В конце статьи вас ждет бесплатный шаблон google-таблицы с формулами для подсчета ROI, ROMI и ROAS.
Когда я начинала путь маркетолога все эти ROI, ROMI и прочая абракадабра вызывала шум в ушах. Я не могла понять почему в одних отчетах клиентов ROI, а в других ROMI. Где-то ошибка? Или это какая-то метрика-хамелеон? Считают-то вроде одно и то же.
Когда мне стали прилетать вопросы о различиях этих показателей, я поняла, что не одна такая. Ну что, давайте разбираться?
1. ROI
Каждый проект выделяет деньги на разные цели. Например, можно инвестировать в рекламу, в строительство нового офиса, в обучение сотрудников и т. д.
Чтобы посчитать, сколько денег вы заработали или потеряли при использовании любых денежных вложений, используйте метрику ROI (дословно — возврат от инвестиций). С ROI вы поймете насколько хорошо всё окупается.
Формула для вычисления ROI:
- (Доход − Расход) / Расход × 100%
Допустим, вы вложили в развитие бизнеса 100 000 рублей, а получили 250 000 рублей.
Тогда ROI = (250 000 – 100 000) / 100 000 × 100% = 150%
Но маркетологи в основном работают только с рекламой. Есть ли какой-то показатель, который затронет только инвестиции в маркетинг?
2. ROMI
Хотите посчитать сколько вы заработали или потеряли при вложениях в маркетинг? Поможет ROMI. Его нельзя использовать для оценки других инвестиций, только рекламных. Но эти же данные можно вычислить и с помощью ROI.
Получается ROMI — это только анализ маркетинга, а ROI более универсальный.
Формула для вычисления ROMI:
- (Доход от рекламы − Расход на рекламу) / Расход на рекламу × 100%
Допустим, вы вложили в рекламу 80 000 рублей, а получили доход от новых клиентов 60 000 рублей.
Тогда ROMI = (60 000 – 80 000) / 60 000 × 100% = –33%
Отрицательный ROMI говорит, что мы заработали меньше, чем потратили. Это плохо.
🔵 Как измеряем?
- Если метрика меньше 0%, то компания в минусе (тратит больше, чем зарабатывает).
- Если метрика больше 0%, то вложения окупаются.
Сложность подсчета ещё в том, что не всегда понятно, купил клиент, например, по рекламе ВКонтакте или же узнал о вас от соседа. Чтобы не было путаницы, используйте сервисы веб-аналитики (например, Яндекс.Метрика) и UTM-метки.
Но и при настроенной аналитике вы не всегда увидите точные результаты по разным каналам продвижения.
Клиент мог увидеть вас в рекламе ВК, перейти но не купить, потом почитать о вас в Яндексе, а купить в оффлайн-точке.
3. А что тогда такое ROAS?
С помощью ROAS вы считаете окупаемость затрат на рекламу. Чаще всего так вычисляют окупаемость трафика в разных кампаниях, объявлениях и по разным ключевым словам.
ROI и ROMI показывают, сколько вы зарабатываете на каждый вложенный рубль. А ROAS — это отношение доходов от рекламы к расходам от нее. Или во сколько раз окупается на трафик.
Формула для расчета выглядит так:
- Доходы / Расходы × 100%, где
Расходы — деньги, которые вы отдали на трафик (сюда не входит зарплата специалистов, оплата сервисов для сбора ключевых слов и другие похожие затраты).
Доходы — доход от клиентов, которые пришли с рекламной кампании, объявления или по ключевому слову.
Предположим, что за последний месяц интернет-магазин косметики вложил в рекламу 70 000 рублей и получили с неё 500 заказов средней стоимостью 1000 рублей (Итого доход = 500 000 рублей).
ROAS = 500 000 / 70 000 ×100 = 714%
Это значит, что реклама за последний месяц окупилась на 714% (х7)
***
Уметь считать метрики вручную — полезно для маркетолога. Но куда приятнее все эти подсчеты автоматизировать с помощью Google-таблиц.
🎁 Если хотите получить готовый шаблон таблицы с формулами для автоматического расчета ROI, ROMI и ROAS, пишите в сообщение группы Соленый маркетинг кодовое слово «ТАБЛИЦА».