Спустя три месяца
– Я так и знала. Дрянь старая! Целый клок вырвала, представляешь?.. – Люба со слезами в голосе потерла затылок. – Чтоб ее... Разве только я во всем виновата? А ему, главное, ничего, представляешь? Конечно! На дармовых-то харчах... Кто откажется! Хоть и злая была, но его пальцем не тронула. Только накричала... А у меня целый клок...
– Надо быть умнее, – со спокойным видом ответила Наташа. – Кто же спит с женатым мужчиной в его доме? Разве вы не могли выбрать хороший отель? Совсем дурак Николаша твой... Или жадный, – добавила она с ноткой язвительности.
Ссылка на начало истории
– Он не жадный... – запротестовала Люба. – Но у него сейчас и правда трудности на работе. Может, вообще с должности снимут. У него сейчас такой стресс, а теперь еще и это...
– А я тебе говорила еще месяц назад: бросай ты его. Оно тебе надо? Вот у меня сейчас вообще счастливая полоса. После Тимура я больше не наступлю на те же грабли. Сама знаешь, у мужчин может быть только один недостаток: жадность.
– Думала, ты скажешь: жена... – снова потерев ушибленное место, сказала Люба.
– Жена – не недостаток, а иногда даже очень хорошее преимущество. При желании от нее можно избавиться, но куда лучше – с ней договориться. Вот мужская жадность – дело другое...
– И тем не менее, ты прожила с жадным мужчиной три года в браке, – оправившись, парировала Люба. – Хорошо хоть одумалась вовремя...
– Валера не жадный! – с досадой воскликнула Наташа. – Просто...
– Бедный! – рассмеялась Люба. – Ну-ну, ты что, до сих пор любишь его?
– Нет, не люблю. Но... жалко мне его как-то, – с грустью проговорила Наташа.
Перед ее глазами пронеслись их последние дни с бывшим мужем. Они только отпраздновали годовщину, как тут вдруг резко и неприятно вскрылся роман Наташи с Тимуром, весьма состоятельным мужчиной восточных кровей. И разумеется, благодаря свекрови, куда уж без нее...
Наташа и сама хотела рассказать обо всем Валере, но не так, не в таких обстоятельствах, и уж разумеется, не в такой ужасной форме. Она бы подготовила почву, смягчила удар. Муж бы понял ее, и они бы расстались на доброй ноте.
А из-за Людмилы Марковны, совершенно исказившей ситуацию, Валера после развода до сих пор отказывается идти на какой-либо контакт. Будто Наташа совершила какое-то жуткое преступление, а не просто-напросто влюбилась в другого человека. Ну, даже если и не влюбилась... Она хотела узнать! Понять, правильный ли сделала выбор в жизни.
Но конечно, обратного пути уже не было. Пыталась ли она вернуть Валеру? Да. Было ли это продиктовано осознанием вины и желанием исправить ошибку? Нет. Просто ей попался не тот мужчина. Тимур оказался сплошным разочарованием, но ведь ей мог встретиться и другой, более подходящий человек.
Поэтому за Тимуром последовал Максим, молодой бизнесмен со странными пристрастиями в постели. Затем Гриша, мужчина в возрасте, бывший автомеханик, открывший крупную сеть шиномонтажек. И вот теперь – Антон, о котором она пока боится рассуждать вслух, чтобы не сглазить царящую между ними идиллию.
– И что, совсем ничего про него не расскажешь? – снова спрашивает Люба.
– Нет, еще рано что-то говорить... – отвечает Наташа с загадочной улыбкой. – Мы еще с ним так мало знакомы.
– Это самое лучшее время, – со вздохом роняет Люба. – Когда не знаешь о них ничего...
– Ты так говоришь, будто мы занимаемся чем-то ужасным, а не пытаемся просто-напросто устроить свою жизнь получше, – нахмурившись, произносит Наташа.
– Я уже и не рассчитываю устроить жизнь получше. Вот даст Бог, выберется Николаша из этой ямы, тогда, может, и будет еще у меня в жизни что-то хорошее. А нет – значит, уже нет.
