В современном понимании развития «русских единоборств» существуют две основные системы: спортивная и боевая (прикладная). Системы эти разные, как разные их цели и задачи. Других не существует.
Названные системы состоят из подсистем, в которые входят виды, стили и направления.
Сейчас многих интересует наличие и сущность прикладной или боевой системы русского рукопашного боя. Его значение и его истоки? Ведутся споры и на этот счёт.
Как нам кажется, есть абсолютное непонимание самих определений «системы» и «стиля». Об этом и пойдёт разговор.
Боевая система (далее система) – это совокупность взаимообусловленных и обязательных элементов, от самого человека: духовное начало – психологический настрой и сознание – двигательная активность – управление организмом и психоэмоциональным состоянием – энергия в расслаблении – эргономика и рациональность - устойчивость и равновесие – безопасность и здоровье человека. Список элементов не является исчерпывающим. Боевая система – замкнута.
Это основа прикладного рукопашного боя – русского воинского искусства. Я уже рассуждал о том, почему - «прикладной рукопашный бой», почему «русское», почему «воинское», и именно «искусство».
С этой точки зрения попытаемся ещё раз раскрыть сущность самой системы и её основных элементов.
Итак, готовность человека вступить в рукопашную схватку с противником либо несколькими противниками в реальной боевой ситуации, от которой будет зависеть его жизнь и здоровье – есть не что иное, как сочетание трёх первостепенных элементов системы – духовность, психологический настрой и сознание. Уровень применения зависит от двигательной активности человека, а это в свою очередь; его физическое здоровье, степень подготовленности и психоэмоциональное состояние. Степень подготовленности двигательной активности и физическое здоровье человека, напрямую зависит от полученных знаний и закреплённых им умений (от базового, начального уровня до боевого применения), а также опыта – навыка, приобретаемого годами усердных практических занятий и тренировок. Другими словами, как и насколько хорошо готов боец к ведению рукопашной схватки. Все остальные обязательные элементы целостной системы вытекают из факторов – готовности и уровня применения. И как основной результат – безопасность и здоровье человека, способного выжить и победить в условиях реального ближнего боя, в экстремальной ситуации нападения (насилия), при резком изменении обстановки.
Система «приклада» едина для всех направлений, школ, стилей, подходов, методик (методов). Если мы пытаемся разобраться в этом вопросе, здесь можно уверено констатировать тот факт, что изобретение собственных систем современными «специалистами» в области русского рукопашного боя – это просто абсурд. Нельзя выдумать то, что уже веками сложилось до нас! Это как создать мир под собственным названием.
А такие деятели сейчас есть среди нас, как правило, до конца не совсем обучены сами, - "создают свои системы".
Забыли откуда черпали информацию, у кого учились?
А стоило бы не забывать этих выдающихся Мастеров!
Отсюда, вытекающие понятия «системности» или «систематизации», следования конкретным целям и задачам «системы». Эти определения должны отражаться в стилях русского рукопашного боя.
Стиль – авторский почерк, сугубо индивидуальный подход, манера выражения в характере человека, его существа в целом, мнение и позиции автора. В развитии Отечественной боевой системы, стиль – это прежде всего уверенный и отличный от всех остальных, способ изучения и передачи сформированных знаний, умений и двигательных навыков, основанных на строго определённых правилах, Законах и принципах.
Сущность и характер стиля выражается в его носителе, который годами формирует свои знания основанных на базовых принципах.
Так должно быть! А что происходит на самом деле?!
Отдельные «специалисты», смешивают систему и стиль, выдавая желаемое за действительное! О чём намекал выше. Обзывают систему своими именами и фамилиями, придумывают дикие названия, иной раз связывая это с русским фольклором или придумывая древние легенды.
Авторства у системы не может быть по определению! Это надо понимать и в этом надо разбираться!
Делая вывод из вышеописанного, хочется ещё раз пояснить всем.
У системы нет автора, она едина для всех направлений, видов и стилей!
А самих стилей, изучающих и развивающих систему может быть бесконечно много. Так и есть.
На сегодняшний момент времени, только в России уже более 100 (ста) всевозможных «систем» и «стилей». На сайте Ратныйтруд.рф вы можете ознакомиться с описанием существующих "систем", стилей, школ.
http://xn--80aiopndlck0f.xn--p1ai/
Хотя в меру своего опыта, я склонен полагать, что в основном это компиляции от известных Мастеров.
Двое из таких уважаемых мною людей, воспитавших немало воинов, наиболее известные под собственными именами и признаны уже во всём мире, труд которых в развитии и популяризации отечественной боевой системы нельзя переоценить:
Алексей Алексеевич Кадочников – автор стиля русского рукопашного боя, основанного на системе знаний механики (разделе физики) и биомеханике. Всю свою жизнь посвятил исследованиям в области системы боевого выживания, создал отличное от других, направление русского рукопашного боя в общей системе "приклада". Ушёл из жизни в апреле 2019 года. Царства Небесного!
Александр Анатольевич Соловьёв – мой Учитель и Наставник моей Школы прикладного рукопашного боя, русский боевой офицер (в отличие от иных мастеров), полковник в запасе, ныне военный пенсионер, проживает в Алтайском крае. Является самостоятельным автором стиля прикладного рукопашного боя – раздела русского воинского искусства, основанного на базовых знаниях природы человека, изучая максимальное расслабление в управлении движениями, закрепляя системные знания от самой «азбуки» рукопашного боя. Находится в добром здравии. По-прежнему старается улучшать свою методику, делая более доступным освоение сложной науки искусства рукопашного боя – развивается сам и продолжает помогать совершенствоваться всем желающим, обучая азам Отечественной боевой системы. Как он сам говорит:
- Пределов расслабления не существует!
- Учите расслабление постоянно!
Отличия есть в самих методиках подготовки и в их педагогических подходах, этих уважаемых Мастеров. Почерк разный, рассмотреть можно.
А схожесть их стилей заложена в самом стремлении, развивать Отечественную боевую систему, постоянно совершенствуя методику и популяризируя русскую боевую культуру.
Спасибо за ваше внимание мой уважаемый читатель и подписчик!
До новых встреч!
Честь Имею!