Найти тему
390 подписчиков

Основные факторы нарушения речевого развития у детей

Сегодня я бы хотела поговорить с вами о тенденции, которая сформировалась, а точнее, формируется на сегодняшний момент в нашем обществе. Сегодня почти в каждом детском саду есть логопедическая группа, во многих школах есть штатная единица логопеда. Возникает вполне резонный вопрос: неужели детей с нарушениями речевого развития становится все больше год от года? Да. Причем стоит отметить, увеличилось не только количество детей, но и тяжесть речевых нарушений.

Сегодня можно услышать:

· вполне нормально, что ребенок начал говорить после трех лет;

· у современных детей речь формируется позже.

Хотелось бы сразу прояснить, что нормы речевого развития не поменялись за прошедшие 10 лет, и объем словарного запаса ребенка на различных этапах его взросления тоже. Соответственно, если ребенок выговорится после трех лет, он уже будет иметь задержку речевого развития. Помимо отклонений речевого развития, возросло количество детей с задержками психо-речевого развития разного генеза, заболеваний нервной системы и психики в целом.

Сегодня я бы хотела поговорить с вами о тенденции, которая сформировалась, а точнее, формируется на сегодняшний момент в нашем обществе.

В этой статье я бы хотела разобрать, какие основные причины возникновения данной проблемы:

1. Еда и экология. Некачественная еда и плохая экологическая обстановка могут вызвать проблемы со здоровьем у беременной женщины, что, в свою очередь, может сказаться на развитии плода и значительно увеличить шанс развития внутриутробных патологий или же стать причиной преждевременных родов.

2. Современная медицина даёт шанс завести ребёнка людям со сниженной репродуктивной способностью. А также появилась возможность выхаживать детей, рождённых на ранних сроках, с патологиями функции дыхания. Все это негативно сказывается на развитии малыша и может привести к нарушениям речевого развития.

3. Слабое развитие вестибулярного аппарата. Равномерные укачивания. Разного рода ритмичные движения помогали развивать у детей вестибулярный аппарат, а также сенсорно-моторную сферу. Благодаря этому дети раньше начинали ходить, ползать и разговаривать. Современным родителям сложнее выделить время на укачивание малыша. На помощь пришли разного рода гаджеты: разнообразные шезлонги с функцией укачивания, кровати с маятниковой функцией, слинги.

4. С маленькими детьми стали гораздо меньше общаться. Так, например, раньше ребенку пели колыбельные, постоянно просили повторить за собой, просили назвать, кого он видит. Сейчас ребенок с ранних лет общается с видео на смартфоне. Разнообразные мультики (даже развивающие) не смогут заменить ребенку живого общения. При живом общении ребенок активно учиться воспринимать интонации и разного рода звуки, у него активней пополняется словарный запас, он начинает воспринимать простейшие речевые конструкции в более раннем возрасте. Это, в свою очередь, позволяет активнее развиваться гортани - основному инструменту речевой деятельности.

5. Гаджеты. Все чаще можно наблюдать картину, как ребенок сидит, смотрит в меняющиеся картинки на планшете, смартфоне или телевизоре. Причем мозг малыша не способен в полной мере обработать информацию на экране. Часто меняющиеся картинки, забавные герои с разного рода дефектами речи формируют у ребенка больше зрительное восприятие информации. Ему сложно переключаться на слуховое восприятие. Из-за этого малышам сразу становится скучно. Все это способствует развитию у детей: раздражительности, синдрома дефицита внимания, агрессию, страхи, тики, заикание и прочие неврологические проблемы.

Сегодня я бы хотела поговорить с вами о тенденции, которая сформировалась, а точнее, формируется на сегодняшний момент в нашем обществе.-2

6. Круг общения. Современный малыш очень поздно начинает взаимодействовать с окружающими его людьми. В основном его контакты ограничиваются мамой и парой соседских ребят на детской площадке пару часов в день. Дети позже идут в детский сад и школу. Попадая в большую компанию, ребенок начинает активней развиваться, формируется объемный словарный запас, а смысловые конструкции становятся сложнее. Совместные игры развивают такие качества, как реакция, логика, внимание, наблюдательность, концентрацию.

В качестве итога мне бы хотелось отметить, что сказанное выше - это просто обстоятельства, с которыми приходится жить современным родителям. Вырастить здорового и гармонично развитого ребенка можно, правильно расставив приоритеты. Написанного мною не стоит бояться. Нужно выстроить работу с ребенком так, чтобы нивелировать факты, препятствующие развитию малыша.