Не знаю, описан ли в психологии такой эффект или нет, но в поведении людей я заметил, что при выполнении различных работ, но имеющих одну характерную особенность, нарастает некий синдром, с которым справиться становится всё труднее и труднее.
Самое наглядное - это работа таксиста. Именно по ней я и назвал этот синдром.
Представьте, что вы таксист. Начали свой рабочий день. Открыли приложение заявок на перевозку.
И вот Вы берёте самую оптимальную для себя заявку и едите к будущему пассажиру. Он садится к Вам в такси и Вы стартуете по маршруту, проложенному навигатором. Но даже если это и оптимальный путь, самый короткий, даже если с учётом пробок, тем не менее на пути будут встречаться светофоры, которые нужно ждать, пешеходы на пешеходном переходе, которых тоже нужно пропустить. Встречаются впереди едущие машины, которые на перекрёстке в последний момент решили повернуть на лево, и Вы вынуждены лавировать, чтобы объехать его справа, пихаясь с другими машинами в правом ряду. Или просто очень медленные машины впереди, не уверенные в поворотах на том же перекрёстке. На кольце сплошной поток и приходиться тратить много времени выжидая лучшего момента для старта. В конце концов, поездка растягивается на более длинное время выполнения.
И каждый раз долбит одна и та же мысль, что если бы не эти препятствия, то довёз бы пассажира в 10 раз быстрее.
Когда таксист смотрит на ленту заказов, он потенциально готов взять их всех, и дорогих и дешёвых, и близких по расположению к нему и чуть далёких.
Ах, если бы не все вот эти препоны, то он бы успел отработать все заявки. Потому что вождение автомобиля таксист выполняет на таком автомате, что даже не задумывается над своими действиями и может очень быстро переметнуться с одного конца города на другой.
Но вот эти моменты, когда по независящим от таксиста причинам, возникают раз за разом, то приходится выбирать только близкие и, по-возможности, по дороже заявки.
Получается таксист может заработать в день гораздо больше, но из-за описанных обстоятельств, выручки, получается, меньше.
Это давит на психику. Капля по капле, момент за моментом. Один и тот же момент, но каждый раз.
И тут возникает этот синдром раздражённости. Конечно, в зависимости от темперамента таксиста, он может быть слабо выражен и позднее включаться, если он флегматик или меланхолик. Но если
сангвиник, или тем более халерик, то синдром наращивается мгновенно.
Такой синдром может возникнуть и на других работах.
Представим, что Вы занимаетесь тем, что, например, заклеиваете коробочки, едущие по конвейеру.
Вы научились клеить их очень быстро. Руки просто на автомате сами выполняют последовательность действий. И за каждую заклеенную коробочку Вы получаете какую-то оплату.
Всё бы хорошо, но конвеер едет медленно.
В результате заклеив одну коробочку Вам приходится ждать следующую.
Вы могли бы заклеить их много и получить за смену больше денег, но никто, ни Вы, ни начальство, не может запустить конвейер быстрее. Снова накапливается раздражение ожидания.
Это точно такой же синдром, как и у таксиста. Таксист ожидает возникшее препятствие, и на конвейере Вы ждёте следующую коробочку. Или, например, сам конвейер едет быстро, но коробочки на
нём появляются с задержкой.
Или, например, Вы обрабатываете какие-то несложные заявки. Все виды заявок Вы выучили наизусть, как их обрабатывать. Обрабатываете заявку каждую заявку быстро, даже чуть быстрее, чем следует по регламенту, чтобы не допустить ошибок. Но заявки приходят редко. Сново ожидание
и трата своего времени впустую. Есть силы и энергия на обработку, а делать нечего.
Или, например, заявок много, казалось бы делай и делай. Но в их обработке задействован какой-то другой субъект. Другой процесс, другой человек, которого нужно ждать, пока он не выполнит свою часть. Снова, получается, томительное ожидание, где Вы никак не можете повлиять на
скорость.
Со временем этот синдром таксиста очень сильно развивается. Он Вас будет преследовать уже по всюду. Стоите в очереди в магазине на кассе - раздражение. Идёте пешком и встали на перекрёстке - красный свет длится долго - раздражение.
И вот уже в любых, казалось бы, даже и не столько медленных процессах, которые возникают в жизни, даже разовые, возникает раздражение ожидания.
Справиться с таким синдромом становится всё труднее и труднее.
Эту ловушку хорошо бы заметить вовремя. Но у меня нет совета, как выйти из неё.
Синдром таксиста это следствие. Конечно, напрашиватся вывод - нужно убрать причину.
Но что если это Ваша основная работа. Совет уволиться слишком кардинальный и вряд ли человек с нажитым синдромом уволится только по этой причине.
Да, отдых, какой-то вид психологической разгрузки, типа, прослушивания любимой музыки и игры в любимую игрушку, на какое-то время ослабевает эффект синдрома. Но не убирает его совсем.
Столкнувшись снова с надоевшим ожиданием, синдром снова взорвётся внутри человека и будет гнобить до конца дня. Но и тут он может маячить своим присутствием - ожидание сна. Не можете уснуть - раздражение...