Найти в Дзене
WTS партнер wildberries

5S для офиса. Как организовать эффективное рабочее место

5s для офиса.

Как организовать эффективное рабочее место

Эта книга первой познакомила российского читателя с япон-

ской системой организации рабочего пространства 5S, которая возникла в послевоенные годы на заводе Toyota. Со временем она была адаптирована для других культур и стремительно завоевала весь мир. Книга Фабрицио и Тэппинга считается одной из базовых книг по 5s. Авторам удалось превратить лежащие в ее основе принципы в максимально продуманную программу внедрения японского подхода в компаниях любого профиля. Не важно, идет ли речь о банковской структуре или о компактном офисе фабрики игрушек - оптимизация рабочего места всегда дает рывок в производительности, качестве обслуживания клиентов и сокращении временных потерь.

Система 5s состоит из пяти последовательных шагов, каждый из которых в японском языке начинается на звук «С».

В вольном переводе на русский это может звучать как: сорти-ровка, соблюдение порядка, содержание в чистоте, стандарти-зация и совершенствование. Каждый этап авторы емко выра-зили в девизах:

1S «Сомневаешься в нужности вещи - избавься от нее».

2S «Место для каждой вещи, и каждая вещь на своем месте».

Если вы не будете относиться к офису как к живому организму, он вскоре превратится в хлев, который никогда не чистили. Потери будут накапливаться, и для того, чтобы выполнить одну и ту же работу, будет требоваться все больше и больше времени.

Томас Фабрицио, Дон Тэппинг,

«5S для офиса»

3s«Наведи чистоту и поддерживай ее».

4s «Если ты не видишь - ты не знаешь, а если ты не знаешь, то не можешь управлять».

5s «Поддерживай достигнутое, совершенствуй и забудь про обвинения».

Эта книга - компас, который укажет вам путь к более произ-водительному и эффективному офису.

7 смертных грехов, которые приводят к потерям

в офисной работе мы сталкиваемся с простоями и задерж-ками, которые могут показаться неочевидными. В книге «5s для офиса» обобщены ключевые потери. Томас Фабрицио и Дон Тэппинг сравнивают их с семью смертными грехами.

  1. Переделки и исправления. Удваивают время, затрачиваемое на одну операцию. Стандарты по обработке информации должны быть четкими, должны учитывать требования конечного получателя документов.
  2. Ожидание. Причиной этой потери может быть устаревшее программное обеспечение, бумажный документооборот, пере-грузка персонала и т. п.
  3. Лишние передвижения. Неэргономичная организация поо-странства приводит к малопродуктивной работе.
  4. Ненужная работа. Повторный ввод данных разными сотруд-никами, многократная регистрация одних и тех же документов, дублирование информации в разных таблицах и т. п.
  5. Простои оборудования. Снижение производительности из-за неправильного планирования нагрузки или плохого об-служивания.
  6. Излишние запасы. 95% хранимой документации беспо-лезны, площадь их хранения и время на обслуживание - это по-тери.
  7. Проверки. Необходимо сократить потери от контрольных операций. Задача менеджмента - предотвращать ошибки, а не только их выявлять.

Реализация методики 5s

Определив актуальные потери, можно переходить к реализа-ции системы 55, которая состоит из 7 последовательных этапов,

Этап 1. Подготовка

На этом этате важно наметить фронт работы, подготовить це: ловеческие ресурсы и заручиться поддержкой руководства.

Обеспечьте участие топ-менеджеров. Расскажите, как система поможет повысить прибыль и улучшить производительность труда.

Определите целевые зоны. Невозможно одновременно внедрять систему во всех офисах, расставьте приоритеты и определите функции для каждой зоны в отдельности.

Подберите сотрудников в команду, ответственную за внедре. ние системы 5S.

Этап 2. Сканирование офиса

Опираясь на результаты подготовительного этапа, переходите к поиску проблемных зон.

Разработайте систему показателей для каждой целевой зоны, Сфотографируйте исходное состояние рабочей зоны, чтобы по-

том сравнить с полученным результатом.

Выполните сканирование офиса по контрольному листу

и определите проблемы.

Создайте информационный стенд проекта.

Этап 3. Сортировка и удаление ненужного

На этом этапе необходимо определить критерии сортировки и подготовить зону временного хранения. Ненужные вещи переносятся в отведенное для этого место, откуда их распределяют, исходя из принципов ответственного потребления. Сбер поддерживает инициативы, направленные на защиту экологии, поэтому при сортировке выделяет специальный критерий - возможность вторичной переработки и раздельный сбор отходов.

Этап 4. Рациональное расположение и определение границ

После того, как ненужные вещи удалены с рабочих мест, необходимо организовать размещение оставшегося по последова-тельному алгоритму.

Создайте карты текущего состояния помещения. Необходимо отразить не только расположение мебели, но и потоки передви-жения людей, грузов и документов.

Разработайте план рационального расположения. Все доку-ченты принадлежат компании, поэтому они должны быть доступны для заинтересованных лиц.

слелайте необходимые перестановки в соответствии с планом.

У каждой вещи должно быть свое место.

Этап 5. Уборка и проверка

обнаружить проблемы на ранней стадии и сохранить оборудова-этноры отмечают, что уборка - это котличная во обознова. ние». На этом этапе необходимо очистить помещение.

Он состоит из 2 шагов:

  • Определение критериев уборки.
  • Разработка и внедрение плана уборки.

Этап 6. Стандартизация и обмен информацией

Необходимо письменно закрепить правила и технологии, которые внедрялись на предыдущих этапах. Создать рабочие ин-струкции, новые методы контроля и системы вознаграждения со-трудников.

Очень важен «визуальный язык» системы 5s. Это схемы, та-блицы, поддерживающие высказывания, которые размещаются в офисе и напоминают об основных принципах организации эф-фективного рабочего места.

Этап 7. Поддержание достигнутого и совершенствование

Финальный этап предполагает автоматическое выполнение установленных правил, процедур и технологических опе-раций.

На выработку привычки ухода за рабочим местом по новым стандартам некоторым сотрудникам может понадобиться время.

Однако если система 5s не станет частью рабочего процесса, в скором времени все снова будет, как было. Важно воспитывать самодисциплину работников, проводить обучение персонала и продолжать улучшения.

WITENT

По мнению авторов, в небольших компаниях обязанности по обучению и поддержке 5s можно возложить на сотрудников.

Об авторах

Дон Тэппинг - магистр делового администрирования в Университете Нотр-Дам, писатель. Автор бестселлера «Бережливый офис: устранение потерь времени и денег» и других книг по эф-фективности бизнеса. Консультант по производственной системе в компании Тоуоа на протяжении более 25 лет. Специалист в области эффективности бизнеса и улучшения административных процессов. Руководил внедрением бережливого производства

B Eaton Aerospace Division, в корпорации Unistrut и в DataScan Services.

Томас Фабрицио - специалист в области эффективности биз-неса, независимый консультант по практическому внедрению системы 5s на предприятиях.