Найти в Дзене
Родина на Неве

Позывной «Рэм»: мэр Петрозаводска ушёл рядовым добровольцем на СВО

Владимир Любарский во власти уже давно. Он четыре года был заместителем главы Республики Карелия по внутренней политике, а в последние два года — мэром Петрозаводска. Ему 55 лет. Казалось бы, во власть уже врос. Однако в июне Любарский сделал то, чего, наверное, никто от чиновника его уровня не ожидал, — объявил через соцсеть о добровольном сложении полномочий мэра и уходе добровольцем на СВО.

Владимир Любарский поменял кабинет мэра Петрозаводска на будни рядового СВО
Владимир Любарский поменял кабинет мэра Петрозаводска на будни рядового СВО

Сказал — сделал. Уже третий месяц Владимир Любарский воюет в Бахмуте в составе отряда «Ахмат». Бывший мэр взял себе говорящий позывной «Рэм». При этом продолжает вести страницу в ВК, рассказывает о своих боевых буднях. Сотовой связи в тех краях нет, поэтому мы с Владимиром Любарским переписывались в мессенджере. То, что можно было друг другу просто сказать, приходилось набирать в телефоне, да ещё Владимир периодически пропадал. Так что отдаю должное его терпению и умению лаконично выражать мысли.

Рядовой Владимир Любарский
Рядовой Владимир Любарский

Нерядовой мэр

Первый вопрос понятный: почему вы это сделали — ушли с поста мэра добровольцем на СВО?

— Это решение зрело во мне с самого начала спецоперации. На него повлияли мои поездки в зону СВО с гуманитарной помощью и мои ставшие регулярными походы на почётный участок Сулажгорского кладбища Петразоводска на похороны погибших ребят. Во время этих похорон я не раз ловил себя на мысли: почему я стою тут в то время как чьи-то дети, отцы, мужья, братья — на фронте? Сегодня люди в России живут как бы в двух параллельных реальностях: одни не замечают, что другие воюют. Своим решением я хотел показать, что на самом деле реальность одна. На мой взгляд, раздвоение общества, может погубить страну. Ну а окончательно принял решение, после того как прошёл обучение в Чечне, в Российском университете спецназа. Получив необходимые знания и хорошие отзывы со стороны инструкторов, понял что, несмотря на свой возраст, нахожусь в нормальной физической форме.

Почему вообще решили пройти обучение в спецназе?

— Хотел проверить кондиции, освежить навыки. Я служил в десантно-штурмовой бригаде, но это было уже давно — 1986-1988 годах.

В Советской армии Владимир Любарской служил в десантно-штурмовой бригаде
В Советской армии Владимир Любарской служил в десантно-штурмовой бригаде

Думаете ваш поступок изменит ситуацию и заставит тех, кто не замечает СВО [в оригинале текста — другое слово, которое редакция была вынуждена изменить в связи с требованием законодательства, запрещающего называть СВО войной — прим.ред.], наконец её заметить?

— Я думаю, что главной движущей силой является личный выбор многих людей. Личный. Многих.

Может быть, на посту мэра у вас было бы больше возможностей достучаться до тех, кто не замечает? Ведь у мэра есть много всяких рычагов воздействия на население, есть административный ресурс.

— Такие вещи не решаются административно. Нужен личный пример. Опять же в обществе формируется новый слой и новая сила люди, которые воюют и воевали, их родственники, близкие, друзья. И нужно иметь моральное право на то, чтобы с ними говорить на одном языке. Теперь оно у меня есть. Но дело опять же не в этом. Я пошёл сюда не как мэр, а как гражданин я же уволился.

Как близкие отнеслись к вашему решению?

— Близкие, конечно, переживали. Но я ведь раньше в милиции служил, они привыкли к передрягам.

А как отнеслись коллеги по мэрии? Обсуждали это заранее с кем то из них?

— Для коллег, ну, наверное, был сюрприз. Из коллег — если этот термин в его случае уместен — обсуждал только с главой республики. Он меня понял и поддержал.

Последний приём мэра Петрозаводска Владимира Любарского перед уходом на СВО
Последний приём мэра Петрозаводска Владимира Любарского перед уходом на СВО

Каковы теперь ваши военные обязанности, должность, звание? Вы подчинённый или командир? Что приходится делать, в том числе из того, что раньше никогда не делали?

— Я рядовой. Делаю, что прикажут. Раньше раненых никогда не вывозил из жёлтой зоны. Теперь вот приходится иногда. Это не основная моя обязанность — формально. Но для себя, внутренне я её считаю главной.

Что труднее — решать насущные вопросы тысяч людей, будучи мэром, или вопросы собственного выживания на фронте?

— Тут ответ на поверхности: если о собственном выживании речь, то это один человек, а если мэр — то от тебя зависят тысячи. В этом плане сложнее быть мэром. На фронте есть больше места случаю. Везению. Фарту.

И Владимир Любарский скинул видео про эвакуацию 300-х, объясняющее, что такое везение:

Если бы не СВО, не узнал бы настоящей жизни

Можете сравнить эти два мира — фронт и тыл?

