Москва, богатая древними храмами, скрывает в себе множество историй, а улицу Якиманка можно заслуженно назвать средоточием культурных и исторических памятников. Это придает особый шарм и уникальность недвижимости, которая соседствует с легендарными местами. Так, лаконичное здание комплекса элитных апартаментов CULT стало гармоничным дополнением района, бережно сохраняя архитектурное наследие столицы.
В этой статье речь пойдет про одну из знаковых достопримечательностей Большой Якиманки - храм преподобного Марона, который век за веком подвергался угрозам уничтожения, однако был бережно сохранен и восстановлен. В этой статье расскажем про полный трудностей и перемен путь духовного центра исторического района Замоскворечье.
Начало истории храма
В XVII веке, во времена правления царя Михаила Федоровича, для всех жителей слободы, кто принял православную веру, была построена приходская деревянная церковь в честь Благовещения. Приход этой церкви был невелик и беден, в 1682 году патриарх даже освободил ее от налога "за скудость".
В храме находился образ Марона, к которому регулярно обращались за исцелением. Святой был известен помощью в лечении лихорадки и горячки. Когда город поражали эпидемии, огромное количество паломников приходило к храму, поэтому в 1727 году к Благовещенской церкви был пристроен деревянный придел во имя Марона Сирийского.
Сама церковь продолжала разрушаться, и в 1730 году один из настоятелей обратился за помощью к императрице Анне Иоанновне, попросив возвести на этом месте каменный храм.
Строительство каменного храма
Анна Иоанновна откликнулась на прошение, издав указ о строительстве нового каменного храма на месте деревянного. Новое здание храма находилось немного южнее старого и имело типичную для петровской эпохи архитектурную композицию, где храм, трапезная и колокольня находились на одной оси. Главный храм был посвящен Благовещению, а южный придел, благодаря которому храм стал известен, - Марону. Храм существовал на пожертвования прихожан, которых тогда было очень много.
XIX век: время исторических испытаний
В начале XIX века Москва оправлялась после разрушительных последствий войны 1812 года и пожара, который последовал за ней. Несмотря на то, что все деревянные постройки вокруг были храма были уничтожены, сам храм уцелел, хоть и подвергнулся ограблению и осквернению солдатами.
Спустя 6 лет здание было полностью восстановлено, а спасение стало возможным благодаря щедрой помощи и благотворительству одной из купеческих династий прихожан. Началось масштабное восстановление храма: соседний двухэтажный дом был выкуплен для женской богадельни. Второй этаж был сдан в аренду, а доход использовался для содержания храма.
Главной святыней Мароновского храма стал чудотворный образ преподобного Марона. Здесь также хранился серебряный крест с частицами святых мощей. Храм привлекал верующих своей богатой историей и особой атмосферой.
Помимо духовной деятельности, храм оказал огромное влияние на образование. В 1885 году при храме была открыта первая в Москве церковно-приходская школа, которая подарила множеству детей возможность научиться читать и писать. Благодаря средствам прихода, обучение было доступным для многих.
XX век: храм и новая реальность
В XX век Мароновский храм продолжал свою историю, но эта эпоха была временем серьезных испытаний.
В 1929 году, во времена больших изменений и отказа от религиозных ценностей, возникла идея передать храм техникуму жировой промышленности для организации библиотеки. Прихожане пытались протестовать, но ничего не вышло.
Множество ценных предметов из храма, включая храмовый чудотворный образ святого Марона и иконы Благовещения и Державную, переместили и сохранили. Перепланировка храма под библиотеку жирового техникума оказалась финансово невыгодной задачей, поэтому храм начали разбирать: крыша и верхушка колокольни были сняты, но дальнейшие работы отложили на неопределенный срок. В итоге, в сентябре 1930 года, Моссовет принял окончательное решение разрушить храм полностью, чтобы на его месте построить институт инженеров-строителей, но храм так и остался полуразрушенным. В 1960-х годах снова возник вопрос о сносе Мароновского храма. Существует легенда, что при расчете сметы на снос произошел сбой, стоимость оказалась непомерно высокой. В результате, от идеи убыточного сноса отказались, и храм уцелел.
В 1992 году, когда Мароновскому храму исполнилось 350 лет, его здание в ужасающем состоянии было возвращено церкви. Реставрация продолжалась более 2х лет, а еще через некоторое время в храм вернулся и чудотворный образ преподобного Марона в сопровождении крестного хода.