Найти тему

Новый ПВР 2022 и его отличия от прежних правил

Оглавление

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН, РАСПРОСТРАНЕН И (ИЛИ) НАПРАВЛЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ФОНД «ОБЩЕСТВЕННЫЙ ВЕРДИКТ» ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ФОНД «ОБЩЕСТВЕННЫЙ ВЕРДИКТ» | 18+

Глава XII Правил внутреннего распорядка, принятых в 2022 году, называется «Организация и предоставление медицинской помощи осужденным к лишению свободы». В «старом» ПВР 2016 года соответствующая глава называлась иначе и охватывала более широкие вопросы санитарии и борьбы с эпидемиями — «Организация и предоставление медицинской помощи осужденным, обеспечение санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий»).

Правовые основания

В качестве правовой базы ПВР-2016 опирается на закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (№ 323-ФЗ) и «уголовно-исполнительное законодательство».

В новых Правилах указана прямая ссылка на тот же основной федеральный закон об охране здоровья, а также на приказ Министерства юстиции РФ от 28 декабря 2017 г. № 285 «Об утверждении Порядка организации оказания медицинской помощи лицам, заключенным под стражу или отбывающим наказание в виде лишения свободы», а не на очень общее пенитенциарное законодательство. Представляется, что более точная артикуляция гражданского законодательства в Правилах позволяет говорить о сохранении принципа оказания медпомощи в соответствии с гарантиями Минздрава (см. Приказ Минюста, в котором эти гарантии подтверждены).

Принцип исчерпания

Оба ПВР фиксируют, что «при невозможности оказания медицинской помощи в медицинских организациях УИС осужденные к лишению свободы имеют право на оказание медицинской помощи в медицинских организациях государственной и муниципальной систем здравоохранения, а также на приглашение для проведения консультаций врачей-специалистов указанных медицинских организаций». В этой формулировке важно не разрешение получить медпомощь у гражданских специалистов, а оговорка «при невозможности оказания медицинской помощи в медицинских организациях УИС».

На практике это означает следующее:

◆ приоритет тюремной медицины
◆ доступность медпомощи в гражданской системе здравоохранения только после исчерпания возможностей тюремной медицины
◆ формальное разрешение на получение медпомощи за пределами системы ФСИН (согласно п.155 в новом и п.125 в старом ПВР).

Сохранение принципа исчерпания — ключевая проблема, унаследованная от прежнего периода тюремного здравоохранения. Этот принцип — не просто барьер для получения нормальной медицинской помощи, но основная причина понижения качества и своевременности медицинской помощи в колониях.

Нужный специалист будет приглашен только тогда, когда будет доказано, что этого специалиста нет в тюремной больнице, но понять это получится только когда есть возможность правильно поставить диагноз. А если этот диагноз поставить некому, заболевание развивается и доходит до предельной манифестации, только тогда тюремная медицина соглашается с тем, что необходим внешний специалист. То есть система так устроена, что заключенный обречен на осложнения, прежде чем докажет, что внутри колонии он не может получить нужную помощь.


Вредоносный принцип исчерпания возможностей тюремной медицины как условие для получения медицинской помощи в гражданской системе здравоохранения сохранен в новых Правилах.

И в старых, и в новых Правилах предусматривается право осужденных на «дополнительные лечебно-профилактические услуги, оплачиваемые за счет их собственных средств» (п.181 в новом и п.129 в старом ПВР). Разница в том, что в старых Правилах характер дополнительной помощи никак не определяется, сказано лишь, что «такие медицинские услуги предоставляются специалистами медицинских организаций государственной или муниципальной систем здравоохранения». В новых же написано, что такие услуги могут быть оказаны врачами медицинских организаций не только государственной и муниципальной систем здравоохранения, но и «медицинских организаций частной системы здравоохранения в случае, если оказываемые медицинские услуги не предусмотрены программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи». Не понятно, к чему относится эта последняя оговорка: ко всем дополнительным услугам, или только к услугам, оказываемым частной медициной.

Алгоритм получения медпомощи за счет собственных средств сохранился прежним. Он громоздкий и нереализуем усилиями только заключенного. Договор с медорганизацией, получение необходимых документов от медорганизации, подтверждающих их сертификацию и т.п., оплата их услуг, — все это могут осуществить только неравнодушные близкие, друзья и адвокаты заключенного.

Положения, которых не было в старом ПВР


Медицинская профилактика и диспансеризация
Согласно новым правилам, «в период нахождения осужденного к лишению свободы в ИУ медицинской организацией УИС осуществляется динамическое наблюдение за состоянием его здоровья, включая ежегодное лабораторное исследование и осмотр врачом-терапевтом или фельдшером (для несовершеннолетних осужденных к лишению свободы — два раза в год), а также флюорографию легких или рентгенографию органов грудной клетки (легких) не реже одного раза в шесть месяцев в рамках проведения профилактических медицинских осмотров» (п.167). При покамерном содержании медицинский осмотр и лабораторные исследования проводятся чаще — 2 раза в год (п.168). Указывается, что все эти процедуры совершаются «в соответствии со статьей 46 Федерального закона об основах охраны здоровья граждан» (п.170), то есть по стандартам общегражданской медицины.

В старом ПВР аналогичный пункт сформулирован кратко: «В ИУ осуществляется: медицинское обследование и наблюдение осужденных в целях профилактики у них заболеваний, диспансерный учет, наблюдение и лечение, а также определение их трудоспособности» (п.124).

Доступ к информации
Пункты 171-175 ПВР-2022 регулируют способы получения медицинской помощи осужденным и оборот медицинских документов. Здесь говорится о предварительной записи к врачам, «в том числе с использованием устанавливаемых в местах, определяемых администрацией ИУ, информационных терминалов (при их наличии и технической возможности)»

Пункт 175 обязывает медицинскую организацию УИС совместно с администрацией ИУ организовать «круглосуточное оказание медицинской помощи осужденным к лишению свободы в неотложной или экстренной форме».

В п. 171 фиксируется право осужденного на ознакомление с медицинской документацией, отражающей состояние его здоровья: ему предоставляются копии медицинских документов, выписки из них. По инициативе осужденного медицинская организация УИС может запросить и приобщить медицинские материалы осужденного «с воли», из медицинских организаций, где он наблюдался раньше (п.172).

Преемственность медпомощи (с воли) — это, по сути, исполнение одного из основных требований по принятым в отношении России «медицинским» постановлениям ЕСПЧ в отношении российских заключенных.

В старом ПВР говорится только о записи на прием к врачу и оказании экстренной помощи (п.127).

Прием препаратов
Главный принцип — прием лекарственных препаратов «осуществляется строго по медицинским показаниям и под контролем медицинского работника медицинской организации УИС» (п.178 ПВР-2023 и п.128 ПВР-2016). Это значит, что самолечение не допускается, никаких таблеток, не выписанных фсиновским врачом, у осужденного быть не может. При этом новые Правила позволяют «по разрешению руководителя медицинской организации УИС в соответствии с назначением лечащего врача» выдавать осужденному для самостоятельного приема препараты в количестве, необходимом в течение суток (п.179), а при непрерывном приеме препаратов — до трех календарных дней (п.180)..

В старом ПВР о выдаче на руки больному осужденному таблеток на сутки и тем более на трое суток никаких упоминаний нет.

Инвалидность
В новом ПВР зафиксировано, что назначение инвалидности осужденному «осуществляется в порядке, установленном приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 2 октября 2015 г. N 233 “Об утверждении порядка и сроков направления на освидетельствование…». В старом ПВР такой отсылки не было, хотя инвалидность, конечно же, фиксировалась в необходимых случаях.

Смерть осужденного
Другой большой блок новых Правил (п.п. 185 — 198) описывает действия администрации в случае смерти осужденного. Регламентируется оповещение родственников, регистрации смерти, получение документов, передача тела в морг, выдача тела для погребения, распоряжение личными вещами и средствами умершего, погребение осужденных, не имеющих родственников, иностранцев.

В ПВР 2016 года никаких правил в связи со смертью осужденного не содержится. Определенный порядок, очевидно был и до 2022 года, но содержался в каких-то других документах.

┉┉┉┉┉┉

Главы старых и новых Правил отличаются объемом (и по количеству слов, и по числу пунктов). «Медицинская» глава новых Правил в четыре раза больше, в ней 45 пунктов (в старой – всего 9).

К увеличению объема ведут несколько особенностей ПВР-2022, которые выглядят скорее формальными, чем содержательными:

◆ более детальное описание тех или иных положений;

◆ дублирование некоторых положений ПВР в разных статьях;

◆ включение в новый ПВР положений, которые содержатся в других нормативных документах. В первую очередь это заимствования из приказов и должностных инструкций. Однако не все подобного рода документы доступны, так что не всегда можно понять, что является источником того или иного нового правила;

◆ включение новых положений и, соответственно, пунктов Правил.

Содержащаяся в новом ПВР подробная регламентация медицинской профилактики и диспансеризации кажется позитивным моментом — по крайней мере осужденный может теперь ссылаться на ПВР, защищая свое право на медицинскую помощь и профилактику.

Также полезной выглядит и возможность получить медицинскую информацию и копии документов, как и приобщить к документам выписки из гражданской медицинской карты. Облегчает жизнь больных осужденных и норма, по которой им могут выдавать лекарства для самостоятельного приема на 1-3 дня.

В целом можно констатировать, что глава о медпомощи в ПВР-2022 не вносит серьезных позитивных изменений в имеющуюся практику, поскольку тюремная медицина остается неотделенной от системы ФСИН, добиться медицинской помощи осужденному бывает по-прежнему трудно, контроль качества медицинской помощи затруднен. Главная причина здесь не в самой по себе медицине, а в общей ситуации бесправия и зависимости осужденных от администрации учреждения.

Автор: Анатолий Папп
Редактор: Асмик Новикова