Найти тему
Уральские Авиалинии

Как пилоты «Уральских авиалиний» тренируются на случай нештатных ситуаций

Посадка на поле, уход на второй круг, задымление кабины, заклинение механизации, отказы гидросистем – наши пилоты готовы к работе в любых условиях! А всё благодаря подготовке, проводимой на летном тренажере-симуляторе. Мы попросили подробнее рассказать о том, как летчики учатся справляться с непредвиденными ситуациями Вячеслава Шовгенюка – старшего пилота-инструктора, заместителя руководителя центра профессиональной подготовки летного состава авиакомпании «Уральские авиалинии».

Фото Женевы Нефедовой
Фото Женевы Нефедовой

Расскажите немного о тренажере?

Полнопилотажный летный тренажер Airbus A320 – это со стопроцентной точностью воссозданная кабина пилотов. Он на 95% имитирует полет самолета, ограничения касаются визуализации и возможности создания физических перегрузок. В его памяти 33 аэропорта. Картинка на экране полностью повторяет реальный аэродром: рельеф, посадочные полосы, радионавигационные системы и светооборудование, расположение стоянок и рулежек. Авиакомпания использует свой тренажер уже больше 10 лет.

Что входит в программу тренировки пилотов на тренажере-симуляторе?

Подготовка пилотов с целью поддержания уровня знаний, навыков и умений на высоком уровне – непрерывный процесс. В него входит как теоретическая часть, так и практическая. Подготовка проводится по утвержденной программе. Теоретические знания по конкретному самолету пилот получает, начиная с этапа переподготовки и поддерживает как самостоятельно, изучая документы, так и при проведении различных занятий, участвуя в сезонных (осенне-зимний и весенне-летний периоды) и предварительных подготовках перед практическими занятиями на тренажёре, периодически проходя подготовку в сертифицированных центрах. Важнейшей составляющей подготовки на тренажере является отработка взаимодействия в нештатных ситуациях. Только имея хорошие теоретические знания по действиям в таких случаях, можно успешно пройти практическую часть – тренировку на тренажере.

-2

Как часто проходят такие тренировки?

При трудоустройстве в «Уральские авиалинии» пилоты должны налетать в целом на тренажере 32 часа, отрабатывая навыки пилотирования. Практика отработки нештатных ситуаций проводится в объеме не менее 16 часов в год для каждого пилота. Это время разделено таким образом, что лётчик проходит тренажерную подготовку не реже, чем раз в 6 месяцев по 8 часов. Эти 8 часов состоят из двух сессий по четыре часа, для более эффективного усвоения тренируемых элементов. Кроме обязательных тренировок на тренажере, пилоты имеют возможность тренироваться в любое свободное время, по интересующим видам и конкретным нештатным ситуациям.

В рамках системы управления безопасностью полетов, генеральным директором принято решение о проведении дополнительной тренировки с целью отработки элементов ручного пилотирования. Такой вид подготовки проводится ежегодно для всех пилотов, не зависимо от занимаемой должности. Эта подготовка позволяет пилотам поддерживать компетенции в ручном пилотировании исправного самолета.

Кроме тренировки пилотов, авиакомпания проводит регулярные совместные тренировки в составе экипажа. При этих тренировках отрабатывается взаимодействие членов летного и кабинного экипажей при аварийных посадках на сушу и на воду. Для такого вида тренировки используются специальные, сертифицированные тренажеры, а сама тренировка проводится в специальных авиационных учебных центрах с установленной периодичностью.

Какие «сюрпризы» вы готовите для пилотов? Какие условия задаёте на тренировочных сессиях?

Можно выбрать атмосферные фронты, видимость, время суток, погодные условия. Также могу задать программу пожара, тогда в кабину подаётся имитация дыма, и пилот надевает кислородную маску и должен выполнить определённые действия в соответствии с требованиями руководства по летной эксплуатации. Также отрабатываем отказ двигателя, взлёты, заходы на посадку и уходы на второй круг.

Для каждого полугодия разрабатывается совершенно новый сценарий тренировки. В сценариях повторяются только обязательные элементы, установленные федеральными авиационными правилами. Все остальное не повторяется. Например, в прошлом полугодии все пилоты прошли подготовку по действиям при отказе систем в момент начала окончательного снижения на предпосадочной прямой, не позволяющим выполнить посадку и требующих принятия решения. Еще мы тренировали вынужденную посадку с малой высоты сразу после взлета, а в этом полугодии мы проходим тренировку при вынужденной посадке на суше (при наличии запаса высоты).

-3

Пилот знает заранее, какие программы ему зададут на тренировке или это всегда неожиданность?

Есть обязательная часть сценария тренировки, которую пилоту предстоит выполнить. А есть дополнительная часть сценария, о которой пилот осведомлен только в общих чертах. Когда он садится в кабину, и не знает, что у него произойдёт в полете.

Насколько тренировки на симуляторе помогают в реальном полете?

Нештатная ситуация – это не рутинные действия, и поведение в них зависит от индивидума. Отработка таких ситуаций позволяет снизить риск влияния человеческого фактора на процесс выполнения процедур. Тренировка нештатных ситуаций на тренажере является самым эффективным методом для формирования навыков и умений действовать грамотно и безопасно при их возникновении в реальных полётах. Мы очень гордимся тренажёрным комплексом. Все наши пилоты являются профессионалами своего дела, в том числе благодаря первоначальной наземной и лётной подготовке.