К ним примыкают нелегалы из Афганистана, Марокко и Сирии
В ряде сербских СМИ в последнее время часто упоминается север страны, а именно венгерско-сербская граница, в связи с участившимися случаями применения огнестрельного оружия различными бандитскими группировками. Так, недавно возле посёлка Макова-Седмица были слышны звуки автоматического оружия: в результате перестрелки был один погибший и семеро раненых, включая 16-летнюю девушку. Ранее в пограничном городе Хоргос произошла перестрелка между марокканцами и афганцами, в результате которой шестеро были ранены.
В частности за последний год участились сообщения о вооружённых столкновениях между бандами, зарабатывающими огромные суммы денег на переправке беженцев и мигрантов через границы Сербии в Европейский Союз. По данным правоохранительных органов и журналистов, основными поставщиками пистолетов и автоматов Калашникова, используемых такими бандами, являются албанские преступные группировки, в том числе близнецы Амир и Амар Хемшити из столицы Косово Приштины, которые ранее уже были осуждены за нарушение закона. Кроме того, есть сведения об активности афганской банды «400/59», которая открыто выкладывают свои снимки в TikTok и Instagram (обе соцсети запрещены в России).
Контрабандистам оружия играет на руку ситуация с мигрантами — этот рынок быстро расширяется. Банды, занимающиеся нелегальной переправкой людей, стараются усилить своё влияние, что приводит к обострению конфликта между ними и к возрастающей потребности в оружии.
Граничащая с членами ЕС и Шенгенской зоны — Хорватией и Венгрией, Сербия является важнейшей транзитной страной на так называемом Балканском маршруте, которым пользуется значительная часть мигрантов и беженцев из Ближнего Востока, Африки и Азии, пытающихся добраться до Западной Европы. Но Брюссель хочет, чтобы Белград сам решал эти проблемы, и обязал через соглашения заниматься вопросами нелегальной миграции. Так, пограничная служба ЕС Frontex, комментируя запросы, отвечает, что у них «нет никакой информации по этому вопросу» и «как агентство ЕС, не обладаем полномочиями для проведения таких расследований».
Банды, занимающиеся контрабандой, обозначают «собственные» территории на севере Сербии, особенно в районе, близком к венгерской границе. По последним данным, афганцы и марокканцы находятся на подъёме, вытесняя сирийцев, которые теперь вынуждены платить «дань» своим конкурентам, чтобы продолжать действовать на этом поле.
Одной из наиболее жестоких банд является марокканская группировка, известная как «Тетвани», предположительно возглавляемая Мохаммедом Тетвани, также известным как Мохаммед Магреби, и базирующаяся в Хоргосе. Предполагается, что ранее Мохаммед Тетвани уехал из Сербии в Бельгию. На базе у «Тетвани» есть «тюрьма», где члены банды удерживают людей ради выкупа и сексуальных домогательств. Сам Тетвани засветился в клипе тунисских рэп-артистов Lady Miro & Dadlee, снятом в Суботице и штаб-квартире банды в Хоргосе.
Группировка «Тетвани» недавно была разгромлена другой марокканской бандой, которую, как сообщается, возглавляет человек из Касабланки, известный как Казави. Согласно источникам с территории вокруг Сербски-Крстура — поселения недалеко от реки Тиса, эта группировка захватила рынок контрабанды беженцев и мигрантов из Северной Африки. Казави тоже не прочь засветиться в шоу-бизнесе — в его честь записана песня тунисского рэпера Tati G13. Также на картах Google есть значок «Казави», отмеченный в точке недалеко от реки Тиса.
Афганские контрабандисты, большинство из которых действуют в лесу Радановац к северу от Суботицы и в Паличе, уже более года ведут борьбу за территорию — с тех пор как один контрабандист, известный как Нур Ага, потребовал свой собственный «кусочек территории» у одного из тогдашних лидеров, Шир Али. Когда Али отказался, Ага отобрал его с помощью оружия. Отколовшаяся группа Ага известна под названием «313», названная в честь батальона талибов «Бадри 313». Это подразделение Талибана (организация запрещена в РФ) получило своё название от легенды о победе армии пророка Мухаммеда из 313 человек в битве при Бадре. В декабре 2022 года сербская полиция заявила, что арестовала Хашима Абдула, одного из командиров 313-й бригады Бадри. Группа Шира Али, в свою очередь, известна под названием «400/59».
Сирийские контрабандисты уже давно сосредоточились в северо-западном городе Сомбор, который находится недалеко как от венгерской, так и от хорватской границ, и имеют сильное присутствие в государственных центрах для мигрантов в Сомборе и Суботице. Сирийцы, однако, отошли на второй план после расследования в отношении Алена Базиля, сирийца сербского происхождения, который работал полицейским переводчиком и устранял соперников с помощью полиции.
Вся незаконная деятельность этих банд расцвела благодаря помощи албанцев, которые поставляют им оружие. Албанские преступные группировки находятся в самой Албании, а также в Косово и сербских регионах Рашка и Прешево. После столкновений в Хоргосе в ноябре 2022 года сербская полиция заявила, что, помимо оружия, они также нашли фуражку со знаками отличия террористической организации Армии освобождения Косово. Партии оружия могут составлять от 50 до 100 автоматов Калашникова. Цены составляют 1700–1800 евро за автоматические винтовки, 2000 евро за автомат Калашникова и 900 евро за один пистолет. Помимо этого ведётся торговля наркотиками.
После жалоб местных жителей сербская полиция начала мероприятия в приграничном районе. 1 августа 2023 года 820 сотрудников приняли участие в крупномасштабной операции по борьбе с контрабандистами, в ходе которой были задержаны 13 человек, а 27-ми были предъявлены обвинения в мелком правонарушении. Офицеры конфисковали 9 автоматических винтовок, охотничий карабин с оптическим прицелом, 3 пистолета и 841 единицу боеприпасов различного калибра. Но очевидно, что это всего лишь косметические меры. Необходимы кардинальные решения для уничтожения албанских мафиозных структур и их суррогатов. Все они являются ещё одним элементом дестабилизации Сербии, косвенно поощряемым Западом.