О культурном влиянии наручных часов многое говорит то, что многим из нас кажется, будто они существуют вечно, и на самом деле существуют часовые бренды, история которых насчитывает два столетия и более; некоторые из них даже старше Соединенных Штатов. Однако наручные часы, которые носят на запястье, являются более поздним явлением, по крайней мере, для широкой публики, и хотя в наши дни мужчины составляют большинство серьезных коллекционеров и поклонников наручных часов, женщины были законодателями моды в этом стиле, нося часы на запястье почти за 100 лет до того, как джентльмены ввели их в свой гардероб. Итак, кто сделал первые наручные часы (для мужчин и для женщин) и как наручные часы завоевали мужское население, которое поначалу считало их безнадежно изнеженными? Наша история начинается во Франции начала 19 века с одного из ведущих светил часового дела.
Первые наручные часы (1810):
Breguet № 2639 для королевы Неаполя Каролины Мурат
Абрахам-Луи Бреге (1747-1823, на фото выше) был уроженцем Невшателя, Швейцария, который занимался своим ремеслом часового мастера в Париже и который сегодня считается одной из самых важных фигур в истории хронометража. Среди многих инноваций Breguet были первый механизм с автоподзаводом, первый механизм с повторителем и гонгом, один из самых ранних спусковых механизмов с постоянным усилием и устройство, которое он, как известно, запатентовал в 1801 году, - спусковой механизм с турбийоном. Но, возможно, самым влиятельным вкладом Breguet в эволюцию хронометража стало изобретение первых часов, которые можно было носить на запястье. В эпоху Бреге портативные хронометристы крепились на цепочках и брелках, и почти исключительно джентльмены носили их в карманах жилетов. Когда дамы той эпохи решили, что они тоже хотят носить время с собой, современные часовщики столкнулись с проблемой: в украшенных платьях, которые носили женщины, не было таких утилитарных элементов, как карманы. Отсюда и разработка самых ранних ювелирных часов, которые по сути были карманными часами, которые свисали с модных аксессуаров, таких как ожерелья, броши и браслеты.
Согласно историческим записям, только в 1810 году часовщик разработал часы с нуля для ношения на запястье, в отличие от ювелирного изделия с добавлением элемента хронометража в качестве дополнения. Часовщиком, соответственно, был легендарный Breguet, а заказчицей их была королева Неаполя Каролина Мюрат (вверху), сестра пожалуй, самым известным из списка королевских клиентов Breguet был Наполеон Бонапарт. Эти часы, известные в архивах как № 2639 и выпущенные в 1812 году, были овальной формы, с серебряным циферблатом с искусно изогнутыми арабскими цифрами; они имели механизм с усложнениями, включая повторитель звона, и крепились к браслету, сделанному из волосков и золотых нитей. К сожалению, ныне утраченные историей, часы королевы Каролины оказались законодателями моды для своего времени, вдохновляя Breguet и многих его современников на производство элегантно оформленных наручных часов для аристократов, членов королевской семьи и других состоятельных женщин на протяжении 1800-х годов, что в конечном итоге сделало их более доступными для публики к концу столетия. Дух оригинальных часов и многие из их примечательных элементов дизайна сохранились в современной коллекции Breguet Reine de Naples (пример ниже).
Однако практически в каждом утверждении в истории часов есть свои оговорки и противоречия, включая производителя (и дату) первых в мире наручных часов. Согласно Книге рекордов Гиннесса, рекорд принадлежит Patek Philippe с богато украшенными золотыми часами (внизу), изготовленными для венгерской графини Косцевич в 1868 году, которые сегодня находятся в музее швейцарского часового дела в Женеве. Возможно, тот факт, что существуют физические доказательства существования этих часов, склоняет чашу весов в пользу проверяющих факты из Книги рекордов Гиннесса, но Breguet предлагает документальные свидетельства заказа часов королевой Неаполя в 1810 году и записи о ремонте часов в 1855 году — обе даты предшествуют изготовлению часов Patek для графини. За исключением маловероятной, тщательно продуманной мистификации, большинство историков часов в наши дни одобряют Breguet. Сам Patek Philippe утверждает только, что его модель 1868 года выпуска является “первыми швейцарскими наручными часами”, что является тонким, но важным отличием, поскольку, скорее всего, Breguet изготовил оригинальные часы “Неаполитанский король” во Франции, а не в Швейцарии.
