Найти тему
Сергей Тюнин

Понятия системы и стиля

В современном понимании развития «русских единоборств» существуют две основные системы: спортивная и боевая (прикладная). Системы эти разные, как разные их цели и задачи. Других не существует.

Названные системы состоят из подсистем, в которые входят виды, стили и направления.

Сейчас многих интересует наличие и сущность прикладной или боевой системы русского рукопашного боя. Его значение и его истоки? Ведутся споры и на этот счёт.

Как нам кажется, есть абсолютное непонимание самих определений «системы» и «стиля». Об этом и пойдёт разговор.

Боевая система (далее система) – это совокупность взаимообусловленных и обязательных элементов, от самого человека: духовное начало – психологический настрой и сознание – двигательная активность – управление организмом и психоэмоциональным состоянием – энергия в расслаблении – эргономика и рациональность - устойчивость и равновесие – безопасность и здоровье человека. Список элементов не является исчерпывающим. Боевая система – замкнута.

Это основа прикладного рукопашного боя – русского воинского искусства. Я уже рассуждал о том, почему - «прикладной рукопашный бой», почему «русское», почему «воинское», и именно «искусство».

С этой точки зрения попытаемся ещё раз раскрыть сущность самой системы и её основных элементов.

Итак, готовность человека вступить в рукопашную схватку с противником либо несколькими противниками в реальной боевой ситуации, от которой будет зависеть его жизнь и здоровье – есть не что иное, как сочетание трёх первостепенных элементов системыдуховность, психологический настрой и сознание. Уровень применения зависит от двигательной активности человека, а это в свою очередь; его физическое здоровье, степень подготовленности и психоэмоциональное состояние. Степень подготовленности двигательной активности и физическое здоровье человека, напрямую зависит от полученных знаний и закреплённых им умений (от базового, начального уровня до боевого применения), а также опыта – навыка, приобретаемого годами усердных практических занятий и тренировок. Другими словами, как и насколько хорошо готов боец к ведению рукопашной схватки. Все остальные обязательные элементы целостной системы вытекают из факторов – готовности и уровня применения. И как основной результат – безопасность и здоровье человека, способного выжить и победить в условиях реального ближнего боя, в экстремальной ситуации нападения (насилия), при резком изменении обстановки.

Система «приклада» едина для всех направлений, школ, стилей, подходов, методик (методов). Если мы пытаемся разобраться в этом вопросе, здесь можно уверено констатировать тот факт, что изобретение собственных систем современными «специалистами» в области русского рукопашного боя – это просто абсурд. Нельзя выдумать то, что уже веками сложилось до нас! Это как создать мир под собственным названием.

А такие деятели сейчас есть среди нас, как правило, до конца не совсем обучены сами, - "создают свои системы".

Забыли откуда черпали информацию, у кого учились?

А стоило бы не забывать этих выдающихся Мастеров!

-2

Отсюда, вытекающие понятия «системности» или «систематизации», следования конкретным целям и задачам «системы». Эти определения должны отражаться в стилях русского рукопашного боя.

Стиль – авторский почерк, сугубо индивидуальный подход, манера выражения в характере человека, его существа в целом, мнение и позиции автора. В развитии Отечественной боевой системы, стиль – это прежде всего уверенный и отличный от всех остальных, способ изучения и передачи сформированных знаний, умений и двигательных навыков, основанных на строго определённых правилах, Законах и принципах.

Сущность и характер стиля выражается в его носителе, который годами формирует свои знания основанных на базовых принципах.

Так должно быть! А что происходит на самом деле?!

Отдельные «специалисты», смешивают систему и стиль, выдавая желаемое за действительное! О чём намекал выше. Обзывают систему своими именами и фамилиями, придумывают дикие названия, иной раз связывая это с русским фольклором или придумывая древние легенды.

Авторства у системы не может быть по определению! Это надо понимать и в этом надо разбираться!

Делая вывод из вышеописанного, хочется ещё раз пояснить всем.

У системы нет автора, она едина для всех направлений, видов и стилей!

А самих стилей, изучающих и развивающих систему может быть бесконечно много. Так и есть.

На сегодняшний момент времени, только в России уже более 100 (ста) всевозможных «систем» и «стилей». На сайте Ратныйтруд.рф вы можете ознакомиться с описанием существующих "систем", стилей, школ.

http://xn--80aiopndlck0f.xn--p1ai/

Хотя в меру своего опыта, я склонен полагать, что в основном это компиляции от известных Мастеров.

Двое из таких уважаемых мною людей, воспитавших немало воинов, наиболее известные под собственными именами и признаны уже во всём мире, труд которых в развитии и популяризации отечественной боевой системы нельзя переоценить:

Алексей Алексеевич Кадочников (1935 - 2019).
Алексей Алексеевич Кадочников (1935 - 2019).

Алексей Алексеевич Кадочников – автор стиля русского рукопашного боя, основанного на системе знаний механики (разделе физики) и биомеханике. Всю свою жизнь посвятил исследованиям в области системы боевого выживания, создал отличное от других, направление русского рукопашного боя в общей системе "приклада". Ушёл из жизни в апреле 2019 года. Царства Небесного!

Александр Анатольевич Соловьёв.
Александр Анатольевич Соловьёв.

Александр Анатольевич Соловьёв – мой Учитель и Наставник моей Школы прикладного рукопашного боя, русский боевой офицер (в отличие от иных мастеров), полковник в запасе, ныне военный пенсионер, проживает в Алтайском крае. Является самостоятельным автором стиля прикладного рукопашного боя – раздела русского воинского искусства, основанного на базовых знаниях природы человека, изучая максимальное расслабление в управлении движениями, закрепляя системные знания от самой «азбуки» рукопашного боя. Находится в добром здравии. По-прежнему старается улучшать свою методику, делая более доступным освоение сложной науки искусства рукопашного боя – развивается сам и продолжает помогать совершенствоваться всем желающим, обучая азам Отечественной боевой системы. Как он сам говорит:

- Пределов расслабления не существует!

- Учите расслабление постоянно!

Отличия есть в самих методиках подготовки и в их педагогических подходах, этих уважаемых Мастеров. Почерк разный, рассмотреть можно.

А схожесть их стилей заложена в самом стремлении, развивать Отечественную боевую систему, постоянно совершенствуя методику и популяризируя русскую боевую культуру.

Спасибо за ваше внимание мой уважаемый читатель и подписчик!

До новых встреч!

Честь Имею!