✨ Сегодня представляем вашему вниманию собрание образцовых фасадов для частных строений в городах Российской Империи 1809-1812 гг.
📜 С 31 декабря 1809 года в Российской империи строить частные здания можно было только с утвержденными образцовыми фасадами. Через Министерство Полиции всех Городничих снабдили пятью специальными альбомами. Почти на 50 лет фантазия строителей была ограничена. За это время города приобрели улицы в классическом архитектурном стиле.
Собрание фасадов, Его Императорским Величеством Высочайше апробованных для частных строений в городах Российской Империи. 1809-1812 года. Части І-V. - С.-Петербург, 1809-1812:
1-ый альбом содержит 50 листов.
2-ой альбом содержит 50 листов.
3-ий альбом содержит 50 листов.
4-ый альбом содержит 75 листов.
5-ый альбом содержит 62 листов.
Из Архитектура провинции: Щёболева Е.Г., Рудченко В.М. // История русского искусства. Т. 14. - М., 2012:
Важнейшим этапом в организации строительной деятельности Российской империи было создание образцовых проектов жилых домов с целью ускорить процесс регулярного переустройства городов и стимулировать каменное строительство. Трудно переоценить значение этого мероприятия: жилая застройка, преимущественно деревянная, всегда была потенциальным источником пожаров. В большинстве русских провинциальных городов каменные здания были единичными, а основную массу составляли бревенчатые избы, подчас выделявшиеся своими размерами и резным декором. Одновременно с введением образцовых проектов для жилья было запрещено ремонтировать старые деревянные дома, особенно не вписывающиеся в новую сетку улиц. Оставляя старый дом, горожанин получал новый участок для строительства, местоположение которого зависело от достатка владельца. Для наиболее капитальных каменных зданий были предназначены центральные кварталы и к облику их застройки предъявлялись самые жесткие требования.
«Собрание фасадов» было выпущено в 1809—1812 гг. в пяти частях. Авторами проектов выступили архитекторы Захаров, Руска, Гесте и Стасов. В два первых альбома были включены городские обывательские дома разного размера и этажности, в третий - дома с лавками, флигели, различные хозяйственные строения и садовые постройки, в четвертый - деревянные и каменные жилые дома (в том числе доходные и загородные), хозяйственные постройки и фабричные строения, а пятый, дополнительный, содержал проекты «для заборов и ворот к частным строениям в городах».
В отличие от казенных зданий, внутреннюю планировку застройщик мог выполнять по собственному усмотрению. Чаще всего, по традиции, нашедшей классическое выражение в московских особняках, вдоль главного фасада располагалась парадная анфилада, состоящая из зала, гостиной и кабинета или комнаты хозяйки, а в дворовой части размещались более мелкие жилые и служебные помещения. Стремление разделить пространство на парадную и приватную зоны проявлялось даже в маленьких трехоконных домиках с непременной «залой» в передней части объема, сильно развитого в глубину двора.
В каждой из губерний имело хождение ограниченное число проектов. Видимо, недостаток экземпляров альбома привел к практике предварительного отбора «образцов» в городнических правлениях, отправке на места лишь отдельных листов.
Широкое распространение во всех губерниях получили проекты простых по архитектуре домов с мезонинами (их строительство допускалось каменными и деревянными) и небольших одноэтажных домов в три-пять окон, широко представленных в основных альбомах — последние использовались небогатыми застройщиками, а также применялись при сооружении флигелей городских усадеб или лавок. Большое значение для застройки городских центров имели проекты зданий «с лавками и галереями» из третьего альбома: на их основе возводились комплексы торговых рядов и осуществлялась обстройка торговых площадей и главных торговых улиц.
Как правило, при реализации проектов губернские и городские архитекторы вносили в них некоторые изменения. В циркулярном предписании, 1811 г., министром полиции А.Д. Балашовым гражданским губернаторам, был определен характер отклонений, допустимых при реализации проектов: «строение домов по апробованным фасадам может быть производимо в большей или меньшей величине, с уменьшением числа окон и размера их», но при этом вменялось в обязанность следить за соблюдением нечетного количества осей, выдерживать определенную высоту зданий (не ниже 4 аршин) и оконных проемов в них (не менее 2 аршин), а также четко соразмерять ширину проемов и простенков между ними (простенки должны быть шире).
Чаще всего изменения касались увеличения или уменьшения количества оконных осей, повышения высоты верхнего этажа (в значительной части образцовых проектов он трактован как антресольный) и упрощения фасадного декора. Однако иногда городской архитектор, наоборот, дополнял исходный проект новыми деталями. Широко была распространена практика проектирования на основе комбинации форм нескольких образцовых фасадов (чаще двух или трех).
Таким образом, в действительности «Собрание фасадов» имело рекомендательный характер и открывало возможности в создании вариантов построек, сохраняя при этом приверженность единому стилю, что способствовало созданию целостных ансамблей застройки улиц и площадей. Благодаря экономичности и удобству в применении образцовые проекты позволили в короткое время изменить облик российских городов
Материалы сборника по ссылке: https://vk.com/doc29669632_665207965?hash=osSnas73cJT5bATMzVbD4CzpnifYFCQnIhhhTvDuwBH&dl=vSnlZkuKo0HhA59STeEOBBiXb0cShpZN8ucjGJ66Rng