— Мне ещё мобилизованный боец с позывным Фонарик, с которым познакомились во время моих поездок за ленту с гуманитаркой, об этом говорил. Он, когда был в отпуске, в мэрию зашёл . «Я, — говорит — своего военкома поблагодарил». Тот спросил: за что? Фонарик ответил: «Если бы не мобилизация, я бы не узнал такой жизни, таких отношений между людьми, такого чувства боевого братства». И я с ним согласен. Здесь всё по-настоящему, без мишуры. Цена чья-то жизнь.

А в мэрии было не по-настоящему, с мишурой?

— А на гражданке всегда есть место мишуре, хоть в мэрии, хоть нет. А я её не люблю.

Фронтовой юмор Владимира Любарского на его странице в ВК:

Забыл ведро вечером домой занести — выхожу утром, а его мыши погрызли( Зубастые, однако.

На фронте "мыши" настолько зубастые, что прогрызают железные вёдра. И не только
На фронте "мыши" настолько зубастые, что прогрызают железные вёдра. И не только

Как фронт меняет человека? Лично вы изменились? Что лично вам открыл фронт?

— Думаю, что изменился. Здесь узнаёшь настоящую цену жизни, дружбе. Я смог лучше понять своего деда, который ушёл добровольцем в 1941-м в Питере. Выпускник ленинградской консерватории, дирижёр. Он пропал без вести.

Война — не дело молодых?

Вам 55 лет. Каково это отправиться воевать в таком возрасте? Наверное, возраст на фронте чувствуется иначе, чем на гражданке? Что можете посоветовать другим возрастным людям, желающим отправиться на СВО?

— Конечно, возраст чувствуется, так что советую всем, кто хочет приехать сюда, себя проверить и подготовить. Чтобы никого не подвести. Поскольку я в хорошей физической форме, то возраст мне помогает: я опытнее, мудрее и осторожнее. Мне как-то военком наш сказал: «Лучше мужиков призывать — они меньше гибнут». А так, всем достается: мине всё равно сколько тебе лет — 25 или 45. В моей группе был земляк —Игорь — позывной Компас. 1993 года. 200. Очень жаль его. Совсем молодой.

Молодых жальче?

— Да, мне молодых жаль особенно.

Как погиб Компас?

— Погиб выполняя боевое задание. Осколочные ранения множественные. Боролся, но… Нас в группе было 11 человек. Семь карелов. Один 200, пятеро —300. Один я в строю остался, выходит.

О гибели Компаса Владимир Любарский написал на своей странице в ВК:

«Игорь в нашей группе был самый молодой. Влился в коллектив в Гудермесе, в лагере и тут же приболел —простудился. Ребята его оставляли в палатке на время занятий, Подорожник колол антибиотики. Игорь быстро отлежался и встал в строй. Он был самый заботливый. Всегда думал о коллективе, о группе. Здесь дедовщины же никакой нет, он сам всегда получал продукты на группу, газ к горелкам. Умудрялся раздобыть где-то то, что и не выдавали. Когда я в Дебальцево заболел —всегда спрашивал — не налить ли горячего чая. Есть такие люди — неприметная вроде бы, но всё же душа коллектива. У него и позывной был такой — тёплый и душевный — Олончик. Пришлось поменять — не подходит для радиоэфира. Говорю — будь Компасом — ты же в сборной был по ориентированию. Так он стал Компасом. И был им до 4:30 сегодняшнего дня. В ночь с 27 на 28 июля попал под прилёт мины, возвращаясь на позицию после выполнения боевой задачи… Не дошёл. Потом была эвакуация, в сознание уже не приходил. Его сердце остановилось в госпитале в Луганске. Вечная память. Маме, жене, родным и близким, землякам — глубочайшие соболезнования. Антонович Игорь Валерьевич 06.04.1993 года рождения, г. Олонец, Республика Карелия.

Антонович Игорь Валерьевич 06.04.1993 года рождения, г. Олонец, Республика Карелия. Погиб, возвращаясь с боевого задания
Антонович Игорь Валерьевич 06.04.1993 года рождения, г. Олонец, Республика Карелия. Погиб, возвращаясь с боевого задания
На фото Компас крайний справа
На фото Компас крайний справа

Чего солдату не хватает

В каких условиях находитесь? Какие сложности испытываете в быту? Чего на фронте сильнее всего не хватает?

— Условия приемлемые, грех жаловаться. Сложности в быту в основном связаны с отсутствием возможности мыться ежедневно. Чего не хватает? Точнее кого. Родных и близких не здесь, конечно, в мирной жизни. Чего больше всего хочется? Никого не подвести.

Фронтовые встречи Владимира Любарского: ёжики в Бахмуте ничего не боятся

Каково быть рядовым после работы мэром?

— Да нормально я звёздной болезнью не успел заразиться.

Опыт работы мэром как-то помогает вам в боевых условиях?

— Конечно, помогает это же жизненный опыт. Парни советуются, прислушиваются.

А опыт службы рядовым может быть как-то полезен в мэрской работе, как и вообще опыт фронтовика?

