Буквально на днях (6 сентября 2023 года) случилось знаменательное событие: была открыта первая на территории России станция метро в аэропорту! Этой чести удостоился московский аэропорт Внуково, который расположен ближе всего к Москве.
Однако те, кто бывал в Москве, вероятно, знают, что в Москве давно существует иная станция "Аэропорт" в метро. Почему же она так называется, если никакого аэропорта там рядом нет?
Так было не всегда! Когда ту станцию "Аэропорт" построили в 1938 году, рядом с ней находился единственный тогда московский аэропорт на Ходынском поле. И тогда оттуда осуществлялись все гражданские рейсы из Москвы, в том числе и международные. Кстати, первый пассажирский рейс из московского аэропорта 1 мая 1922 года был в Германию — в Кёнигсберг. Причём лётчик был русский, а самолет — немецкий, пятиместный пассажирский «Фоккер F III». Такая вот ирония истории.
Так что в конце 1930-х у москвичей была вполне реальная возможность добраться до аэропорта на метро. Хотя станция "Аэропорт" и не находилась прямо в аэропорту, но от неё менее километра до бывшего здания аэропорта, причём можно было подъехать до него и на трамвае.
Сам же аэропорт на Ходынке существовал ещё до революции как "аэродром Московского общества воздухоплавания". Но, конечно, ни о каких пассажирских рейсах тогда речи не было. Как и о метро туда.
Именно с этого аэродрома совершали свои полёты выдающиеся русские лётчики, в том числе П. Н. Нестеров, С. И. Уточкин, В. К. Коккинаки и В. П. Чкалов. А Чкалов и погиб рядом с этим аэродромом, выполняя испытательный полёт.
После Великой Отечественной гражданская авиация стала развиваться ещё стремительнее, и одного аэропорта в Москве стало не хватать. Тем более, что на Ходынке ещё и постоянно проводились испытания военных самолётов, которые выкатывались зачастую прямо с авиазаводов, расположенных рядом (их тоже больше нет).
Были построены новые аэропорты Внуково и Быково (аэропорта Быково тоже более не существует, на его месте гоночная трасса), а в 1960-х — Шереметьево и Домодедово, куда и перенесли со временем гражданские авиарейсы. В 1948 году с Ходынки взлетели последние пассажирские рейсы, после чего оттуда взлетали только военные, испытательные или служебные рейсы до полного закрытия аэропорта в 2003 году.
Притом, что официально все аэропорты выносились из города "ради безопасности жителей", тот факт, что испытания (!!!), в частности, тяжёлого авиалайнера Ил-96 проводились именно отсюда — почти из середины плотно застроенного многомиллионного города, заставляет задуматься об истинных причинах переноса. Скорее всего, так было просто удобно военным.
После закрытия пассажирских рейсов с Центрального аэродрома имени
М. В. Фрунзе (так официально назывался центральный московский аэропорт) рядом с лётным полем начали возводить так называемый "Аэровокзал", который открыли в начале 1960-х. Его функцией стала регистрация пассажиров на рейсы в других аэропортах Москвы и отправка их туда автобусами, уже без багажа (багаж ехал отдельно, хотя и в тех же автобусах в багажном отделении). Автобусы заезжали прямо на лётное поле аэропортов, багаж перегружали сотрудники аэропортов, а пассажиры прямо из автобусов садились в самолёт. Причём в 60-е годы пассажиров пробовали развозить оттуда по аэропортам аж на вертолётах (!!!), но позже (в связи с дороговизной) пересадили на автобусы.
Я лично помню, как возили только на автобусах (красных "Икарусах" с самолётного типа креслами). Вот так выглядел в начале 80-х Аэровокзал с теми самыми "Икарусами" рядом с ним:
Мне очень нравилось в детстве просто ходить в это огромное здание аэровокзала, смотреть расписание авиарейсов на автоматических механических терминалах, которые перелистывали страницы с текстом.
А ещё там можно было что-нибудь взвесить (включая себя) на специальных огромных весах для багажа! Причём никаких контролей и досмотров с пристрастием на входе в здание не было. И забытых в здании сумок тоже никто не боялся — это было совсем другое время.
Одними из последних рейсов с Ходынки стали вертолётные, которые монтировали шпиль строящегося рядом "Триумф-паласа":
А самый последний борт вылетел из первого московского аэропорта 3 июля 2003 года. Это был противолодочный Ил-38 SD для ВМС Индии. После чего аэропорт закрыли навсегда.
Какое-то время после закрытия на остатках взлётно-посадочной полосы и рулёжных дорожек были оставлены списанные самолёты и вертолёты. Там планировали организовать "Музей авиации". Я даже помню, как они там стояли, примерно так:
Но в итоге большинство из них там сгнило или было разграблено: стояли они все без охраны. Некоторые более-менее уцелевшие образцы потом переехали в музей техники Задорожного.
Незадолго до закрытия аэропорта лётное поле Ходынки выглядело так:
В конце 90-х вечерами можно было идти через это поле, и вокруг была кромешная тьма, а вдали со всех сторон сиял огнями город — это было очень необычное ощущение!
Аэровокзал же в 90-е годы превратился сначала в торговый центр всякого ширпотреба, потом в нём были какие-то игорные залы и рестораны.
В 90-х автобусы ещё изредка ходили в аэропорты из остававшегося небольшого куска аэровокзала. Но ими пользовались всё реже: они всё чаще застревали в глухих пробках, и пассажиры нередко опаздывали на рейсы. Поэтому в конце 90-х и оставшуюся часть аэровокзала закрыли, а позже его просто снесли, чтобы это место застроить. А с середины 2000-х нишу быстрой доставки пассажиров в аэропорты заняли аэроэкспрессы.
Теперь Ходынское лётное поле всё полностью застроено жилыми домами, новыми торговыми центрами, стадионами и человейниками.
Оставили, правда, и место для небольшого парка:
Но хотя аэропорта больше и нет, он всё равно остаётся ещё с нами: если совместить современную Яндекс-карту с аэрофотоснимком действующего аэропорта 60-х годов, то оказывается, что проезжие части нынешних улиц Гризодубовой, Авиаконструктора Сухого и проезда Берёзовой Рощи почти полностью совпадают с бывшими аэропортовыми рулёжными дорожками. Видимо, подложка из бетонных плит аэропорта — куда более надёжное основание для дороги, чем построенное заново современное.
Вот такая история, друзья!
Про новую станцию метро также читайте мой репортаж:
А ещё ниже вы найдёте ссылки на рассказы о том, что ещё находилось на знаменитой Ходынке и вдоль нынешней Ленинградки.
Также читайте описание моей пешеходной экскурсии по уникальной Ивановской горке, которую я проведу в это воскресенье 17 сентября в 16:00:
Записывайтесь и приходите! Будет интересно! Не пожалеете.
#история #архитектура #другаямосква #москва #ленинградка #экскурсии #ходынка #экскурсии по москве #аэропорт #аэровокзал #метро #авиация
=================================================