Найти в Дзене
GRAVION

Храм преподобного Марона на Якиманке: свидетель истории

Оглавление

Москва, богатая древними храмами, скрывает в себе множество историй, а улицу Якиманка можно заслуженно назвать средоточием культурных и исторических памятников. Это придает особый шарм и уникальность недвижимости, которая соседствует с легендарными местами. Так, лаконичное здание комплекса элитных апартаментов CULT стало гармоничным дополнением района, бережно сохраняя архитектурное наследие столицы.

В этой статье речь пойдет про одну из знаковых достопримечательностей Большой Якиманки - храм преподобного Марона, который век за веком подвергался угрозам уничтожения, однако был бережно сохранен и восстановлен. В этой статье расскажем про полный трудностей и перемен путь духовного центра исторического района Замоскворечье.

Начало истории храма

В XVII веке, во времена правления царя Михаила Федоровича, для всех жителей слободы, кто принял православную веру, была построена приходская деревянная церковь в честь Благовещения. Приход этой церкви был невелик и беден, в 1682 году патриарх даже освободил ее от налога "за скудость".

В храме находился образ Марона, к которому регулярно обращались за исцелением. Святой был известен помощью в лечении лихорадки и горячки. Когда город поражали эпидемии, огромное количество паломников приходило к храму, поэтому в 1727 году к Благовещенской церкви был пристроен деревянный придел во имя Марона Сирийского.

-2

Сама церковь продолжала разрушаться, и в 1730 году один из настоятелей обратился за помощью к императрице Анне Иоанновне, попросив возвести на этом месте каменный храм.

Строительство каменного храма

Анна Иоанновна откликнулась на прошение, издав указ о строительстве нового каменного храма на месте деревянного. Новое здание храма находилось немного южнее старого и имело типичную для петровской эпохи архитектурную композицию, где храм, трапезная и колокольня находились на одной оси. Главный храм был посвящен Благовещению, а южный придел, благодаря которому храм стал известен, - Марону. Храм существовал на пожертвования прихожан, которых тогда было очень много.

-3

XIX век: время исторических испытаний

В начале XIX века Москва оправлялась после разрушительных последствий войны 1812 года и пожара, который последовал за ней. Несмотря на то, что все деревянные постройки вокруг были храма были уничтожены, сам храм уцелел, хоть и подвергнулся ограблению и осквернению солдатами.

Спустя 6 лет здание было полностью восстановлено, а спасение стало возможным благодаря щедрой помощи и благотворительству одной из купеческих династий прихожан. Началось масштабное восстановление храма: соседний двухэтажный дом был выкуплен для женской богадельни. Второй этаж был сдан в аренду, а доход использовался для содержания храма.

Главной святыней Мароновского храма стал чудотворный образ преподобного Марона. Здесь также хранился серебряный крест с частицами святых мощей. Храм привлекал верующих своей богатой историей и особой атмосферой.

-4

Помимо духовной деятельности, храм оказал огромное влияние на образование. В 1885 году при храме была открыта первая в Москве церковно-приходская школа, которая подарила множеству детей возможность научиться читать и писать. Благодаря средствам прихода, обучение было доступным для многих.

-5

XX век: храм и новая реальность

В XX век Мароновский храм продолжал свою историю, но эта эпоха была временем серьезных испытаний.

В 1929 году, во времена больших изменений и отказа от религиозных ценностей, возникла идея передать храм техникуму жировой промышленности для организации библиотеки. Прихожане пытались протестовать, но ничего не вышло.

-6

Множество ценных предметов из храма, включая храмовый чудотворный образ святого Марона и иконы Благовещения и Державную, переместили и сохранили. Перепланировка храма под библиотеку жирового техникума оказалась финансово невыгодной задачей, поэтому храм начали разбирать: крыша и верхушка колокольни были сняты, но дальнейшие работы отложили на неопределенный срок. В итоге, в сентябре 1930 года, Моссовет принял окончательное решение разрушить храм полностью, чтобы на его месте построить институт инженеров-строителей, но храм так и остался полуразрушенным. В 1960-х годах снова возник вопрос о сносе Мароновского храма. Существует легенда, что при расчете сметы на снос произошел сбой, стоимость оказалась непомерно высокой. В результате, от идеи убыточного сноса отказались, и храм уцелел.

-7

В 1992 году, когда Мароновскому храму исполнилось 350 лет, его здание в ужасающем состоянии было возвращено церкви. Реставрация продолжалась более 2х лет, а еще через некоторое время в храм вернулся и чудотворный образ преподобного Марона в сопровождении крестного хода.