— Думаю, да, здесь всё взвешиваешь это и на гражданке полезно. Я хоть и не страдал непродуманностью, но всё равно добавилось взвешенности.

Фронтовой юмор Владимира Любарского, махнувшего не глядя, кабинет мэра на вот такие бытовые условия: Очередное новоселье. Снова Бахмут. Чувствую себя призраком замка Моррисвиль в этом подземелье.

Подвал в одном из домов Бахмута —  нормальные фронтовые условия
Подвал в одном из домов Бахмута — нормальные фронтовые условия

Много еще бывших руководителей или бывших чиновников, участвующих в СВО, вы встретили?

— В Гудермесе встретил одного, но тут и не всегда узнаешь, кто кем был. Да и нет интереса выискивать. Голова другим занята делом.

«“Ахмат” многонационален, как и наша страна»

Почему пошли добровольцем в «Ахмат»? Он чем-то отличается от других подразделений? У меня ощущение, что там сейчас почти нет чеченцев.

— Пошёл в каком-то смысле по инерции. Спецкурс проходил в Гудермесе, всё понравилось. Площадка та же, инструкторы те же. Какой смысл что-то менять? Так и поехал в Грозный. Чеченцы, конечно, есть, но тут есть отовсюду люди со всей страны, даже с Чукотки. Чеченец ты, бурят или карел это дело десятое.

А командиры чеченцы?

— У меня командир грек по национальности. Раньше был отец он погиб теперь его сын. Так что «Ахмат» многонационален, как и наша страна.

Реальная ситуация в зоне СВО сильно отличается от той, которую вы себе представляли?

— Да нет, не могу сказать, что сильно всё же рассказали инструкторы ещё во время учёбы. Но знать и на себе прочувствовать это, конечно, разные вещи. Когда ты спишь в подвале дома, а в сам дом прилетает мина 120 калибра это уже практика, а не теория.

Тогда иначе спрошу: отличается ли СВО от того, что мы видим и читаем про неё на гражданке?

— Ну читать про альпинизм и быть альпинистом это же разные вещи! Так и здесь. Всё проще, обыденнее и от того, наверное, страшнее. Когда рядом с тобой людей ранят и убивают это никакой телевизор не передаст.

Вы на СВО уже два месяца. Что больше всего за эти два месяца запомнились?

— Гибель Компаса

Отношение к противнику, к Украине, к целям СВО как-то поменялось у вас?

— Нет, абсолютно.

Каково ваше отношение к фигуре Пригожина?

— Яркая личность, пассионарий безусловный. Но его мятежный поход? Нет, это не метод.

Златоуст-спаситель

Вы человек верующий?

— Да

Успели за эти два месяца получить подтверждения своей вере? Происходило с вами что-то такое, что это можно объяснить только присутствием Бога?

Вместо ответа Владимир Любарский скинул свой пост и стихи об одном чудесном происшествии.

«Чудеса в общем. Эти дни мы в подвале жили в поле — на боевом выезде. Над подвалом — дом, точнее — подвал под домом. Заглянул внутрь — там всякий хлам. Утром один прилёт рядом, а второй снёс крышу — подвалу хоть бы хны, только масло протекло по стене. Вышел потом посмотреть: всё завалено, всё в пыли и лежит иконка Златоуста.

Выдержал подвальчик артналёт
Мины свист и в аккурат прилёт
Домик наш стоит теперь без крыши
Звёзды пусть разглядывают мыши

Если честно — заново родился
Видно где-то Богу пригодился
Там где крыша — нынче стало пусто
Смотрит в небо образ Златоуста

В чудеса на фронте надо верить
В чудеса на фронте надо верить

— Это был рядовой минометный обстрел, добавил Владимир Любарский к посту. Но угодило точно в дом. Можно, конечно, сказать, что спас подвал. И это тоже правда. Но иконка. Откуда? Я не верю в волшебство, но в чудеса надо верить.

Что нужно для победы

Чего по-вашему пока не хватает, чтобы победить?

— Единения и единства в стране не хватает. И понимания, что без этой победы нам не жить.

Если бы была возможность обратиться ко всем россиянам, это бы им сказали про СВО или что-то ещё?

— Не знаю, не моё это дело ко всем россиянам обращаться. Хотел бы пожелать тем, кто ждёт, чтобы ждали и дождались своих. Мобилизованных, контрактников, добровольцев не имеет значения

Чем думаете заняться по возвращении? Хотели бы снова стать мэром?

— Я не думаю об этом.

Было 19 минут первого ночи. Наша переписка длилась уже больше двух часов. Когда у меня вопросы закончились, Любарский написал:

«5 мин назад начался обстрел. Второй прилёт».

Фронтовой юмор Владимира Любарского: чаепитие по-бахмутски

На прощание бывший мэр, а ныне рядовой Любарский неожиданно поблагодарил «Родину на Неве» за текст «Две России: одна умирает за вторую», вышедший 16 мая. Сказал, что пересылал его близким людям, что делает нечасто. А я пожелал Владимиру Любарскому удачи, везения и возвращения.

Владлен Чертинов