Авиационное происшествие № 126 — так можно назвать сегодняшний инцидент с бортом «Уральских авиалиний», когда Airbus приземлился на поле. «Новые Известия» вспомнили главные ЧП российской авиации за текущий год.
Александр Куманев
За первые девять месяцев 2023 года в России были зарегистрированы 126 летных происшествий и предпосылок к ним.
Авиакатастрофы 2023 года в России
Первый инцидент произошел в Ненецком автономном округе 9 января. Самолет Ан-2 рухнул в 10 км от поселка Каратайка. На борту находились 12 человек: 10 пассажиров и два члена экипажа. В авиакатастрофе погибли 2 человека, в том числе пилот. Причиной крушения стало сильное обледенение.
28 февраля в Мурманской области в 3 км от аэродрома при заходе на посадку разбился вертолет Ми-8. Причиной ЧП стал сильный снежный вихрь. На борту находились девять человек, пятеро из которых пострадали. Обошлось без жертв.
3 апреля в Волгоградской области при взлете разбился легкомоторный самолет «Бегас». Пилот погиб от полученных травм. В Западном межрегиональном следственном управлении на транспорте СК России сообщили, что самолет пытался взлететь с участка поля, непредназначенного для взлетов и посадок.
25 апреля вертолет санавиации «Ансат» упал при возвращении на базу. Пилот погиб на месте крушения. Вертолет не долетел до аэродрома 5 км, а предварительной причиной происшествия следователи назвали техническую неисправность.
26 апреля в Мурманской области во время учебного полета разбился истребитель МиГ-31. Самолет упал в озеро, пилоты успели катапультироваться.
17 мая во двор жилого дома в селе Усть-Кулом в Коми упал самолет Piper-PA28-140 Авиалесоохраны. Пилот получил травмы. При взлете самолет зацепил линию электропередач и потерял управление.
В подмосковном Ступино 26 июня разбился легкомоторный самолет Як-52. В результате авиапроисшествия погибли два человека. Управлял самолетом многократный чемпион Московской области по высшему пилотажу. Судя по кадрам, он не справился с управлением и не смог закончить маневр.
4 июля в акваторию Авачинского залива на Камчатке во время учебного полета упал истребитель МиГ-31. Летчики успели катапультироваться.
17 июля в Краснодарском крае в Азовское море рухнул штурмовик Су-25. Это произошло недалеко от пляжа в Ейске. Пилот успел катапультироваться в последний момент перед падением самолета в море, но позднее скончался. Предварительной причиной происшествия названа техническая неисправность — отказ двигателя.
2 августа при взлете с реки в Краснодарском крае разбился частный гидросамолет. На борту находились два человека — оба погибли.
12 августа в Калининградской области во время учебно-тренировочного полета потерпел крушение истребитель Су-30. Самолет упал на безлюдной местности, экипаж погиб. Предварительной причиной авиакатастрофы названа техническая неисправность. Момент крушения истребителя попал на видео.
14 августа в Краснодарском крае разбился учебно-боевой самолет Аэро Л-39 «Альбатрос». В авиакатастрофе от полученных травм скончался начальник Майкопского учебного авиаполка полковник Вадим Гуров. При посадке самолет не попал на полосу, зацепил грунт и вышку радиосвязи ближней навигации.
23 августа произошла самая резонансная в этом году авиакатастрофа: во время перелета из Москвы в Санкт-Петербург разбился бизнес-джет Embraer Legacy, на котором находился Евгений Пригожин и командир ЧВК «Вагнер» Дмитрий Уткин. Всего в авиакатастрофе погибли 10 человек.
29 августа в Челябинской области рухнул вертолет Ми-8, который, по информации СМИ, принадлежал ФСБ. При крушении вертолета погибли три человека. Предварительной причиной ЧП назван отказ техники во время полета.
10 сентября в Волгоградской области при выполнении маневра на малой высоте в воду озера Воже упал частный вертолет Robinsson. На борту находились три человека: двое госпитализированы с травмами, а третий числится пропавшим без вести. В пресс-службе Западного межрегионального следственного управления на транспорте СК России сообщили о возбуждении уголовного дела по ч. 2 ст. 263 УК РФ — Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта.
Число авиаинцидентов в гражданской авиации идет на рекорд
Первыми в этом году страху натерпелись пассажиры авиакомпании «ИрАэро», когда 9 января самолет Ан-26 вернулся в аэропорт Магана (Саха Якутия) после разгерметизации салона. Частичное открытие задней грузовой рампы обнаружили после набора высоты 2900 метров. Пассажиры не пострадали, но часть их багажа вылетела из самолета.
10 января самолет Ан-24 «ИрАэро», вылетевший из Иркутска, вернулся в аэропорт после выявления технических проблем — возникли неполадки с радиосвязью.
16 января третий за неделю самолет «ИрАэро» вернулся в аэропорт из-за неполадок. После вылета у лайнера А-319 отказала сигнализация створок тормозной системы. На борту находился 151 пассажир и шесть членов экипажа. Никто из них не пострадал.
