Сегодня, 12 сентября, исполнилось 96 лет со дня краснодарского землетрясения 1927 года. Тогда в ночь с 11 на 12 сентября в городе ощущались слабые подземные толчки силой не выше 4 баллов. Есть основания предполагать, что это – афтершоки куда более разрушительного землетрясения, которое в те же часы произошло в Крыму.
Ночью с 11 по 12 сентября 1927 года в 00:20 жителей Краснодара разбудили подземные толчки. Сила земных колебаний была равна 4 баллам. По классификации сейсмологов, это умеренное землетрясение, которое могут ощутить многие люди. При такой мощности возможно покачивание окон и дверей, но к серьезным разрушениям оно обычно не приводит. Так было и в этот раз - повреждения зданий не произошло, хотя в некоторых старых домах потом были обнаружены трещины. Что характерно: лампы при толчках качались с запада на восток.
Краснодарский край относится к 8-бальной зоне сейсмичности из 12 возможных по шкале Рихтера. Это значит, что на территории региона возможны сильные и разрушительные подземные толчки. Однако сентябрьской ночью 1927 года, к счастью для краснодарцев, очаг землетрясения располагался не здесь.
- Мареографы всех крымских и кавказских портов на Черном море записали в ночь с 11 по 12 сентября очень эффектные мареограммы, особенно в Сухуме, напоминающие сейсмограммы сейсмографов на суше, - писал годом позже тех событий геолог, гидрогеолог, профессор Петр Двойченко (1883-1945 гг.), - Все эти явления подтверждали, что очаг землетрясения находился в недрах моря у крымских берегов. Поэтому явилась мысль исследовать дно моря у крымских берегов, для чего и снаряжена была Севастопольской морской обсерваторией специальная экспедиция для промеров и выемки образцов ила.
Профессор-геолог Петр Абрамович Двойченко. Автор фотографии неизвестен
Наиболее вероятно, что краснодарское землетрясение 1927 года – это афтершок более разрушительного крымского. Эксперты поясняют: после основного землетрясения потом обычно возникают повторные. Эти толчки охватывают более обширную область, но их сила гораздо ниже и уже не опасна.
Та же ночь с 11 на 12 сентября 1927 года, которая принесла беспокойство многим краснодарцам, стала бедственной для жителей Крыма.
- Это случилось в ночь с 11 на 12 сентября, тотчас после полуночи, в 0 часов 15 – 17 минут, - писал профессор Петр Двойченко, который является уроженцем Симферополя, - Сила толчков всюду была значительно больше, чем во время первого землетрясения (имеется в виду землетрясение, которое произошло в Крыму 26 июня 1927 года – прим. журн.). На южном берегу, особенно же в Ялте и в соседних курортах, второе землетрясение достигло размеров всенародного бедствия…
Все жители в панике высыпали из домов на улицы, в сады и парки. Громовой шум от подземных толчков сливался с грохотом горных обвалов и обрушивающихся зданий. Слышались крики и рыдания испуганных людей.
- Были случаи, когда проснувшиеся от сильных толчков закутывались в одеяла и с ужасным, нечеловеческим криком, от которого стыла кровь в жилах, бросались с балконов и из окон второго и третьего этажей, - вспоминал уроженец Крыма, профессор Петр Абрамович Двойченко, - Невольный ужас охватил всех, даже самых твердых и стойких людей… В Алупке был случай смерти женщины от разрыва сердца.
Данные о количестве жертв и пострадавших в разрушительном землетрясении в Крыму в ночь с 11 до 12 сентября 1927 года разнятся. Очевидец тех событий, профессор Петр Двойченко, который позже издал книгу «Землетрясение 1927 года в Крыму», пишет о 13 погибших и 800 пострадавших, из которых 375 были ранены тяжело. Другие источники говорят о гораздо меньшем числе пострадавших от разрушительного природного явления: трое погибших и 65 раненных. И еще многие люди пережили в эту ночь сильнейшее психологическое потрясение, которое отразилось на всей их дальнейшей жизни. Некоторые крымчане, не справившись со стрессом, лишились рассудка и попали в больницу для психических больных.
Зухра Куб