Найти в Дзене

Что делать, если ребенок не хочет учиться или готовиться к экзаменам?

Оглавление

Возможно, во время общения с ребенком вы замечали подобное:

- Ты должен учиться!
- Я не хочу!
- Да кто у тебя спрашивает?!

Сценариев много, результат один - нулевой.

Для начала определимся с причинами, которые мешают школьнику учиться.

Причины, мешающие школьнику учиться:

  1. Отсутствие интереса к какому-либо из предметов. К примеру, ребенку могут очень сильно нравиться гуманитарные предметы, однако, из-за слишком "большой" нагрузки других, точных наук, у него периодически или постоянно не хватает времени на любимый урок.
  2. Ребенок может не находить материал интересным или не видеть связи между учебным материалом и своей жизнью. Стандартный вопрос школьников: "Зачем оно мне нужно, если не пригодится?". Чаще всего учителя не могут ответить на этот вопрос.
  3. Плохое отношение к учителям или школе. Ребенок может испытывать неприязнь к определенному учителю или иметь плохой опыт в школе в целом. Такое чаще всего возникает с зависимыми людьми.
  4. Трудности в учебе или недостаточное понимание материала. Если у ребенка есть пробелы в знаниях или он испытывает трудности в учебе, это может вызывать отвращение к обучению.
  5. Неспособность ребенка оценивать свои достижения и его зацикливание на собственных ошибках. Также это часто называют перфекционизмом. Заключается в том, что если ребенок не сделает все идеально, то он не будет доволен своей работой.
  6. Трудности в учебе или недостаточное понимание материала. Если у ребенка есть пробелы в знаниях, то он испытывает трудности в учебе. Он убеждает себя в том, что уже не сможет достичь успеха в обучении.
  7. Отсутствие дисциплины и организации у ребенка. Если у ребенка нет строгого расписания или навыков управления временем, он может испытывать трудности в учебе и терять интерес.
  8. Зависимости. Например, интернет-зависимость, в наше время, особенно актуальна.
  9. Отсутствие целей и планов на будущее. Ребенок может не видеть цели в обучении и не знает, как оно поможет ему в будущем.
  10. Возрастные изменения и влияние гормонов.
  11. Недостаточная поддержка и демотивация со стороны родителей.
  12. Личные проблемы или стрессовые ситуации. Например, семейные конфликты, проблемы со здоровьем или дружеские проблемы могут отвлекать ребенка от учебы.
Яндекс.Картинки
Яндекс.Картинки

Познакомившись с причинами, приступаем к ответственной части - к их устранению.

Почему принуждение, описанное в начале статьи не имеет никакого результата?

Все довольно просто - никто не любит, когда его что-то заставляют делать. Наоборот, это убивает всякое желание что-либо делать. Понимание и ответственность у ребенка ещё недостаточно развита, чтобы понять результат "отказа от обучения", но и причины по которым он сформировался принуждением не устранить.

Ребенок не будет желать учиться, если его принуждать, возможно, он и будет учиться, но только потому что это "нужно родителям".

Устранение причин

Есть мнение, что люди делятся на "гуманитариев" и "технарей" (однако, научно доказано, что у человека левое полушарие отвечает за логическое мышление, правое - за творческие способности), а негативное отношение к конкретным предметам, может возникнуть по двум причинам:

Требовательность родителей - родители недовольны "тройкой" или "четверкой" по предмету, который не нравится школьнику, упуская, к примеру, что он получает по всем остальным предметам - отлично. Часто родители выходят из себя и повышают голос на ребенка в такие ситуации. Это снижает желание учиться, у ребенка возникает ощущение, что он учится не для себя, а он это делает именно для себя, а не чтобы родители были довольны.

Для начала необходимо понять то, что ребенок не может знать и удерживать всю информацию в голове, по всем предметам, и часто оценки учителей субъективны. Детей в школе учат тому, что они не могут ошибаться (например, ошибка в ответе - минус балл, несмотря на то, что алгоритм решения подобран верно).

Поэтому они занимают позицию:

Если я ничего не буду делать, то и ошибаться тоже не буду

А на самом деле это работает по-другому:

Не ошибается лишь тот, кто ничего не делает!.. Не бойтесь ошибаться — бойтесь повторять ошибки!
Фридрих Шиллер.

Родители же могут либо усиливать этот страх ошибки, либо научить ребенка работать над ошибками, делать выводы. Второй вариант, с точки зрения психологии, - верный.

Редко, но между ребенком и учителем может возникнуть спор, что может, в свою очередь, повлиять на субъективность учителя и на желание ребенка учить предмет, который ведет педагог.

Отношения с ребенком должны быть такими, чтобы любой проблемой он мог с вами поделиться - подружитесь с вашим ребенком, обратите внимание, что на это понадобится значительное время. Когда вы станете для ребенка другом, а не надзирателем, тогда он вам сможет доверять и расскажет о конфликтах с учителями, зависимостями (часто подростки пробуют "запрещенное"), если такие имеются.

Не нужно нарушать личные границы ребенка и "допытывать" проблемы ребенка в школе, а тем более следить за каждым его шагом!
Станьте другом (повторюсь) своего ребенка, с которым можно посоветоваться, которые не будет впадать в панику и унижать ребенка

Спасибо за внимание, дорогой читатель! Пиши, комментируй, а я с радостью отвечу на любые вопросы!