Творчество – это работа. И работать надо захотеть. Как обстоят дела с мотивацией у творческих людей? Что заставит художника выбраться из-под одеяла рано утром и приступить к усердной работе? Что поможет художнику остаться наплаву в океане критики и неудач? Ищу ответы на эти вопросы с помощью книги Марка Макгиннесса «Мотивация для творческих идей».
Мотивация – это все, что заставляет двигаться вперед. Деньги, слава, удовольствие – мотивация складывается сразу из нескольких факторов. Какому из этих факторов отдать предпочтение?
Макгиннесс предлагает творческим людям подойти к вопросу о мотивации комплексно – учитывать сразу четыре типа мотивации: внутреннюю (радость от работы), внешнюю (вознаграждение за работу), личную (собственные ценности) и социальную (влияние извне).
Грамотное сочетание четырех типов мотивации поможет преодолеть творческие кризисы и избежать однобокого подхода к творческому процессу.
Магкиннесс считает, что радость от работы (личная мотивация) – неотъемлемая часть полноценной творческой работы. Соглашусь, что все начинается с подлинного интереса и любви к своему делу. Без этого компонента получится что угодно, кроме того, что мы обычно называем творчеством.
Удивительное свойство внутренней мотивации: она способна нести мощный положительный заряд .Если стремление угодить другим способно подавить или даже зарубить на корню творческое начинание, крепкая личная мотивация вдохновляет и окрыляет.
У внутренней мотивации множество проявлений. Среди них, например, тяга к творческой свободе, вызов своим представлениям и способностям, попытка прыгнуть выше своей головы, развитие новых навыков, самостоятельный поиск качественных знаний. Мощным мотивирующим фактором может стать ощущение смысла, т.е. ощущение, что твое творчество преображает мир и приносит пользу.
Внутреннюю мотивацию уравновешивает внешняя. И один из самых сильных факторов внешней мотивации – это материальное вознаграждение за творческий труд.
Деньги в качестве мотивации – вполне работоспособная вещь. Мотивировать себя деньгами незазорно, особенно, когда творчество – ваш источник средств к существованию.
Наряду с деньгами, серьезными внешними мотиваторами могут быть слава и профессиональное признание. Еще многих художников вдохновляют возможности, которые открываются с профессиональными успехами и прогрессом в продвижении своих работ.
Как метко подметил Макгиннесс, сочетание творчества с внешней и внутренней мотивацией представляет из себя парадокс:
Чем больше вы концентрируетесь на внутренней мотивации, тем более творческой и оригинальной окажется ваша работа. А чем лучше результат вашего творческого труда, тем легче вам будет получить за него достойное вознаграждение (во всех смыслах).
Чем сильнее вы концентрируетесь на внешней мотивации, тем менее творческой и оригинальной окажется ваша работа. А чем хуже результат вашего творческого труда, тем сложнее вам будет получить за него вознаграждение.
Таким образом, если ваша главная цель — стать богатым и знаменитым благодаря своему творчеству, вам будет сложнее стать богатым и знаменитым, чем если бы вы стремились создать истинное произведение искусства, не думая о вознаграждении.
Как решать этот парадокс?
Нужен баланс. Бросанием из крайности в крайность – концентрироваться только на внутренней мотивации или попадать под ослепляющее воздействие денег и славы – делу не поможешь.
Можно, например, сделать акцент в первую очередь на радости от творческой активности, а развивать карьеру стратегически, в дополнение к творческому процессу. Так, по мнению Макгиннесса, внешняя и внутренняя мотивации будут усиливать, а не подавлять друг друга.
Другая важная грань мотивации художника – личная мотивация. Здесь речь про ценности художника, про то, что для него важно.
Ценности пронизывают все действия и решения, все этапы творческого пути, все контакты с аудиторией, критиками и коллегами по цеху.
Ценности одновременно и устойчивы, и переменчивы: ценности неразрывно связаны с личностью и опытом конкретного человека и при этом ценности относительны и могут меняться.
Отличный способ во всех ситуация оставаться самим собой – действовать в соответствии со своими ценностями.
Каждому художнику полезно построить свою систему ценностей. Что в нее войдет – индивидуальный выбор каждого. Мир и доброта, сопереживание и удовольствие, справедливость и власть, профессионализм и дух приключений, чувствительность и целостность, терпение и знания, успех и верность, совершенство и храбрость, веселье и дисциплина, креативность и эффективность – эти и другие ценности можно взять на вооружение и построить вокруг них свой подход к творчеству и карьере.
Наконец, несколько слов про социальную мотивацию, то есть влияние, которое люди оказывают друг на друга.
Фактор социальной мотивации, пожалуй, самый недооцененный из всех среди представителей творческой профессии. Причина кроется в часто встречающемся стремлении художника противопоставить себя «толпе» и представлении себя в качестве уникальной личности.
Повсюду культивируется миф об одиноком гении – образ художника, погруженного в свои мысли, не замечающего ничего вокруг, и при этом создающего (само собой) великолепные произведения искусства. Свой вклад в игнорирование социальной мотивации вносит навязчивая идея быть оригинальным, мыслить максимально нестандартно и предлагать только что-то новаторское.
Страх следовать за толпой мешает художнику найти единомышленников, а страх оказаться один на один с негативным влиянием – извлечь пользу из конструктивной критики. Убежденность, что все надо делать самостоятельно, лишает художника опыта взаимной помощи и поддержки.
В этой связи Макгиннесс дает несколько очень важных советов. Привожу их здесь дословно, потому что считаю каждый из этих советов попаданием в десятку.
- Самое лучшее, что вы можете сделать для долгосрочного развития своей творческой карьеры, — найти время на то, чтобы заявить о себе миру и поддерживать отношения с единомышленниками.
- Не бойтесь учиться, копируя элементы работ других людей и экспериментируя с ними. Разумеется, нельзя копировать что-то дословно или в полном объеме и выдавать это за свое произведение. Тем не менее каждый раз, когда вы знакомитесь с творчеством нового для вас автора/художника или видите произведение, которое вам нравится, спросите себя, чему вы можете научиться и с какими элементами начать экспериментировать в собственной работе.
- В какой бы области творчества вы ни работали и на каком бы этапе ни находились, источником мотивации для вас может стать здоровая конкуренция. Это значит, что вы сравниваете себя с выдающимися мастерами — вашими коллегами, признанными авторитетами в вашей области творчества, и даже с покойными мэтрами — и стремитесь быть не хуже их.
- Попробуйте — и, возможно, вы поймете, что сотрудничество с интересными, творческими людьми — это не вынужденная мера, а один из наиболее приятных аспектов творческой карьеры. Независимо от того, кто вы: джазовый музыкант, актер в театре импровизации, книжный иллюстратор, театральный режиссер по свету, телевизионный сценарист или профессор колледжа, — вы все равно испытаете радостное волнение, когда увидите, как ваша идея, которой вы поделились с коллегами, становится масштабнее, лучше, смелее, чем была.
Надеюсь, что эта заметка о мотивации замотивирует вас посмотреть на свой творчество со стороны и найти способы для его качественного улучшения или даже полной трансформации!
****
Спасибо за просмотр и следите за обновлениями 😘
🤗💡Поддержать автора, художника и арт-блогера можно тут: pay.mysbertips.ru/88585573
****
Все изображения приведены в информационных целях, а права на них принадлежат правообладателям.
****
Смотрите также: