Найти тему

Фотографы Ялты конца XIX – начала XX века: Ф. П. Орлов, А. Ф. Рыльский, О. Ренар, М. В. Миткин, И. И. Семенов

Автор - Александр Гаврелюк

Фотограф… В нынешнее время, благодаря информационным технологиям, практически каждый из нас ежедневно становится своего рода фотографом, оставляя в своих мобильных телефонах, смартфонах и планшетах десятки, а то и сотни, изображений себя и окружающего мира. А было время, когда фотографирование было уделом лишь немногих людей, имеющих талант и необходимые средства. Естественно, такие люди были и в Ялте, которая по праву считалась южной столицей Российской Империи, а впоследствии – Всесоюзной здравницей. Именно эти особенности города способствовали тому, что в Ялте длительное время проживало много талантливых людей и среди них были и фотографы – профессионалы и любители.

Первым профессиональным фотографом Ялты считается Федор Павлович Орлов, чьё фотоателье, по свидетельству Владимира Антоновича Рыбицкого, возникло в 1865 году.

. Оборотнаяя сторона паспарту Ф. Орлова
. Оборотнаяя сторона паспарту Ф. Орлова

В начале 1870-х годов он считался лучшим фотографом Ялты, который снимал все самое интересное и важное, что происходило в самом городе и вокруг него. Ф. П. Орлов создал «Фотографическое Депо (магазин) Видов Крыма» и стал автором большинства фотографий в альбоме 1883 года «Виды Крыма». Свои тиражные фототипические виды Крыма частично печатал в Стокгольме у Гранберга. В 1890 году снимал освящение Ялтинского мола, а в 1893 г. фотографировал семью Императора Александра III в Ливадийском дворце. На кабинетных и стереофотографиях Ф. П. Орлова с середины 1880-х появляется надпись «Фотограф Двора Его Императорского Величества и Его Королевского Величества Короля Сербии. Удостоен Высочайших наград и благодарностей». Позднее к этой надписи добавилась ещё одна: «Удостоен от Его Высочества Эмира Бухарского награды Серебр. Звезды».

Фрагмент стереопары Ф. Орлова
Фрагмент стереопары Ф. Орлова

По непроверенным данным в архивах сохранились дела «О возврате сводно-гвардейскому батальону 126 руб., уплаченных ими фотографу Орлову за 300 экз. фотографических снимков Августейшего Семейства, подлежащих к раздаче нижним чинам батальона, увольняемым в запас» и «По поводу уплаты фотографу Орлову 1140 р. 89 к. за фотографии, исполненные по заказам Государыни Императрицы и Наследника Цесаревича».

В самом начале 1870-х годов в Ялту приезжает и покупает дом есаул Кубанского казачьего войска в отставке Александр Федорович Рыльский, который к тому моменту имел звание фотографа Его Величества – за выполнение альбома снимков о пребывании на Кубани императора Александра II. В Ялте А. Рыльский снимал Высочайшие приезды императорской семьи во второй половине 1860-х - 1870-х гг., а также виды и исторические достопримечательности Ялты, Алупки, Ореанды, Ливадии и пр.

Оборотная сторона паспарту А. Рыльского
Оборотная сторона паспарту А. Рыльского

По неподтвержденным сведениям, он получил Большую серебряную медаль Московской политехнической выставки как фотограф из Ялты. В 1881 году Александр Рыльский стал одним из первых крымских Поставщиков Высочайшего двора. А вот нефотографическая деятельность Рыльского в Ялте, видимо, носила скандальный характер, т.к. в одном из своих писем художник Федор Васильев писал о том, что стал «свидетелем того, как ялтинский фотограф А. Ф. Рыльский скупил пол-Ялты и затеял грандиозное строительство дорогих домов, гостиниц, дач».

 Фотография А. Рыльского
Фотография А. Рыльского

В конце 1880-х годов один из первых путеводителей по Ялте сообщал, что в городе уже три фотографии: «1) Отто Ренара, против библиотеки. 2) Ф. Орлова, в городском саду и 3) Миткина, Екатерининская улица».

Оборотная сторона паспарту О. Рена
Оборотная сторона паспарту О. Рена

Отто Г. Ренар – прусский подданный, открыл фотографию в Москве в 1881 году. Позднее стал работать и в Ялте. На многих его кабинетках текст: «Фотография О. Ренар, Москва и Ялта, Крым». Фотография Отто Ренара находилась в доме Казимира Бентковского.

Фрагмент фотографии Отто Ренара
Фрагмент фотографии Отто Ренара

В 1886 году Ренар работает на съёмке в имении Феликса Феликсовича Сумарокова-Эльстон в Кореизе. В тот момент в имении шли постоянные работы по благоустройству и фотографии запечатлели архитектурные особенности строений имения. В декабре 1887 года в газетах «Русские ведомости» и «Московские ведомости» Ренар поместил объявление: «Последняя новость фотографии. Фотограф двора Его Величества короля Сербского Отто Ренар делает вечером снимки в 1/100 секунды посредством искусственно произведенной молнии с групп в частных домах при домашней обстановке, с свадебных балов, театральных представлений и пр. … Образцы можно увидеть в фотографии. Тут же продаются до 40 художественных видов Крыма, собственные снимки. … Все снимки, как в фотографии, так и в других местах, делаю лично». В 1887 году выпустил альбом «Виды Крыма» с фотографиями, наклеенными на паспарту размером 31х45 см. В Москве Отто Ренар имел также свою фототипию, где печатались многие открытки с видами Российской Империи, а в Ялте он проработал несколько лет, т.к. уже в 1893 году его имя исчезает из путеводителей по городу. К этому же моменту фотография Ф. Орлова перебирается из Городского сада на Екатерининскую ул. в его собственный дом.

Фотограф Михаил Васильевич Миткин, работавший в Ялте, происходил из известной династии фотографов.

Оборотная сторона паспарту М. Миткина
Оборотная сторона паспарту М. Миткина

Собственное дело организовал его отец Василий Леонтьевич Миткин в 1860 году в Екатеринославе под маркой «Миткин и Ко». Это было первое фотографическое заведение в городе, довольно долго остававшееся и единственным. Во второй половине 1880-х гг. старший сын Василия Леонтьевича – Петр открыл собственное фотоателье «Русская фотография. П.В. Миткин». Фотографическое заведение Михаила Миткина было основано в Ялте в начале 1870-х гг. в доме Ефета Осиповича Майтопа и просуществовало до 1910-х гг., переместившись в последние годы в Екатеринослав. Работы М. Миткина также в основном представляют панорамы Южного берега Крыма, крымских городов, строительство многочисленных дворцов русской знати. Одна из его фоторабот, которая в 2022 году продавалась на одном из аукционов, это панорама Ялты размером 20×153 см. Панорама состоит из 6 фотографий (20×25,8 см), наклеенных на 6 паспарту и составленных в единую панораму.

Фрагмент панорамы Ялты М. Миткина
Фрагмент панорамы Ялты М. Миткина

Из-за особенностей клейма М. Миткина на паспарту даже специалисты иногда называют его Ниткиным, а журнал «Фотографический вестник» в одном из своих номеров за 1890 год указывал, что одним из его подписчиков в 1889-1890 гг. являлся М. В. Митков. Но думаю, что подписчиком был всё-таки Миткин.

Проходит ещё несколько лет и в Ялте появляется новый фотограф – Иван Иванович Семенов.

 Оборотная сторона паспарту И. Семенова
Оборотная сторона паспарту И. Семенова

Его родители приехали в Ялту из Бахчисарая в 1881 году и были причислены к ялтинскому мещанству. Своё фотоателье он открыл в доме наследников Пелопида Саввича Латри на Морской улице. Кроме ателье И. Семенов владел художественным и писчебумажным магазином, где был большой выбор видов Крыма и продавались картины. В 1890-е гг. Семенов делал съемки Владимирского собора на Центральном холме в Севастополе. В 1910 году Иван Семенов по поручению архитектора Николая Петровича Краснова в течение 17 месяцев создавал фотолетопись строительства Белого Ливадийского дворца – от разборки стен старого дворца до освящения нового. 20 фотографий из этой серии вошли в альбом «Сооружение Нового Большого дворца ЕИВ «Ливадия» 1910-1911 гг.» за который император Николай II подарил Семенову золотые часы с государственным гербом. Кроме государственных заказов Семенов издавал фотооткрытки (в т.ч. неоднократно по фотографиям Василия Никандровича Сокорнова из Алупки) и стереопары. С 1912 г. Семенов – Поставщик Высочайшего Двора.