Алехандро Ходоровски-Пружански – поэт, режиссер, актер, писатель, композитор, автор комиксов, исследователь Таро, авангардист, философ и создатель психомагии. Ему 94 года, и он намерен дожить до 120.
Продолжение. Предыдущая часть здесь⤵️
Великий режиссёр
В 1957 году Ходоровски поставил короткометражный фильм «Отрубленные головы» по новелле Томаса Манна. Эстет и блестящий режиссер Жак Кокто пришел от него в восторг.
Но как есть в истории поэты для поэтов, например, Велимир Хлебников или Китс, так Ходоровский – режиссер для режиссеров, а не для зрителя. Он давал идеи, открывал приемы и показывал -- так можно.
Попробуйте объединить на экране Дэвида Линча, Луиса Бунюэля, Иеронимуса Босха и Будду, добавьте диких зверей, космос, карликов, уродов, обнаженных женщин и духовных наставников. Запустите всех в пустыню и разведите костер – вот квинтэссенция фильмов Ходоровски. Он черпал образы из своих осознанных сновидений. Ему часто снились кошмары про уродливых чудовищ. И он всякий раз прижимал чудовище к сердцу и делал из него красавца. Чудовище уходило от него в глубокой задумчивости или предлагало любовь и дары.
Его первый большой фильм «Фанло и Лис», снятый в Мексике в 1967 году, вошел в историю, так как из-за него навсегда закрыли международный кинофестиваль в Акапулько. Фильм настолько возмутил зрителей, что они разгромили кинотеатр. Друзьям даже пришлось увозить режиссера в багажнике автомобиля в безопасное место. Но фильм про путешествие юноши и его парализованной подруги в поисках волшебного города, где девушка сможет исцелиться, сразу стал классикой артхаусного кино.
После второго фильма – «Крот» – Ходоровски был зачислен эстетствующей европейской критикой в гении. У него получился гибрид вестерна, притчи и жестокого романса с морем кровищи. Ходоровски выдавал в фильмах свои проблемы – с деспотичным отцом, который любил сына, и равнодушной матерью, которая сына не любила. И подводил зрителя к крамольной по нынешнем временам, но очень жизненной истине: иногда насилие является для человека единственным способом выразить свою любовь, а враг бывает ближе друга, потому что для него дорого то же, что и для тебя – иначе вам не из-за чего было бы враждовать.
Психомагия
В 1990 году Алехандро уехал в Париж. Его все сильнее привлекали литература и целительство. Он создал новый вид психотерапии – психомагию, которая основана на шаманизме, психоанализе, Таро и «эффекте театра».
Суть ее проста: человек рассказывает о своей проблеме, о своей жизни и своей семье. Карты Таро помогают проанализировать пациента и выяснить то, о чем он умалчивает. А потом на основе его истории целитель придумывает для него цепь ритуалов, совершение которых позволит разрешить его проблемы.
Однажды в Париже на сеанс к Ходоровски пришла женщина лет сорока. У нее не ладились отношения с мужчинами, и она постоянно конфликтовала с матерью. Женщина ни разу в жизни не видела своего отца, он умер в Перу, когда ей исполнилось восемь лет. Ходоровски велел ей поехать в Перу, найти там следы пребывания отца, вернуться домой, зажечь свечу, а когда она догорит, пойти к матери и дать ей пощечину.
Женщина поехала в Перу. И случилось то, что Ходоровски называет включением «танцующей реальности». Она нашла пансион, где отец жил перед смертью, и оказалось, что хозяйка сохранила письма и дневник постояльца – ведь он говорил, что дочка его непременно найдет. Женщина прочитала письма и почувствовала, что у нее появился отец. Пустое место заполнилось.
Она вернулась в Париж, зажгла свечу и отправилась к матери. И впервые за долгие годы мать накрыла к ее приходу стол. Но, несмотря на это, женщина последовала ритуалу и ударила мать. Она ожидала истерики или ответного удара, но мать спросила: «За что?» И дочка рассказала ей про все свои обиды, про письма и дневники отца. Мать помолчала. И сказала: «Ты должна дать мне еще одну пощечину». В итоге они подружилось, дочь смогла общаться с мужчинами.
Это похоже на чудо. Но это -- исцеление душевных травм через то, что живет у нас в подсознании, превращение монстра в своего друга.
Ходоровски написал много отличных книг. Среди них самая важная – «Психомагия» (2004). В течение многих лет каждую среду в парижском кафе Téméraire он делал расклады Таро всем желающим. Принимал 25 человек в день бесплатно.
Иногда во время ужина или на деловых переговорах он обращался к собеседнику, которого видел впервые, и сообщал, куда ему непременно надо поехать или пойти завтра или через три дня. Если тот прислушивался, то попадал под волну «танцующей реальности», и в его жизнь приходили счастливые совпадения или он разрешал старые проблемы. Друзья считали его ясновидящим. А он и не спорил.
«Для того чтобы привести в действие магию, нужна большая смелость, духовная чистота и огромная работа над собой».
Окончание здесь⤵️
Подпишись на наш канал и читай:
Галина Панц-Зайцева (с) "Лилит"