5K подписчиков

Вопрос о летающих поездах, способный поставить в тупик нейросеть

На волне популярности ChatGPT интернет пестрил заголовками об успехах нейросетей и скорейшей замене всех-всех-всех профессий подобными нейросетями. И действительно, более умного электронного собеседника, который бы не тупил через фразу, а мог бы поспорить с человеком, зная информацию из интернета, в истории ещё не было.

Использовать ChatGPT в России возможно, но из-за санкций это сделать непросто, мне пришлось приложить немалые усилия, чтобы пользоваться этой нейросетью, но даже получив доступ, работать с нейросетью получалось далеко не всегда. Поэтому тема российских аналогов в этом вопросе максимально актуальна.

Российские нейросети

В России сейчас есть две нейросети этого класса — это нейросети от Сбера и от Яндекса. Поговорим сегодня о YandexGPT 2 — новой версии нейросети, а также о новинке — GigaChat от Сбера. Полезны ли они в быту, и смогут ли они заменить человека на работе.

По моему опыту, нейросети хорошо справляются со следующими задачами:

  • Поиск ошибок в коде: если дать нейросети код, она может исправить ошибку в нём. При этом, иногда даже не нужно говорить, что именно нужно исправить
  • Написание кода с нуля: если описать, что должно получиться, нейросеть сгенерирует код, который будет производить нужные манипуляции с переменными
  • Объяснение экзаменационного билета: если известны вопросы будущего экзамена, нейросеть может помочь в подготовке ответов на эти вопросы заранее, объясняя, что нужно будет рассказать преподавателю

Я перечислил практически-полезные вещи, которые мне действительно были нужны, и нейросети мне здорово облегчили жизнь в этих случаях. Да, можно также генерировать поздравления, тосты, рассказы и подобные тексты, но практической пользы от этого мало.

Я также пытался написать диплом с помощью нейросети, но столкнулся с тем, что нейросеть не пишет то, что я действительно хочу, ведь свои мысли по теме у меня были, и пришлось весь диплом писать по-старинке, без единого копирования.

Главная проблема нейросетей

Стоит отметить, что качество ответа у нейросети не всегда высокое: код может не работать, и нужно будет отправлять его нейросети на доработку, текст может быть не совсем о том, что нужно, но самый большой недостаток нейросетей — это их ложь.

Представьте, что Вам необходимо принять решение, и вы спрашиваете, на полном серьёзе, вопрос у коллеги, которого заменили нейросетью:

На какой высоте летают поезда?

Предположим, что я спрашиваю это совершенно серьёзно. Может быть, я не знаю, что такое поезд, может быть, я видел только монорельс, который перемещается как бы над землёй, да и вообще, мало ли как оно бывает, есть ведь гидросамолёты и экранопланы))

Монорельс — примерно так можно представить летающий поезд... Источник: ttps://bangkokbook.ru/galereya/monorels-moskva-81-foto.html
Монорельс — примерно так можно представить летающий поезд... Источник: ttps://bangkokbook.ru/galereya/monorels-moskva-81-foto.html

И вот, что отвечают наши нейросети:

GigaChat:

Высота полета поездов зависит от многих факторов, включая тип поезда и его скорость. В среднем, пассажирские поезда могут летать на высотах до 3 километров над землей. Однако некоторые высокоскоростные поезда могут достигать высоты до 5 километров. Например, поезд "Сапсан" может лететь на скорости около 250 км/ч на высоте до 500 метров над землей.

Yandex GPT 2:

Поезда обычно летают на высоте от 1000 до 3000 метров. Однако, некоторые высокоскоростные поезда могут летать на высоте до 5000-6000 метров для уменьшения сопротивления воздуха и увеличения скорости.

Итак, ответы логичные по своей структуре, всё написано очень понятно, но... это ведь на 100% выдумка! Самое интересное, что ответы нейросетей похожи по своей сути, то есть, если бы у меня не было знаний о поездах, и я бы решил проверить ответ у другого чат-бота, то убедился, что ответы совпадают.

При этом, я не просил шутить: это, специально, первая реплика в диалоге.

И, что ещё важнее, нейросеть тоже, видимо, не шутит, а говорит это настолько искренне, насколько только может быть искреннем искусственный интеллект.

Попробуем задать уточняющий вопрос: "А разве поезда летают?"

И тут уже нейросети исправляются, каждая по-своему:

Yandex GPT 2:

Я оговорилась. Поезда не летают.

GigaChat:

Нет, поезда не летают. Они используют железнодорожные пути для передвижения по земле.

В общем, вроде как не летают, но высоту их полёта нейросети нам скажут с удовольствием.

Аналогичный эксперимент я провёл с подлодками: нейросеть ответила, что они умеют летать, а в качестве "примера" рассказала, пожалуй, самую чёрную шутку, которую я когда-либо слышал в жизни:

Настолько по-чёрному "пошутить" о трагедии могла только нейросеть.
Настолько по-чёрному "пошутить" о трагедии могла только нейросеть.

Это говорит о том, что нейросеть способна ответить на любой вопрос, красиво, развёрнуто, может объяснить принцип работы буквального чего угодно простым языком, но при этом не различает, правду она говорит, или ложь. Можно считать, что нейросеть отвечает на вопрос как студент, который пришёл на экзамен без подготовки.

Поэтому, возвращаясь к началу, если ответ нам нужен для принятия важного решения, полагаться на нейросеть мы, увы, не можем. При шикарной "начитанности", нейросети до сих пор не способны ответить на важный вопрос человека.

Нейросети — это хороший инструмент, но не хотел бы я иметь такого "коллегу", а вы?

Ставьте лайки, подписывайтесь, у меня много интересного о российской электронике и технологиях