Вы наверняка хоть раз сталкивались с мошенниками, когда они звонят и представляются «товарищем майором», а затем подключают к разговору «по защищенному каналу связи» сотрудника Центробанка?
Мошенники поступали хитро: «черновую» работу по нахождению доверчивых людей проводили низкоквалифицированные «псевдополицейские», а дальше к работе подключался мошенник классом повыше, выманивающий деньги у жертвы под видом сотрудника Центробанка.
И что же? Как оказалось, людям действительно придется взаимодействовать с Центробанком, как и говорили мошенники.
Банки могут НЕ все
Центробанк начал тестировать использование «цифрового рубля» (сокращенно – «цибля»). Работа человека с циблей организована через банк, где у человека есть счета с «обычными рублями» (безналом), но при этом банк только посредник между человеком – владельцем цибли и Центробанком, учитывающим циблю на счетах и проводящим с ней операции.
Пока Центробанк думает, что вопросов у людей по цибле к нему не будет… БУДУТ!
Есть вопросики
Даже если цибля будет работать просто как еще одна версия безналичных денег без правил о том, как они могут быть истрачены (такое есть в Китае), то достаточно одного сбоя или даже неясности в описании, и у людей возникнет недовольство.
Занимательная история
Мало кто помнит, как в 1994 компания Intel выпустила на рынок новый микропроцессор Pentium. Intel не продавала его напрямую пользователям ПК, но активно рекламировала «новый, самый лучший». В том же 1994 исследователь нашел ошибку в процессоре – процессор производил деление с ошибкой. Ошибка находилась в 4 и далее знаке после запятой. Intel сначала игнорировал шумиху в прессе, а потом заявил, что «ошибка редко встречается и не важна для людей без математического образования».
Спустя некоторое время один сборщик компьютеров отказался от процессоров Pentium, затем другой, к «отказникам» присоединилась IBM (тогда еще «законодатель мод»).
У Intel наступил настоящий кризис. Вышли они из него6 осознав, что рекламируя процессор для обычных людей, они теперь должны научиться с ними взаимодействовать, а не прятаться за спинами компаний, собирающих ПК (ну прямо как Центробанк с банками). Все инженеры «сели на телефоны»: всем рассерженным клиентам предлагали бесплатную замену процессора и компенсацию. Так они сохранили лицо и доверие потребителя.
Готов ли Центробанк к общению с людьми, которые из-за незнания или косяков в программах банков будут обращаться с жалобами напрямую в Центробанк?
Готовы в Центробанке к тому, что мошенники утроят усилия по обману людей, но уже с циблей? Ведь почва для обмана складывается плодородная: есть цибля, есть страх, есть солидное имя «Центробанк», а главное никуда не делись жулики, обманывающие нас.
Уже сейчас видно, что циблей удалось всех напугать, а вот исправить ситуацию Центробанк почему-то не спешит, даже уже опаздывает. Посмотрите, как все произошло с биометрией – очереди, паника, желание людей держаться подальше от нее.