектор Элдриддж Смерин (Eldridge Smerin) стал инициатором реконструкции здания, расположенного рядом с Викторианским кладбищем на окраине Лондона. На сооруженном в 70-х годах фундаменте дома возвели современный коттедж. Новое четырехэтажное строение находится в парке Waterlow, откуда открывается леденящий душу вид на старинные захоронения. В то время как, внутри помещения оборудованы уютные спальни с балконами, крытые террасы и застекленная зона на верхнем этаже.
Все четыре этажа этого дома, построенного в 2008 году, стеклянные — и это не прихоть владельца, а цена компромисса. Здание расположено прямо у стен исторического кладбища Хайгейт.
Жизнь на кладбище не каждому придется по вкусу, но этот эффектный дом на знаменитом лондонском кладбище Хайгейт может изменить мнение большинства скептиков. Образец восхитительной современной архитектуры на поистине уникальном участке, дом создает скорее волшебное, нежели зловещее впечатление. Из его огромных окон открывается вид на многочисленные надгробия, обелиски и памятники в окружении буйной растительности.
Место, доставшееся по наследству, хозяева менять не захотели, а портить умиротворяющую красоту погоста современными постройками не разрешили местные чиновники. Сошлись на коттедже с прозрачными стенами, полами и потолками., который устроил всех и прошел все согласования. Из его огромных окон открывается вид на многочисленные надгробия, обелиски и памятники в окружении буйной растительности. Сегодня в доме живет большая семья. Все им нравится. Соседи тихие, культурные. Среди них, например, Карл Маркс и Джордж Элиот.
Как этот участок вообще достался владельцу? Обычно упоминают про плачевное финансовое положение знаменитого Highgate cemetery, которое и подтолкнуло его руководство продать несколько участков земли.
Нынешний владелец земли, некто Ричард Эллиот, купил участок в 1998-м году (не спрашивайте, почему кладбище не перекупило участок обратно – видимо, не очень-то и надо) – и ещё почти 10 лет думал, что построить на месте "времянки", которая тут стояла. Нет, это был какой-то обычный дом, видимо – но Эллиот рассказывал, что он вынужден был терпеть протекающую крышу, постройку опутывал старый плющ, в общем, кладбищенский ужас.
«Мы использовали достаточно ограниченную палитру материалов, в том числе большое количество стекла, — рассказывает Майк Гибсон, архитектор из компании Eldridge London. — И поскольку это был исключительно необычный участок, мы захотели впустить в дом всю красоту окружающего пейзажа».
О проекте
Место: Кладбище Хайгейт, север Лондона, Англия
Размер: 4 спальни, 5 ванных
Кто здесь живет: В настоящий момент в этом доме живет большая семья, но во время фотосъемки жил мужчина, который и заказал постройку дома
Авторы проекта: Ник Элдридж (Nick Eldridge) и Майк Гибсон (Mike Gibson) из компании Elridge London.
История: Этот современный четырехэтажный дом построили в 2008 году
Дом расположен на краю кладбища Хайгейт на севере Лондона. Все ближайшие соседи, включая Карла Маркса и писательницу Джордж Элиот, давно умерли, поэтому атмосфера тут царит мирная. «Здесь совершенно дикое место, — говорит Майк Гибсон.— В этой части кладбища всегда меньше посетителей, чем в других, поэтому мы относились к ней как к личному саду нашего клиента».
Раньше на этом месте стоял дом, построенный в 1970-е годы. Лет за десять до его постройки кладбище испытывало финансовые затруднения, и администрация решила продать один из участков, не занятый захоронениями. Когда нынешний хозяин выкупил участок, старый дом находился в плачевном состоянии. «Клиент привез нас на участок, чтобы мы посмотрели, что можно сделать: подновить дом, расширить его или построить что-то совершенно новое, — говорит Майк. — К сожалению, дом так обветшал, что ни о каком ремонте не могло быть и речи».
Переговоры с жителями соседних домов и администрацией кладбища быстро убедили всех, что проект, предложенный бюро Eldridge London, отличался оригинальностью и был в целом интересен. Но нашлись и недовольные: «В одной из жалоб было написано, что обитатели могил останутся недовольны тем, что на них будут постоянно смотреть из верхних террас нового дома, да и стеклянные стены с южной и западной стороны нарушали приватность упокоенных душ», — смеется Майк. Тем не менее градостроительный комитет дал стройке зеленый свет.
Кухня и столовая расположены на верхнем этаже, в потолке которого установлен большой потолочный фонарь с раздвижной створкой. «Это окно в крыше имеет размер 6х2,5 метра и полностью распахивается наружу простым нажатием на кнопку», — говорит Майк.
Стеклянные полы помогают визуально объединить верхний этаж и нижний, где расположена гостиная, а также позволяют естественному свету пронизывать весь дом до самой прихожей. «Лестница состоит из отдельных бетонных ступеней, которые будто вырастают из бетонной стены, — рассказывает Майк. — Центральная опорная стена, которая проходит через все здание, также сделана из стекла. Перила и пара ступеней в каждом пролете лестницы непосредственно примыкают к ней».
