Всем привет!
Автомобиль для многих советских людей оставался неосуществимой мечтой, однако существовала целая группа «народных» машин, которых можно было получить, отстояв многолетнюю очередь. В эту группу входили Запорожцы, Москвичи и «Жигули», и среди Запорожцев главенствующую позицию занимала модель ЗАЗ-968. О ней-то я сегодня и расскажу.
Выпуск нашего героя начался в 1971 г. Модель пришла на смену ЗАЗ-966, о котором я писал здесь, и во многом была схожа с предшественником: та же форма кузова, то же заднее расположение мотора объемом 1,2 л и мощностью 40 л. с., а первое время – те же знаменитые «уши» для охлаждения двигателя. С ними перекочевало и народное прозвище раннего ЗАЗ-968 – «ушастый». Однако автомобиль получил новые поворотники, а бесполезное «решетчатое» украшение 966го исчезло, и остался лишь хромированный молдинг:
Изменениям подвергся и салон. В распоряжении водителя был необходимый набор приборов, удобный руль и рычаг 4-ступенчатой коробки передач, а приборная панель стала отделанной пластиком:
В таком виде ЗАЗ-968 выпускался до 1979 г., после чего модернизировался. Обновленный автомобиль потерял много хромированных украшений, зато получил новую светотехнику и «жабры» вместо «ушей». После модернизации машина стала обозначаться 968М.
Эта-то модификация и стала тем Запорожцем, что обычно представляется нам при этом названии. Автомобиль стал в 80х гг. самым доступным для народа и выпускался до 1994 г. Большинство машин были седанами, но также выпускались пикапы, рассчитанные на 320 кг груза. Их грузовой отсек расположился между кабиной и мотором:
А еще на его базе ЗАЗ-968 выпускались «инвалидки» наподобие мотоколясок С3Д. Внешне такие автомобили не отличить от стандартных:
Прошло почти 30 лет после прекращения производства этих автомобилей, но до сих пор их можно встретить на наших дорогах – нужно только знать, где искать. При этом у каждого из сохранившихся экземпляров разная судьба. Многие уже не способны ездить:
Некоторым автомобилям находят необычное применение в виде указателей:
А иногда их и вовсе делают частью ландшафтного дизайна:
Все же намного интереснее видеть те экземпляры, которые еще на ходу и готовы дальше служить своим скромным владельцам:
ЗАЗ-968 – один из самых известных советских автомобилей, который наряду с Москвичами и «Жигулями» продолжает бегать по российской глубинке или исполнять другую службу. Так что в качестве бонуса еще один красноярский Запорожец, который по виду еще на ходу:
Много ли таких машин осталось в ваших городах? Пишите в комментариях, буду рад обратной связи.
А у меня на этом все. Ставьте лайки, подписывайтесь на канал и ждите новых статей!