– Почему ты так говоришь? Разве ты другого не можешь найти?
– Устала я... Да и что скрывать, жалею. Жалею, что вообще влезла во все это. Я ведь люблю его, Наташ. Я и правда думала, что у нас с ним будет своя семья...
– Подожди, – с удивлением отозвалась Наташа. – Ты же сама мне говорила, что вам и так хорошо. Да и то, что жена никуда не денется, ты знала.
– Да, но все-таки до конца не хотела верить. Ведь он пробудил меня. Он дал мне все. Но если бы я его не встретила, то у меня бы и желаний этих не было. И теперь, если я его потеряю, буду жить так же, как жила до встречи с ним.
– Но как же так, Люба?.. Зачем же ты тогда говорила мне про мужчин с деньгами... Про цветы, брюлики... О том, как все это важно... О том, что ты только с ним начала жить по-настоящему...
– Так и было. Я начала жить благодаря ему. Но ты не поняла главного. Мне другие не нужны, понимаешь? Мне нужен только он. Без него все это не будет иметь никакого значения...
Люба продолжала говорить, но Наташа уже не слышала. Она погрузилась в мысли о своем детстве. Ей вспомнилась мама, которая любила подолгу расчесывать ее длинные волосы.
"Когда-нибудь ты выйдешь замуж, как я, и будешь очень счастливой" – говорила ей мама, гладя ее по волосам.
"Не хочу замуж", – отвечала маленькая Наташа. – "Я буду всегда жить с вами, с тобой и папой".
"Но в какой-то момент нашей с папой любви тебе покажется недостаточно, и тебе захочется создать свою семью", – ласково говорила мама.
"Как мне может стать недостаточно вашей любви? Вы что, бросите меня?"
"Конечно, нет. Но тебе самой захочется свободы от нас. И чего-то нового, своего. Ты тоже захочешь родить доченьку и будешь причесывать ее так же, как я тебя сейчас".
"Фу! Не захочу. Я хочу всегда быть твоей доченькой, и совсем не хочу быть мамой".
"Ну посмотрим", – смеялась мама, целуя ее в макушку.
Вернувшись домой, Наташа опустилась на диван и так и просидела до ночи. Слез не было, но она чувствовала себя опустошенной. В последние месяцы она будто бы потеряла все, что было для нее прежде ценным.
Да, в шкафу пылятся новые туфли и сумки. В одном из ящиков в заклеенной коробочке лежит золотой браслет, который она в жизни не наденет. Но они уже несколько лет не разговаривали с мамой. У нее нет ни одной настоящей подруги. Валера ушел. Антон... Да кто такой этот Антон! И разве ей есть до него дело... Завтра он увидит ее грустной и задумчивой, и рассеется как дым.
У нее нет семьи, о которой говорила мама. Нет ничего "своего". Нет мужчины, который заставил бы ее почувствовать себя нужной и счастливой. Нет доченьки, которой можно было бы причесать и собрать волосы. А ведь она, возможно, всегда только этого и хотела.
Как же так получилось, что она ошиблась?
Когда-то давно, в студенческие годы ей очень нравился один молодой поэт. Он был готов кричать на весь мир, как любит ее, но она не верила. Ей казалось, что сильное чувство, которое он внушил ей, – обман, такой же прекрасный и жестокий, как его поэзия. А ведь она тогда просто испугалась счастья, которое озарило ее в первый и, пожалуй что, единственный раз в жизни.
Дрожащими пальцами она взяла телефон и набрала давно знакомый номер. Шли гудки, но трубку никто не брал. Она хотела уже отключаться, когда вдруг услышала родной голос.
– Наташа, это ты? Доченька!
К горлу подступил комок, и перед глазами все затуманилось.
– Привет, мамочка!..
Она слишком долго боялась оступиться и из-за этого все время сходила с пути. Избегала проблем из-за страха перед принятием серьезных решений. Но не сегодня.
Сегодня она сделает первый шаг "по любви". Неважно, ответят ли ей взаимностью. Но она будет честна перед самой собой. А это – самое главное.