Озеро Байкал является одним из древнейших и крупнейших на Земле. Находится оно в горах Сибири и лежит к северу от Монголии. В последнее время все чаще слышны разговоры о каком-то Байкальском тоннеле.
Озеро Байкал преграждало путь из центральной части России к ее восточным рубежам на протяжении всей истории.
Построить мост через огромное озеро, ширина которого в самом узком месте составляет 79 километров, практически не реально. Куда более амбициозной задачей стала бы попытка строительства тоннеля под дном водоема. Поэтому в царские времена все транспортные пути шли в обход Байкала с южной стороны.
Не стали совершать ненужных подвигов и в советские времена. Когда строилась Байкало-Амурская магистраль, то она в свою очередь также обогнула озеро вокруг, но только сделано это было уже с севера.
Что же касается того самого «Байкальского тоннеля», то никакого отношения к озеру он в действительности не имеет. Байкало-Амурская магистраль – это почти неразрывный, цельный комплекс железных дорог и инженерных конструкций.
На протяжении последних 20 лет БАМ активно дорабатывается. В частности, строится небольшая параллельная ветка, которая получила обозначение БАМ-2. По сложности БАМ-2 и близко не равняется советскому БАМ, но ресурсы проект все равно отнимает значительные. Правда и перспективы у проекта огромные.
Именно на участке БАМ-2 и строится уже неоднократно упомянутый тоннель. Возводят его не через озеро Байкал, а через Байкальский горный хребет. Прокладка тоннеля, задача не из лёгких, так как через горный массив нужно было прорубить почти 7 километров пути. И это уже второй такой тоннель. Первый был построен еще в 1985 году. Рыли его почти 11 лет с 1974 года. Второй тоннель на участке БАМ-2 строили 7 лет с 2014 по 2021 год.
Новый тоннель позволяет увеличить пропускную способность железной дороги почти в 2.5 раза.