17 января в Сочи пассажиры самолета Airbus A321 авиакомпании «Уральские авиалиний» заметили, что из бака лайнера течет топливо. Обнаружилось это уже на взлетной полосе. Вылет отменил диспетчер, который сообщил о проблеме пилотам.
2 февраля в Сочи Superjet-100 авиакомпании «Азимут» вынужден был вернуться в аэропорт после вылета из-за отказа системы уборки шасси.
6 марта в Мурманске самолет «Северстали» при рулении выкатился за пределы взлетно-посадочной полосы. Воздушная гавань приостановила работу до ликвидации последствий ЧП. Никто из пассажиров не пострадал.
9 марта самолет «Ижавиа», вылетевший из Пулково, вернулся в аэропорт «по техническим причинам». Пилоты решили развернуть борт после 10 минут полета.
26 марта в Нижнем Новгороде экипаж самолета подал сигнал бедствия через 10 минут после взлета. В это время борт находился на высоте 3 тыс. метров. Лайнер благополучно приземлился в аэропорту.
2 апреля в Бодайбо самолет Ан-26 не смог взлететь из-за аварийного выключения правого двигателя при прогреве.
13 апреля в поселке Сабетта аварийную посадку совершил самолет Ан-24. Причиной стал отказ левого двигателя.
В апреле также произошла целая серия авиаинцидентов с участием птиц.
5 мая лайнер Airbus A320 авиакомпании «Аэрофлот» совершил аварийную посадку из-за нештатного открытия дверей.
8 мая вылетевший из Грозного самолет авиакомпании UTair вернулся в аэропорт из-за лопнувшего лобового стекла. Это произошло на высоте 6400 метров.
12 июня самолет авиакомпании «Сибирь» совершил аварийную посадку из-за разгерметизации кабины. Пилотам пришлось сажать самолет в кислородных масках.
13 июня самолет SSJ100 авиакомпании «Россия», летевший из Москвы в казахстанский Актау, совершил аварийную посадку в Самаре из-за задымления в багажном отсеке.
1 июля летевший в Уфу Boeing-737 совершил аварийную посадку в тюменском аэропорту «Рощино» из-за неисправности системы отбора воздуха.
21 июля у самолета Superjet-100 авиакомпании «Азимут», следовавшего из Минеральных Вод в Ереван, при взлете отвалилась часть обшивки двигателя. Экипаж решил вернуться на место вылета.
25 июля Boeing-737-800, летевший из Сочи, совершил аварийную посадку из-за отказа одного двигателя.
8 августа грузовой самолет Ан-24 совершил аварийную посадку на аэродроме поселка Мирный из-за разрыва пневматики правой стойки шасси.
9 августа Airbus A321 совершил аварийную посадку в Шереметьево из-за проблем с давлением масла в двигателе.
21 августа Sukhoi Superjet прервал взлет и вернулся на стоянку из-за неисправности носовой стойки шасси.
10 сентября самолет «S7/Сибирь», прилетевший из Челябинска, совершил аварийную посадку из-за невыпущенных закрылков и повреждения шасси.
После начала СВО, когда парк иностранных самолетов остался без сопровождения со стороны западных разработчиков, ни одна из российских авиакомпаний не отчиталась о том, в каком состоянии находится гражданский воздушный флот. И сколько самолетов уже разобрали на запчасти.
Вот и сегодняшний самолет «Уральских авиалиний», у которого в полете отказала гидросистема, продолжит летать. Об этом 12 сентября заявил глава и владелец авиакомпании Сергей Скуратов: судно будет восстановлено и вновь полетит. «Уральские авиалинии» эксплуатируют 52 авиалайнера Airbus на условиях операционного лизинга. Авиапарк далеко не новый, иностранные самолеты уже покупались «бэушными».
Напомним, что до начала СВО у российских авиакомпаний совокупно было 1100 пассажирских судов.
Несмотря на растущее число авиаинцидентов, в Межгосударственном авиационном комитете считают, что безопасность полетов в РФ находится на самом высоком уровне как минимум с 2018 года.
А в антирейтинге из 52 стран, составленном IDP Corporate Systems, Россия занимает первое место по числу авиаинцидентов. На втором месте находятся США (26 случаев), а третье место разделяют Германия и Турция, на которые приходятся по пять случаев.
По количеству крушений летательных аппаратов Россия также находится на первом месте рейтинга. Всего с начала года зафиксировали 22 авиакатастрофы. На втором месте США — 18 случаев. Третье место разделяют Колумбия и Австралия — по 4 случая.
«Новые Известия» сообщали, что в минувшем году с российскими самолетами произошло более 130 неприятных историй.
Аварийная посадка: самолет «Уральских авиалиний» не долетел до аэропорта и сел в поле
Читайте также:
Состояние российской авиации хуже, чем можно себе нафантазировать
Ссылка на статью: https://newizv.ru/news/2023-09-12/otryvalos-lopalos-skripelo-chto-proishodilo-s-grazhdanskimi-samoletami-v-2023-godu-419005