Дом стоит на небольшом участке с уклоном на самой границе с кладбищем и отделен от него забором. «Кладбище — неотъемлемая часть местного пейзажа, и его красота ни у кого не вызывает сомнений, поэтому и дом должен был соответствовать ему — и также хорошо вписаться в ландшафт, — делится Майк. — К тому же сам участок находится в природоохранной зоне, и дом не должен был нарушить гармонию окружающей среды».
Три верхних этажа стоят на платформе с опорой из четырех бетонных колонн. «Кажется, что эти этажи парят над землей», — говорит Майк.
Главное украшение гостиной — подвесной дровяной камин с длинной дымоходной трубой.
«Эта труба проходит сквозь пол, что выглядит очень эффектно», — говорит Майк.
В кабинете на верхнем этаже стоит длинный стеклянный стол.
«Мы хотели поставить мебель так, чтобы не заслонять вид из окна, которое занимает всю стену, — рассказывает Майк. — И этот стол из особо прочного стекла стал идеальным решением».
Встроенный шкаф сделали на заказ. Его фасады покрыты черной глянцевой краской, поэтому он отражает роскошный вид за окном и возвращает его обратно в интерьер.
Тени, отбрасываемые на верхнем этаже в зоне кухни, проходят сквозь стеклянный пол и отражаются на стене в гостиной этажом ниже.
«В отделке интерьера мы использовали всего несколько материалов, — говорит Майк. — Здесь царит полумрак, и все цвета сдержанные, приглушенные. Снаружи так много яркой зелени, что не хотелось соперничать с ней. Легче было впустить буйство красок в дом».
Доминантами стали стекло, бетон и черный гранит на полу. «Мы специально выбрали материалы с высокой теплоемкостью, чтобы минимизировать затраты на отопление, — рассказывает Майк. — Потолочный фонарь на верхнем этаже обеспечивает хорошую сквозную вентиляцию, и раздвижные двери всех террас также способствуют циркуляции воздуха».
Почетное место в гостиной занимают большие напольные колонки, принадлежащие владельцу дома. Четкого задания для архитекторов он не составлял, но попросил, чтобы интерьер представлял собой «смесь из мужественных материалов», на которых как раз и специализируется компания Eldridge London.
«Хозяину не терпелось поскорее увидеть, что мы придумаем для этого места, — говорит Майк. — В своих проектах мы используем много стекла и бетона. Нам нравится фактура бетона и тот факт, что его можно подать в разных цветах и в разной отделке. Со стеклом — та же история, в наше время с ним можно придумать массу удивительных вещей, и мы всегда рады придумать ему новое применение».
Оттенки гранита и бетона прекрасно сочетаются со старым камнем памятников на кладбище, а стекло помогает зданию раствориться в пейзаже. Также, благодаря стеклянным стенам и большим окнам, памятники и деревья постоянно бросаются в глаза, становясь, таким образом, частью интерьера.
Обилие стекла в оформлении верхнего этажа создает впечатление, что он парит над деревьями. Естественный свет проникает сквозь большой потолочный фонарь над кухонным островом. При желании его можно полностью открыть. Столовая расположена на террасе, которая протянулась по всему периметру этого этажа.
Простая, довольно строгая кухня поддерживает общую мужскую тему в интерьере —почти что в стиле Джеймса Бонда. Главная идея заключается в том, чтобы элементы дизайна не отвлекали от великолепного вида вокруг и не пытались с ним соперничать.
Все пять ванных комнат оформлены в похожем ключе: мраморные полы, душевые поддоны из древесины тика и стены, обшитые панелями из кориана. «Гладкая, бесшовная поверхность стен сбалансирована другими приятными на ощупь деталями», — говорит Майк. Эта ванная освещается с помощью потолочного фонаря и светового колодца.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ…
"Культовые вещи. История венского стула"
По большей части бетонные поверхности оставили без декоративной отделки. На лестнице и в коридорах единственное украшение бетонных стен — следы деревянной опалубки. Чтобы добиться такого эффекта, бетон заливали в формы из необработанной древесины, поэтому в готовом изделии видны следы от сучков и волокон. «У этой фактуры очень выразительный характер», — говорит Майк.
На трех верхних этажах есть террасы, и расположены они с разных сторон, чтобы можно было по достоинству оценить виды. На всех окнах есть жалюзи.
«Стеклянный дом — это вовсе не отсутствие приватности», — смеется Майк.
Весь участок вокруг дома покрыт зеленью.
«Раньше отсюда открывался великолепный вид на Лондон, — говорит Майк. — Но с того момента, как построили дом, деревья выросли, поэтому теперь здесь больше зелени».
Из угла гостиной хорошо видно, насколько близко к дому расположены памятники. «Покой кладбища требует уважительного отношения, и разумеется, нам нельзя было выходить за границы участка», — говорит Майк.
По краю бетонных стен и потолков встроены линейные диодные светильники с диффузорами, дающие мягкий свет и обозначающие границы дома.
Задняя часть дома смотрит на улицу. Наружная стена с этой стороны отделана простым черным камнем, повторяя оформление ограды кладбища.
В 2022 году дом был выставлен на продажу за 8,3 млн долларов.
А вы бы хотели жить в таком доме?