Однако, в то время как дамы 19-го века отдавали предпочтение наручным часам, мужчины той эпохи по-прежнему упорно отдавали предпочтение карманным часам, в основном рассматривая устройства, которые носят на запястье, скорее как декоративные безделушки, чем полезные хронометристы — и не совсем ошибочно, поскольку декоративные изыски при их изготовлении по-прежнему превалировали над практичностью, надежностью или долговечностью. Но именно здесь, через несколько лет после начала века, в историю входят Картье, Альберто Сантос-Дюмон и Первая мировая война, чтобы сыграть свою собственную ключевую роль.
Первые мужские наручные часы (1904):
Cartier Santos-Dumont
Отношение мужчин к ношению своих часов на запястье начало меняться в начале 1900-х годов, и предтечей этой общественной эволюции стали часы, изготовленные в 1904 году Луи Картье, лидером в третьем поколении одноименного парижского часового и ювелирного дома, для своего друга Альберто Сантос-Дюмона, пионера авиации и бонвивана родом из Бразилии, который прославился полетами на управляемых воздушных шарах над своим приемным городом Парижем. Сантос-Дюмон посетовал Cartier на трудности, с которыми он столкнулся, удерживая обе руки на пульте управления своим самолетом и одновременно проверяя время на своих карманных часах. Следить за временем было крайне важно в первые и очень конкурентные дни авиации, когда все сводилось к установлению и побитию рекордов времени и скорости, но ношение часов на запястье, более практичное решение задачи, джентльмены той эпохи по-прежнему считали женственным.
Наручный хронометр, который Cartier изготовил для своего друга, отвечал требованиям Сантос-Дюмона, а также придавал авангардный, стильный вид, соответствующий репутации альфа-самца авиатора. Взяв за основу дизайн карманных часов в квадратном корпусе, которые он изготовил ранее, и оснастив их калибром Jaeger, Cartier установил часы на кожаный ремешок и добавил элементы, вдохновленные популярным в то время стилем ар-деко. Он также добавил тонкие отличительные черты, которые сделали часы парижскими, например, выступающие винты на закругленном квадратном безеле, напоминающие заклепки недавно достроенной Эйфелевой башни, и лучистые римские часовые цифры, которые, по легенде, были вдохновлены картой улиц Парижа.
Творение Cartier стало первыми наручными часами, предназначенными для мужчины, и первыми, специально созданными для пилота. Сантосу-Дюмону понравились часы, которые впоследствии будут названы в его честь и станут основой для целой коллекции в современную эпоху, и 12 ноября 1906 года он надел их, устанавливая мировой рекорд скорости полета на своем биплане с двигателем 14Bis (вверху), одновременно став первым человеком, сфотографированным в полете. Тысячи людей, ставших свидетелями этого подвига, хотели подражать лихому, предприимчивому Сантос-Дюмону, а спрос среди мужчин на часы в квадратном корпусе, которые он носил, побудил Cartier выпустить их в качестве коммерческого продукта, начиная с 1911 года. Это был переломный момент для часовой индустрии, которая с этого момента сосредоточилась на наручных часах для своих покупателей мужского пола, поскольку более крупные и менее практичные карманные часы постепенно вышли из моды.
Окончательный переломный момент наступил после Первой мировой войны (1914-1918), в ходе которой войска союзных стран Великобритании, Франции, Соединенных Штатов и России нуждались в надежных часах в окопах и на полях сражений в Европе. Карманные часы были слишком непрактичны для солдат в движении, многим из которых приходилось заряжать оружие одной рукой, одновременно проверяя время другой, чтобы определить дистанцию приближающегося артиллерийского огня. Наручные часы, самые ранние из которых были изготовлены кустарным способом путем впаивания полосок металлической проволоки в существующие корпуса карманных часов для крепления их к ремешкам, таким образом, стали полезными и практичными военными аксессуарами, которые сопровождали ветеранов, возвращающихся к своей гражданской жизни, и которые впоследствии приобрели большую популярность. Остальное, можно сказать, уже история.