Данная статья посвящена 58-ой главе Книги пророка Исаии.
Это глава уникальна тем, что в ней Господь через пророка Исаию заповедует о посте: какой пост не угоден Богу и как следует поститься, чтобы угодить Ему.
Конечно, всё Священное Писание богодухновенно и является свидетельством Святого Духа о истине, записанное избранными для этого людьми.
Вот и пророк Исаия отмечает то, что он записал в своей Книге о посте:
уста Господни изрекли это. (Ис. 58, 14).
Господь повелевает пророку:
Взывай громко, не удерживайся; возвысь голос твой, подобно трубе, и укажи народу Моему на беззакония его, и дому Иаковлеву — на грехи его. (Ис. 58, 1).
Дело в том, что по Закону Божьему народ Израиля постился и не получил даров от Бога, которые он надеялся получить.
Люди возроптали и укорили Бога:
«Почему мы постимся, а Ты не видишь? смиряем души свои, а Ты не знаешь?» (Ис. 58, 3).
И Господь им устами пророка отвечает:
Вот, в день поста вашего вы исполняете волю вашу и требуете тяжких трудов от других. Вот, вы поститесь для ссор и распрей и для того, чтобы дерзкою рукою бить других; вы не поститесь в это время так, чтобы голос ваш был услышан на высоте. Таков ли тот пост, который Я избрал, день, в который томит человек душу свою, когда гнет голову свою, как тростник, и подстилает под себя рубище и пепел? Это ли назовешь постом и днем, угодным Господу? (Ис. 58, 3-5).
Это свидетельство Духа Святого, для православных христиан имеет очень важное значение, так как постных дней в году, в зависимости от Пасхалии (дня празднования Пасхи), от 174 до 212.
Пост для нас — это такая атмосфера, такой микроклимат, в котором возрастает и наполняется силой наша душа, укрепляется сердце и созревает дух.
Воздержание — это основное условие для того, чтобы этот микроклимат не нарушить и не погубить неокрепшие добродетели.
Приходя в Церковь, каждый желающий воцерковиться человек понимает, что установленные постные дни — это обязательная норма, и соблюдение поста — это проторенный опытными святыми отцами путь в Царство Небесное.
К глубокому сожалению, многие православные христиане сводят пост только к какому-либо гастрономическому воздержанию и не ограничивают себя ни духовно (страсти), ни душевно (развлечения, информация).
Поэтому со временем приходит недоумение и сомнение о пользе поста, ведь изменений в лучшую сторону не происходит, а случаются одни только скорби.
Увы, постные дни для нас часто протекают безрадостно, но гораздо бедственно то, что — безблагодатно.
Никаких Божиих даров от поста мы не получаем, так как всё время воздержания от скоромной (мясо-молочной) пищи думаем лишь о том, когда же оно закончится и можно будет разговеться любимыми яствами.
В чем заключается пост и как не нужно поститься — от имени Бога говорит пророк Исаия.
Основной грех во время поста, который закрывает для нас Небо, — это раздражение.
На голодный желудок человек раздражается очень быстро, он легко может пойти на конфликт, он сердится по пустякам и осуждает тех, кто не постится.
Такой человек начинает обличать других людей и требовать от них какого-то подвижничества.
Такое сердечное устроение этого постника, обесценивает пост и лишает его благодати.
Он напрасно морил себя голодом, мучил себя и терзал своих ближних…
Если наше раздражение задевает других и лишает их покоя, то Небеса закрываются для нас.
Господь Иисус Христос сказал:
Итак, если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой. (Мф. 5, 23-24).
В данном случае, пост — это дар наш Господу и если мы хоть с кем-то не имеем мира, то наш дар Богу не угоден.
Мир со всеми окружающими нас людьми, мир не показной, а истинный и абсолютный — является основанием на котором должны строиться молитвенные, доверительные, а затем и сыновние отношения с Богом.
Если не будет этого основания, то не будет и благодати.
Ни самый строгий пост, ни молитвенные бдения, ни другие подвиги, не помогут обрести мир с Богом, если мы не имеем мира со своими ближними.
Ещё Господь говорит:
Я милости хочу, а не жертвы (Ос. 6, 6).
Царь Давид об этом свидетельствует так:
Жертва Богу — дух сокрушенный; сердца сокрушенного и смиренного Ты не презришь, Боже. (Пс. 50, 19).
Ну, а если мы не желаем сдерживать своё раздражение или, хуже того — гнев, то следует знать, что наш пост превратится только в диету и духовной пользы не принесёт.
Из Священного Писания мы знаем какую великую силу имеет пост.
Благодаря всеобщему покаянию и посту жители Ниневии вымолили у Бога прощение и город не был разрушен, как были разрушены Содом и Гоморра.
Поэтому, безосновательно отдельные люди утверждают, что если жить со всеми в мире, то и поститься не обязательно…
Так глубоко ошибаться могут те, кто никогда правильно не соблюдал пост и не ощущал его благодатную силу.
Очень важно осознать, что какую бы степень воздержания мы бы не выбрали — это наше личное приношение Господу, наша жертва, ограничение себя в чём-то по собственной воле…
По сути — это заклание себя ради Христа.
Не случайно, священники в храме на проповеди перед каждым церковным постом напоминают, что хоть Церковь установила определённое правило поста, но каждый выбирает для себя меру по своим силам.
Господь говорит:
Кто может вместить, да вместит. (Мф. 19, 12).
О традиции личного постнического жертвенного подвига известно из Жития Святых.
В Житии преподобной Марии Египетской сказано, что монахи из монастыря, в котором подвизался старец Зосима, во время Великого поста уходили в пустыню, чтобы принести Богу, именно, личную жертву в тайне друг от друга.
Так как каждый из них понимал, что это его индивидуальный подвиг и он исполняет его ради Христа в меру своих сил.
Поэтому кого-то осуждать, что он не постится, на кого-то раздражаться и гневаться, что он не совершает своё приношение Богу — абсурдно.
Он не совершает жертвы от того, что ещё не знает Бога, ещё не полюбил Господа всем сердцем, всей душою и всем разумением.
Ведь только сердце горящее любовью способно к самопожертвованию.
Продолжение размышлений по поводу пророчества Исаии о посте, читайте здесь
Пишите в комментариях, что вы думаете по этому вопросу.
Чтобы канал "Духовные посевы" мог развиваться и сеять зерна веры православной, подписывайтесь и ставьте "палец вверх".
Читайте предыдущую статью автора: Кем быть, сыном Света или сыном гордости? Право выбора есть у каждого человека